Бартер, крипта и другие способы обойтись без денег во внешней торговле: как с ними работать
Варианты неденежных расчетов во внешней торговле
Важно!
Выбирая вариант неденежных расчетов, необходимо убедиться, что он не запрещен в стране партнера. Ведь, если сделка будет признана судом или иным иностранным государственным органом ничтожной как противоречащая законодательству, может возникнуть спор с контрагентом о последствиях такого решения и придется искать способ исполнить договор иным образом.
Бартер: можно или нельзя?
Обычно под бартером понимают любой обмен — товарами, услугами, работами. В отечественном законодательстве этого понятия нет, хотя термин не раз упоминается. Так, в знаменитом постановлении Совмина № 713, которым среди прочего определены ограничения на внутреннем рынке на товарообменные операции, к таковым прежде всего как раз относится бартер. А вот на внешних рынках такого запрета нет.
Самый очевидный вариант бартера — это мена, правила совершения которой установлены Гражданским кодексом. Договором мены предусматривается обмен исключительно товара на товар. Но возможны иные виды обмена (бартера) — с применением других видов договоров, прямо не поименованных в законодательстве. Для коммерческих организаций здесь важен аспект встречного исполнения.
Кому подходит: промышленным организациям, прежде всего в отношениях с организациями одной с ними технологической цепочки.
Взаимозачет
Законодательство допускает прекращение обязательств по внешнеторговому договору зачетом. Но тут есть ограничения.
Прежде всего это условия самого зачета. Предъявляемые к зачету требования должны быть встречными и однородными (например, невозможен зачет требований, выраженных в разных валютах), а срок их исполнения должен наступить к моменту зачета (кроме случаев, когда срок исполнения не указан или определен моментом востребования).
А вот, например, резиденты ПВТ обязаны обеспечить получение выручки на свои счета в полном объеме, и завершение обязательства зачетом может косвенно свидетельствовать о нарушении специального законодательства о ПВТ. Кроме того, если участником сделки является резидент офшорной зоны, у белорусской компании может возникнуть обязанность уплатить офшорный сбор — 15% от суммы операции.
Кому подходит: как и иные неденежные формы расчетов, взаимозачет подходит компаниям, столкнувшимся с санкциями и невозможностью исполнить/принять платеж от иностранного контрагента. После принятия нового валютного законодательства данный способ начал применяться бизнесом во внешнеторговых отношениях гораздо шире.
Перемена лиц в обязательстве
Уступка права требования и перевод долга тоже являются законными способами завершения внешнеторговых сделок. Однако они не могут сопровождаться зачетом встречных требований между белорусскими предприятиями. Таким образом, незаконной может быть, например, признана ситуация, когда в результате уступки права требования резидентом (первоначальный кредитор) другому резиденту (новый кредитор) зачитывается встречное требование нового кредитора к первоначальному, поскольку данные действия привели бы к неденежному расчету.
Представим ситуацию, в которой иностранный должник не может перечислить оплату по договору поставки белорусскому экспортеру в силу действующих ограничений расчетов. Белорусская компания (первоначальный кредитор) уступает право требования по этому договору другой белорусской компании (новый кредитор), в результате чего стороны производят зачет встречного требования нового кредитора к первоначальному. Такой зачет может быть интерпретирован государственными органами как нарушение постановления № 713.
Поэтому при переводе долга на резидента (при импорте) или при уступке резиденту права требования (при экспорте) для избежания зачета рекомендуем предусмотреть встречное предоставление в денежном эквиваленте.
Какие могут быть варианты расчетов, когда резидент является кредитором при экспорте:
иностранный должник может перевести долг на другого нерезидента — например, из дружественной юрисдикции, что позволит беспрепятственно провести платеж белорусскому кредитору. Возможен также перевод долга с последующим зачетом между нерезидентом — новым должником и резидентом-кредитором, если тот был должен нерезиденту по другому договору;
иностранный должник может перевести долг на резидента, но при этом необходимо изменение валюты договора на белорусские рубли, поскольку резиденты вправе рассчитываться друг с другом только в них;
белорусский кредитор может уступить право требования нерезиденту или другому резиденту, если эта операция не подпадает под действие постановления № 713.
