— Суть дробления бизнеса заключается в искусственном разделении деятельности основного субъекта на несколько субъектов, которые не обладают самостоятельностью, контролируются одним лицом или группой лиц. Делается это, чтобы сэкономить на налогах, — объясняет адвокат.
Самая очевидная схема — когда компании осуществляют один вид деятельности, а выручка искусственно распределяется между субъектами схемы. Есть и более сложные варианты, когда один бизнес-процесс делится между несколькими компаниями.
По наблюдениям Владислава, практически у любого незаконного дробления бизнеса есть свои ключевые признаки. Контролирующие органы давно их отработали и знают, как искать. Они и создают доказательную базу при составлении актов проверок.
Создание новых компаний с идентичным составом участников или участниками — родственниками владельцев основной компании
— Этот критерий хоть и сразу бросается в глаза, но сам по себе еще ни о чем не говорит. Быть участником в нескольких компаниях не запрещено законом, — говорит адвокат. — Повысит ли это риск проведения контрольных мероприятий или нет, сказать сложно. Но я рекомендую обращать внимание на этот признак при создании компании с аналогичным видом деятельности. Даже если есть отличия, например, в продукции/услугах и т. д.
Фактическое нахождение основной и новой компаний в одном здании и (или) помещении
При создании компании нужно определить ее юридический адрес.
— На практике встречаются разные ситуации: совпадают адреса основной и новой компаний, они находятся в соседних помещениях или у них абсолютно разные адреса. Любой из этих вариантов имеет право на существование, запретов нет. Для налоговых органов принципиальное значение имеет не юридический адрес, а фактическое нахождение компании, — делится наблюдениями Владислав Галуза.
Например, юридически новая компания находится в соседнем от основной компании помещении, но фактически все ее работники, документы располагаются в помещении основной компании.
Встречаются ситуации, когда основная компания арендует и передает часть помещения или одно из своих помещений новой компании в безвозмездное пользование или в субаренду за условный 1 рубль.
— Хранили бы вы документы абсолютно чужой компании, отдали ли бы ей просто так часть площадей или сдали бы в субаренду за 1 рубль, разрешили ли бы ее работникам просто так ходить по офису? Сомневаюсь, ведь основная цель бизнеса — зарабатывать деньги, — рассуждает адвокат.
Выходит, что в описанной схеме новая компания не является самостоятельной, а фактически зависит и подчиняется основной.
— Если вы создаете новую компанию и хотите передать ей помещение в пользование, лучше оформить это через договор аренды (субаренды) с реальными рыночными ставками и реальной оплатой аренды. При заключении договора аренды и (или) субаренды на плане-схеме к договору зафиксируйте, какие конкретно площади переданы новой компании. Соответственно, все, что относится к новой компании, должно находиться на этих площадях (документы, оборудование, работники и т. д.).
Новая компания осуществляет тот же вид деятельности, что и основная
Это, по мнению адвоката, один из ключевых признаков. Первый вопрос, который задаст налоговый инспектор при проверке: для чего создана новая компания с таким же видом деятельности? У бизнеса должно быть разумное экономическое (деловое) обоснование таким действиям.
Как понять, есть ли у вашего бизнеса риски при проверке? Владислав рекомендует пройти простой тест.
— Представим, что компании в Беларуси в принципе не платят налоги. Создали бы вы в такой ситуации новую компанию или нет? Если ответ отрицательный — у вас дробление с целью экономии на налогах.
Примеры деловой цели создания новой компании с таким же видом деятельности:
- продажа бизнеса по частям;
- производство нового товара, оборудования и т. д. (но придется объяснить, почему это не смогла сделать основная компания);
- основная компания работает только с потребителями, новая работает только с субъектами хозяйствования.
Новая компания осуществляет иной вид деятельности, но фактически забрала часть производственного процесса основной компании
— Суть вопросов налогового инспектора здесь сводится к следующему: для чего создали новую компанию, которая выполняет часть производственного процесса основной компании, и почему нельзя было добавить новый производственный процесс на основную компанию? — говорит Владислав Галуза. — Как вы понимаете, это также нужно экономически обосновать и доказать (например, бизнес-планом, расчетами, аналитикой и т. д.). Если этого не сделать, получите вывод о минимизации налогов.
