Рынок школьной формы в Беларуси: как он устроен и можно ли на нем заработать
По данным концерна «Беллегпром», к новому, 2023/24 учебному году белорусские предприятия произведут и поставят в магазины свыше 1 млн швейных и трикотажных изделий для школьников, что примерно на 20% больше, чем в прошлом году. С этого сезона для учеников ввели второй обязательный элемент школьной формы, отсюда и увеличение объемов производства. Выпуском такой продукции в стране занимаются около 30 предприятий, половина из которых входит в систему профильного государственного концерна.
Как создают школьную форму и какая здесь роль у государства
Даже когда в Беларуси не было обязательных элементов школьной формы, большинство производителей выпускали для детей одежду делового стиля. При этом они исходили из собственного анализа спроса на те или иные модели, цветовую гамму и объемы.
В 2022 году в стране начали популяризировать единообразие одежды школьников. Сначала появился один обязательный элемент, который учреждения образования могли выбрать вместе с родителями. А с этого года таких элементов стало два, и можно предположить, что этот тренд продолжится.
— Подготовку к новому школьному году предприятия отрасли начинают еще в январе, — рассказывает OL заместитель начальника управления координации развития швейной и трикотажной отраслей концерна «Беллегпром» Елена Дубовец. — С участием представителей предприятий, Министерства образования и Министерства антимонопольного регулирования и торговли мы проводим совещания, по итогам которых формируются программа производства и поставки товаров для школьников на внутренний рынок, в том числе создается каталог этой продукции, определяется необходимая цветовая гамма. С МАРТ согласовываются предельные отпускные цены.
Разнарядки по объемам и моделям для предприятий нет. Учитываются только их технические возможности, потенциальные объемы продаж, запросы системы образования, заявки организаций торговли, изучается спрос на разные элементы одежды для школьников. То есть государство на этом рынке пока играет роль координатора и ценового регулятора.
— Каждый год с учетом этих факторов коллекции предприятий обновляются. В этом году — примерно на 70%. Например, гораздо больше планируется выпустить жилетов, поскольку этот элемент одежды пользуется популярностью. Их производство увеличилось в пять раз. Что касается цветовой гаммы, то в этом году с учетом пожеланий системы образования мы остановились на четырех цветах: синем, черном, сером и бордовом, — объясняет представитель «Беллегпрома».
Каналы продаж и конкуренция
В целом возможности для конкуренции на рынке сохраняются. Во-первых, каждый производитель сам работает с торговлей, а многие имеют собственные сети фирменных магазинов. Соответственно, объемы производства и ассортимент производители определяют самостоятельно.
Например, ОАО «Славянка» в 2022-м к началу учебного года выпустило около 50 тыс. изделий, а в 2023-м — уже 70 тыс. А объем производства ЗАО «Калинка» вырос с 200 тыс. до 213 тыс. единиц.
— Примерно половину продукции мы реализуем через собственную торговую сеть, — говорит директор ОАО «Славянка» Теймураз Бочоришвили. — Это для нас наиболее предпочитаемый канал продаж. Дело в том, что спрос на швейные изделия носит сезонный характер и летом продажи падают. Одежда для школьников, которую покупают как раз в это время, помогает сглаживать сезонность и обеспечивать относительно ритмичную выручку наших магазинов.
Основной объем продаж школьной одежды в Беларуси приходится на розничную торговлю. То есть покупатели — в основном родители школьников, хотя они и руководствуются при этом перечнем обязательных предметов и цветовой гаммой, принятой в том или ином учреждении образования.
Неплохо идут продажи через маркетплейсы, хотя для предприятий это не так выгодно. Интересно, что 10–12% рынка приходится на прямые заказы, когда крупные школы (чаще — гимназии и лицеи) обращаются к производителям для централизованной закупки школьной формы.
У государственных предприятий такие заказы единичны, так как им сложно найти «окно» для мелких партий при их объемах производства. Зато частные компании довольно активно работают с подобными клиентами.
Кроме внутренней конкуренции, белорусским компаниям приходится учитывать фактор импорта. Хотя назвать конкретные цифры продаж или поставок в торговые сети школьной одежды из-за рубежа не может никто — по общему мнению представителей предприятий, они довольно значительны. В основном это российская и турецкая продукция.
Особенности ассортимента и популярные цвета
Модельный ряд школьной одежды у белорусских производителей довольно большой. Например, у «Калинки» только блузок — 90 моделей. Но постепенно производители сокращают ассортимент. Это реакция на спрос, который сосредоточен в нескольких основных товарных группах. Можно сказать, что сейчас идет унификация модельного ряда в сторону простоты и минимализма.
— Что касается цветовой гаммы, то, по нашему опыту продаж, самыми востребованными цветами являются темно-синий и черный. Причем если у младших школьников на синий приходится примерно 70% продаж, а на черный — 25–30%, то у старших — все как раз наоборот. Доля бордового цвета в среднем на рынке — не более 10%. А серый так по-настоящему и не прижился ни в Беларуси, ни в России, — объясняет директор ЗАО «Калинка» Наталья Кулеш.
Можно добавить, что в последнее время достаточно много детей с избыточным весом. Это следствие проблем с питанием и снижением подвижности. Производителям приходится учитывать данный факт и корректировать свои линейки размеров по полноте.
Как мы уже говорили, самым популярным элементом школьной одежды сейчас стали жилеты. Но по-прежнему востребованы брюки делового стиля, юбки, джемперы, блузы и другая одежда. В последнее время хорошо продаются изделия из трикотажа. Конечно, трикотаж удобен, хотя в каком-то роде это отход от делового стиля.
В некоторых школах одним из форменных элементов решили сделать галстуки определенного цвета. Все большее распространение получают нашивки в виде эмблем и логотипов.
На предприятиях подчеркивают, что белорусская продукция более качественная, чем импортные аналоги, так как она полностью соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Эти требования устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, в том числе к школьной одежде.
Болевые точки — цена и рентабельность
Производство школьной одежды — сложный бизнес. Он не просто сезонный, а в принципе имеет очень узкое временное окно продаж. Как правило, это не более трех месяцев, а по-настоящему активная реализация — только в августе. При этом на подготовку материалов и производство уходит более полугода.
Но основная проблема в цене. Как сообщили в «Беллегпроме», с МАРТ и Министерством образования согласовано, что повышение цен на школьную форму в этом году не должно превышать 8% к цифрам 2022 года.
— Приведу такой пример: отпускная цена на деловой костюм для мальчиков младшего школьного возраста у нас составляет 85 рублей с НДС, — рассказывает Теймураз Бочоришвили. — При этом заложенная в цену рентабельность производителя — всего 4,6%. С учетом инфляции и роста затрат, не говоря уже о курсовых потерях, получается, что мы на этой продукции в лучшем случае сработали в ноль. А ведь есть риск, что продажи пойдут хуже, чем предполагалось. По прошлым годам средние товарные остатки по одежде для школьников — 10–15%.
— Только по тканям импортоемкость нашей одежды для школьников составляет примерно 80%. Значит, мы сильно зависим от колебаний валютных курсов. А качественная ткань — это основная составляющая качественной продукции, — говорит Наталья Кулеш.
В целом в Беларуси складывается следующая ситуация: качественная деловая одежда для школьников выпускается в хорошем ассортименте, и спрос на нее растет, но производить больше предприятиям невыгодно.
Как вариант — государство могло бы использовать опыт других стран. Например, России, где дотируется производство тканей. Возможно, речь могла бы идти также о предоставлении налоговых льгот в части производства детской одежды или о других стимулирующих мерах.