Снизить такие риски в значительной мере позволяют тщательная проверка новых контрагентов и учет законодательных ограничений при заключении договоров.
Кому подходит: компаниям, столкнувшимся с санкционными ограничениями.
Пять важных нюансов уступки требования и перевода долга
обратить внимание на действительность передаваемых/принимаемых требований;
проверить, когда истекает срок давности по принимаемым требованиям. Ведь при перемене лиц срок давности не изменяется и продолжает течь;
если планируется принять право требования в отношении какого-либо неизвестного должника, желательно тщательно проверить его платежеспособность, сведения о ликвидации/банкротстве, о его бенефициарах. При необходимости стоит привлечь для этого иностранных юристов. Как правило, сейчас подобную информацию получить несложно;
стоит выяснить, не совершается ли перевод долга или уступка требования безвозмездно, поскольку дарение между коммерческими организациями у нас запрещено;
уточнить, нужно ли регистрировать такой договор на веб-портале Нацбанка (если сумма денежных обязательств превышает 4 тыс. базовых величин) или в ином уполномоченном органе, если первоначальная сделка подлежала госрегистрации.
Репатриация валютной выручки при перемене лиц в обязательстве или зачете
Обязанность белорусских организаций по репатриации валютной выручки не распространяется на случаи зачета встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров.
Перемена лиц в обязательстве, в свою очередь, может повлечь разные последствия для обязанности по репатриации.
Прежде всего, перемена лиц может повлечь переход обязанности по репатриации на новую сторону, принимающую право требования или долг. Это происходит, например, когда один резидент уступает другому право требования к иностранному контрагенту. Тогда обязанность по репатриации переходит к резиденту, принявшему право требования.
Во-вторых, при перемене лиц может не потребоваться репатриация выручки в связи с сопутствующим зачетом встречных требований сторон. Уступка требования / перевод долга на нерезидента автоматически не прекращают обязанность резидента по репатриации, но она будет считаться выполненной в связи с упомянутым зачетом. Например: белорусское предприятие-первоначальный кредитор уступает нерезиденту (новый кредитор) право требования в отношении иностранного должника. Если у нового кредитора было встречное требование к первоначальному кредитору по другому договору, то подобная уступка сопровождается зачетом встречных требований, что, фактически, исключает обязанность по репатриации.
В-третьих, некоторые способы завершения валютных операций (например, перевод долга с нерезидента на нерезидента) не касаются вопроса репатриации выручки, поскольку кредитор-резидент не меняется и не выходит из обязательства.
Как определить срок репатриации выручки?
Определить срок репатриации стороны могут самостоятельно, но порядок его расчета установлен Нацбанком.
Для расчета срока репатриации валютной выручки к сроку, необходимому для зачисления денег на открытый в банке счет резидента, нужно прибавить:
при экспорте — предусмотренный валютным договором срок исполнения нерезидентом обязательств по оплате;
при импорте — указанный в договоре срок возврата нерезидентом внесенной предоплаты в случае, если он не исполнил или исполнил не в полном объеме свои обязательства по договору.
Срок, необходимый для зачисления денег на открытый в банке счет резидента, не должен превышать 30 календарных дней, если они не были заморожены иностранными банками или заблокированы из-за международных санкций.
По экспортно-импортным договорам, заключенным до 24 февраля 2022 года с украинскими предприятиями, в срок репатриации включен период действия форс-мажорных обстоятельств в связи с объявленным Украиной мораторием.
Отступное и новация
Также заменить деньги в расчетах во внешней торговле можно любыми другими видами расчетов, которые позволяют избежать репатриации валютной выручки, — например, соглашением об отступном и новацией.
