Всего за семь месяцев этого года объем продажи евро на бирже составил 20,1 млн. Год назад этот показатель составлял 2,3 млрд. Можно было бы сказать, что евро просто не нужен из-за изменений во внешней торговле, если бы не спрос на него на межбанковском рынке.
Евро ушел на внебиржевой рынок?
Представители БВФБ уверяют: биржа создала все условия для совершения сделок с валютной парой EUR/BYN.
— Биржевые торги иностранными валютами проводятся ежедневно, кроме выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных нерабочими, — напоминают на бирже. — Случается, что торги с валютной парой EUR/BYN проводятся в общем порядке, участники торгов подают в торговую систему заявки на покупку и продажу, при этом сделки не регистрируются из-за отсутствия в торговой системе встречных заявок, в которых обменный курс в зависимости от направления больше/меньше или равен обменному курсу находящихся в очереди заявок.
Бизнес предпочитает покупать валюту на внебиржевом рынке. Почему?
— Нацбанк с 12 декабря 2022 года исключил евро из перечня валют, входящих в состав корзины иностранных валют, и перестал быть участником торгов на БВФБ с этой валютой, — объясняют в БНБ-Банке. — Межбанковские расчеты в евро ведутся преимущественно через конверсию других иностранных валют. В связи с этим валютно-обменные операции в евро с юрлицами белорусские банки проводят в основном на внебиржевом рынке.
Поскольку торгов по евро на БВФБ почти нет, клиенты могут купить его только у банков, которые в свою очередь приобретают его в рамках заключенных с другими банками соглашений о проведении казначейских операций, уточняют в МТБанке.
Есть и еще одна причина, по которой банки сами закрывают сделки, в которых клиентам нужна европейская валюта.
— У валютно-фондовой биржи есть неформальный клиринговый центр — это Беларусбанк, через который биржа проводит платежи по евро, — поясняют в Технобанке. — Однако внешний клиентский платеж через него невозможен. Вдобавок есть комиссия в размере 2%. Соответственно, из-за того, что у нас нет возможности заплатить евро через Беларусбанк, у нас нет потребности делать сделки на бирже, даже если там низкий курс.
В самом Беларусбанке с такой трактовкой ситуации не согласны.
— По нашим оценкам, клиенты все больше идут на биржу. Отсутствие торгов по евро объясняется трудностями в расчетах этой валютой и тем, что бизнес переориентируется на другие рынки, — сказал OL представитель банка.
Наконец, делать выбор в пользу внебиржевого рынка клиентов банков стимулируют удобство и скорость платежей.
— Например, у нас эти сделки заключаются дистанционно, самостоятельно или с поддержкой менеджера, курс можно зафиксировать на любой срок до года, а конверсия, в отличие от биржи, доступна в течение всего дня и между любыми поддерживаемыми валютами, — рассказывают в Банке ВТБ (Беларусь). — Кроме того, в банке обмен валюты совершается моментально, без дополнительных комиссий, в то время как биржа требует предварительного депонирования и начинает расчеты только по итогам торгов.
Ситуацию с популярностью покупки валюты (не только евро, но и любой другой) на внебиржевом рынке можно объяснить введенными банками тарифами за перечисления, объясняет OL еще один источник на финансовом рынке.
— Когда переводишь валюту (доллары/евро) в другой белорусский банк, взимается тариф. Первым в размере 2% его ввел Приорбанк. В результате клиенту выгоднее работать в рамках одного банка.
«Бывают дни, когда объем торгов долларом и юанем одинаковый»
Как говорит наш источник на финансовом рынке, на бирже основные объемы расчетов в валюте переходят в юани и российские рубли. Например, 11 июля объем торговли в российских рублях втрое превысил торговлю долларом на бирже.
Все чаще на бирже случаются дни, когда объем торговли юанем сравним с объемом торговли долларом. На протяжении последних месяцев объем торговли юанем держится на уровне 2 млрд юаней в месяц.
— Если сравнить эти данные с объемом торговли на Казахстанской бирже, то увидим, что, например, в январе у нас объемы торговли юанем превышали оборот на KASE в 3,6 раза. В мае объем биржевых торгов юанем (в эквиваленте в долларах) в Казахстане составил $103 млн, а на БВФБ — $276,4 млн, — приводит цифры наш собеседник и поясняет: — С учетом того, что в Казахстане экономика в 2,5 раза больше, это скорее говорит о проблемах в расчетах. В Казахстане нет проблем рассчитываться в долларах, поэтому юань не востребован в такой степени, как у нас.
По мнению банкиров, в сравнении с началом года объем покупки и продажи валюты сохраняется на прежнем уровне. При этом у клиентов банков растет интерес к «мягким» валютам, в том числе из-за ограничений в расчетах долларами и евро по внешним платежам.
Например, в Банке ВТБ (Беларусь) уточняют, что лидером среди альтернативных валют является китайский юань. Также в банке отмечают спрос на индийскую рупию, дирхам ОАЭ, казахстанский тенге, армянский драм, азербайджанский манат и вьетнамский донг.
Снижение объемов валютно-обменных операций у бизнеса по долларам и евро наблюдают и в МТБанке. Там тоже заметили увеличение спроса на российский рубль, китайский юань, казахстанский тенге.
Евро по-прежнему нужен импортерам
Компании-импортеры обращают внимание, что обычно приобретают у банка валюту в зависимости от того, какие контракты надо исполнить.
Так, компании «Фрутреал» в этом году в расчетах с контрагентами из-за ограничений, введенных для банков-корреспондентов, пришлось в большей степени переориентироваться как раз на евро. Доллары стало сложнее отправлять за рубеж. Поэтому с партнерами в Латинской Америке, Африке, с которыми ранее рассчитывались в долларах, теперь приходится рассчитываться в евро. Соответственно, вырос объем покупки евро компанией.
А в расчетах со странами Центральной Азии, Казахстаном, Узбекистаном, Арменией компания перешла на российские рубли или национальные валюты.
Поскольку евро на бирже сейчас почти не торгуют, компания покупает его на внебиржевом рынке.
Менеджер уточняет, что с европейскими партнерами сейчас невозможно рассчитываться в долларах, даже Турция предлагает только расчеты в евро.
Фото: Envato Elements