Заявили о ликвидации — ждите проверку? Самые частые налоговые ошибки бизнеса в Беларуси
Стоит сразу отметить, что основанием для внеплановой проверки может быть систематическое использование агрессивных схем налоговой экономии. Кроме того, поводом для проверки может стать и решение компании о ликвидации.
— В 80% тех ликвидаций, в которых мы тем или иным образом принимали участие, такое решение приводило к проведению проверки, — делится наблюдениями директор REVERA Belarus Александр Антонов.
Складывающаяся правоприменительная практика говорит о следующих наиболее часто встречающихся ошибках белорусского бизнеса, которые выявляют при налоговых проверках.
Ошибка первая: дробление бизнеса
Эту проблему, особенно после появления 33-й статьи Налогового кодекса, смело можно назвать головной болью нашего бизнеса.
Пример из практики: налоговая проводила камеральную проверку в отношении компании, были обнаружены нарушения, с которыми плательщик не согласился, после чего была назначена выездная проверка, поскольку раньше был факт реорганизации.
В ходе этой проверки выяснилось, что компания осуществляла деятельность с помощью четырех субъектов хозяйствования. Все они применяли УСН, по сути одно лицо управляло компанией, одни и те же лица занимались бухучетом, на все компании был один сайт, через который клиенты могли обратиться за услугой.
Что получилось: компании доначислили НДС и налог на прибыль, компанию привлекли к административной ответственности в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а в отношении должностного лица было возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов, в рамках которого назначена еще одна проверка, но уже за более длительный период (более 5 лет).
Комментарий юриста:
— Хотелось бы напомнить бизнесу, что необходимо на этапе, когда проходит камеральная проверка, взвешивать все риски и понимать, каковы ваши шансы отстоять свою позицию, — обращает внимание ведущий юрист REVERA Belarus, аттестованный налоговый консультант Анна Протас. — Отмечу, что обнаружение нарушений во время камеральной проверки дает возможность субъекту хозяйствования самостоятельно исправить свои ошибки и не быть привлеченным к административной ответственности. А она на данный момент составляет 40% от неуплаченных сумм налогов.
Ошибка вторая: подмена трудовых отношений гражданско-правовыми
Пример из практики:
— К нам обращается довольно много клиентов из сферы IT, которые приняли решение о ликвидации, — рассказывает Анна Протас. — Напомню, что ликвидация компании является одним из оснований для проведения налоговой проверки. Налоговые органы при осуществлении контроля нередко выявляют случаи, когда компания сотрудничала с ИП, которые де-факто являлись ее работниками.
Что получилось: в таких случаях компании, как налоговому агенту, доначисляют подоходный налог с физических лиц, а впоследствии — и взносы в ФСЗН и «Белгосстрах».
Комментарий юриста:
— Сейчас эта схема не такая популярная, поскольку ИП не вправе применять УСН, а ставка подоходного налога с физических лиц с дохода от предпринимательской деятельности составляет 20%, — отмечает юрист REVERA Belarus. — Однако с этого года введен новый налоговый режим — налог на профдоход, использование которого должно быть добросовестным. При установлении факта, что отношения между компанией и самозанятым фактически носили характер трудовых, последствием будет доначисление подоходного налога с физических лиц (26%), пени, наложение административного штрафа на компанию в размере 40%, а возможно, и рассмотрение вопроса о наличии в деяниях руководителя компании состава преступления.
Ошибка третья: реализация основных средств и материальных ценностей по ценам сильно ниже рыночных
Пример из практики:
— Клиент приобрел большое количество автомобилей в лизинг, и потом они были реализованы взаимозависимым лицам, которые или оставили их в пользовании, или реализовали по рыночной цене, — приводит пример Анна Протас.
Что получилось: компании были доначислены налоги. При этом налогооблагаемая база составила разницу между рыночной стоимостью и ценой, по которой эти лица приобретали автомобили у организации.
Комментарий юриста: по словам Александра Антонова, подобные нарушения налоговая часто выявляет при проверках, которые назначаются после принятия решения компанией о ликвидации.
— Если вы продаете дорогостоящее имущество (машины, ноутбуки и т. д.), обязательно проводите независимую оценку до совершения этой сделки, — советует директор REVERA Belarus. — Если этой оценки не будет, то при проверке могут найти аналогичные товары на сайтах по продаже бэушных вещей и доначислят налоги исходя из этих цен.
Юристы обращают внимание, что в практике были случаи, когда интернет-площадки по запросу налоговой предоставляли сведения, например, о стоимости выставленных 3–5 лет назад на продажу автомобилей. Какие-то корректировки на «торг» с цены в объявлении не принимались.
Ошибка четвертая: использование основных средств или материальных ценностей в интересах третьих лиц
Пример из практики: компания приобрела автомобиль в лизинг и сразу же передала его по договору субаренды взаимозависимому лицу. Это лицо им пользовалось и оплачивало небольшие платежи. В итоге расходы на приобретение автомобиля превысили доходы от сдачи его в субаренду в 20 раз.
Что получилось: были откорректированы налоговые вычеты по НДС.
Комментарий юриста: каждая сделка, хозяйственная операция должны иметь деловую цель, но никак не совершаться исключительно в целях налоговой экономии.