Отступное — это способ прекращения первоначального обязательства, по которому вместо установленного основным договором исполнения должник предоставляет что-либо взамен. Скажем, если невозможно провести платеж за рубеж, должник передает имущество, имущественные права и т. д. При этом основное обязательство прекращается.
При новации первоначальное обязательство изменяют на новое. К примеру, резидент перечислил предоплату зарубежному поставщику, но тот не может поставить заказанный товар. Тогда стороны заменяют прежнее обязательство на что-то иное — оказание услуг, аренду имущества и т. д.
Обязанность по регистрации соглашения об отступном на веб-портале Нацбанка законодательством не предусмотрена. А вот соглашение о новации регистрируется, если оно предусматривает валютную операцию, входящую в перечень подлежащих регистрации операций, и сумма денежных обязательств превышает 4 тыс. базовых величин.
Кому подходит: новация и отступное подойдут компаниям, столкнувшимся с невозможностью исполнения первоначальных обязательств по договорам.
Расчеты в криптовалютах
Рассчитываться по экспорту и импорту криптовалютой запрещено. Единственным средством платежа в Беларуси является белорусский рубль, а в расчетах с нерезидентами — еще и иностранная валюта. Никакая криптовалюта не заменяет фиатных денег. Но ее можно использовать при исполнении внешнеторговых договоров.
В ряде стран постоянно идет поиск способов применения криптовалюты в международных расчетах. К примеру, в России с 2022 года этим вопросом занимаются Минфин, Росфинмониторинг и Банк России, однако окончательного решения пока не приняли.
Хоть криптовалюта не может служить средством платежа, ее можно использовать во внешнеторговых сделках для мены на товары, услуги и т. п. Кроме того, валютное законодательство Беларуси позволяет прекратить обязательство по валютной операции путем заключения соглашения об отступном, по которому должник вместо выплаты денежной суммы обязуется перечислить кредитору определенное количество криптовалюты.
Важно!
Белорусские предприятия вправе совершать любые сделки с криптовалютой только через резидента ПВТ, у которого соответствующий вид деятельности записан в бизнес-проекте. Насколько нам известно, некоторые криптобиржи и другие резиденты ПВТ, осуществляющие операции с токенами, готовы предложить белорусским компаниям необходимые решения для исполнения международных сделок.
Кому подходит: тем компаниям, которые готовы разбираться в специфике торговли цифровыми знаками (токенами) и в отношении которых законодательством не установлено ограничений на использование криптовалют в деятельности (такие ограничения, например, есть для лиц, использующих упрощенную систему налогобложения).
Что важно знать о посредниках во внешней торговле?
Ограничения международных расчетов вызвали активность недобросовестных дельцов, предлагающих разнообразные «серые» схемы. Ситуация осложняется тем, что правила часто меняются, требуются быстрые решения и времени на тщательную проверку контрагентов иногда просто нет. Однако слепо полагаться на их честность не стоит — это грозит финансовыми и репутационными потерями.
Минимизировать риски при обращении к услугам третьих лиц помогут несколько простых правил:
при проведении трансграничных расчетов в первую очередь обращайтесь в заслуживающие доверия лицензированные финансовые институты. Они, как правило, первыми узнают обо всех ограничениях и запретах, оперативно реагируют на них и точно помогут избежать нарушений при проведении платежей;
если предложение пришло от неизвестной компании, проверяйте ее существование, информацию в официальных реестрах и банках данных, историю деятельности и отзывы;
всегда заключайте договоры в письменном виде. Само предложение закрепить договоренности на бумаге может отсеять мошенников и предотвратить совершение нелегальных операций;
всегда консультируйтесь с юристами, финансовыми и налоговыми консультантами для оценки рисков. На практике даже несложные модели отношений могут повлечь за собой незаметные для владельцев бизнеса осложнения, которые лучше предотвратить заранее, чем исправлять потом.