Управленческие решения принимаются бенефициарами основной компании. Руководитель новой компании не обладает самостоятельностью в принятии решений
Директор — это один из органов управления компании, который должен руководить ее текущей деятельностью.
Именно директор должен фактически принимать решения и выполнять свойственные ему функции, а не бенефициар основной компании.
— Не должно быть такого, что собеседование с работником проводит, например, собственник основной компании и утверждает его на должность. Или директор с неясной целью подписывает договор беспроцентного займа с основной компанией и дает поручение перечислить деньги, — приводит пример адвокат.
В организациях трудоустроены одни и те же работники либо они перемещаются из одной компании в другую
Это тоже один из ключевых признаков. У компании спросят: для чего перемещали работников с одной организации в другую? А у работников: что изменилось после того, как они перешли в новую компанию?
— Теоретически это можно объяснить тем, что для сотрудников улучшались/менялись условия труда: зарплата, лучше офис, его локация, социальные бонусы и т. д. — рассуждает адвокат. — Но в чистом дроблении фактически для работников ничего не меняется, просто в графе «Наниматель» теперь не ООО «Ромашка», а ООО «Ромашка Плюс».
Явным сигналом дробления будут и ситуации, когда работники основной компании после открытия новой переходят во вновь созданную компанию полностью или на 0,5 ставки либо ходят то в одну, то в другую без каких-то обоснованных причин.
Вновь созданные компании получают и безвозмездно пользуются имуществом основной компании
Еще один ключевой признак.
— Повторюсь: цель компании — зарабатывать деньги. Инспектор задаст вполне закономерные вопросы: почему техника передана в безвозмездное пользование новой компании и почему новая компания самостоятельно ее не приобрела? При этом, есть у вас договор ссуды или нет, не будет иметь никакого значения, главное, что происходит фактически. Согласитесь, абсолютно незнакомой компании вы бы вряд ли передали в пользование имущество бесплатно либо за условный 1 рубль.
Использование одного программного комплекса для своей деятельности или «1С: Бухгалтерии»
— Смотрим предыдущий пункт. Вы бы предоставили доступ чужой компании в свой программный комплекс или «1С: Бухгалтерию»? Я думаю, нет, — рассуждает адвокат. — У каждой компании должна быть своя лицензия на продукт, и оплачивать ее тоже нужно самостоятельно.
Безвозмездное использование новыми компаниями сайта, товарного знака, контактных телефонов, рекламы основной компании
Это, по мнению адвоката, дополнительный признак, который показывает искусственность деятельности новой компании.
— Налоговые органы анализируют информацию на сайте. Смотрят, содержатся ли там сведения о всех компаниях, кто несет расходы за хостинг и подписку на конструкторы сайтов, возмещаются ли эти расходы новыми компаниями, — объясняет логику проверяющих органов Владислав Галуза. — Дополнительно смотрят, как новые компании пользуются товарными знаками старой компании. Платят за это или нет. Смотрят, какими телефонами они пользуются.
Компании имеют идентичных контрагентов
Если налоговый орган установит, что фактически у компаний основными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) выступают одни и те же контрагенты, а товары или услуги приобретают идентичные покупатели, поступит вполне закономерный вопрос: для чего создавали новые компании?
— Очевидно, что деловую цель в такой ситуации обосновать тяжело или невозможно. Предполагается, что новая компания должна обеспечить себе свою долю и обороты в бизнесе и получить самостоятельный экономический результат. Иначе это будет признаком искусственного дробления, — говорит адвокат.
Наличие задолженности, неначисление санкций и т. д.
Если у вас появляется задолженность и контрагент вам ее не оплачивает, первым делом вы направляете претензию, а потом обращаетесь в суд со всеми штрафными санкциями в иске. Если же вы не совершаете таких действий, это говорит, что по сути у вас взаимозависимость и вы можете оказывать влияние на вторую компанию.
IP-адреса и налоговые декларации
Это дополнительный признак, показывающий искусственность деятельности компании. Практически каждый акт проверки содержит указание на то, что налоговые декларации подавались с одних и тех же IP-адресов, при этом налоговые декларации содержат контактные телефоны одного и того же лица (бухгалтера).
Фото: Envato Elements