Теперь одной крови. Российский холдинг купил плазмазавод «Фармлэнда»
Что известно
О самой сделке оба ее участника официально не сообщали. Но, как удалось узнать Office Life, для реализации инвестпроекта в ноябре 2022 года было создано отдельное юрлицо — «Далиомфарма». В уставном капитале «Фармстандарту» принадлежит 70% доли, белорусскому владельцу «Фармлэнда» Ивану Логовому — 30%. Уставной капитал относительно невелик — 10 тыс. белорусских рублей.
Возглавил новое предприятие бывший руководитель «Фармлэнда» Вадим Сенчук. В марте этого года «Фармлэнд» передал «Далиомфарме» права на товарные знаки своего плазменного производства — «Альбуфарм», «Фармафикс», «Иммунофарм» и «Фармаклот». Из них пока только «Альбуфарм» (растворы альбумина) на официальном сайте компании значится как запущенный в серийное производство. Тогда же, в марте, Минздрав выдал новому предприятию лицензию на фармацевтическую деятельность.
Плазма от белорусов...
В новом совместном проекте партнеры, похоже, нашли, что ранее безуспешно искали по отдельности.
Иван Логовой со своим нидерландским партнером Ником Зи построили завод по производству лекарственных средств из плазмы крови человека (альбумина, иммуноглобулина и двух факторов свертываемости крови VIII и IX) в 2015 году. Производство мощностью до 600 тыс. литров плазмы в год обошлось владельцам «Фармлэнда» в $23 млн. На него были потрачены собственные средства и заем нидерландского банка.
Планировалось, что при переработке 150 тонн плазмы в год вложения окупятся через 4-5 лет. На такие и в потенциале большие объемы переработки плазмы (до 450 тонн в год) владельцы хотели выйти через 3-5 лет, создав на территории Беларуси сеть из 18 плазмоцентров. Половину средств готов был предоставить Европейский банк реконструкции и развития. Но создать собственную сырьевую базу не получилось, что сказалось на объемах и расширении линейки выпускаемых на плазмазаводе лекарственных средств.
...и от россиян
В какой-то мере планам владельцев «Фармлэнда» тогда помешал... «Фармстандарт».
В 2016 году в плазмопроект Логового и Зи собиралась инвестировать российская государственная корпорация «Нацимбио» — единственный поставщик препаратов крови для российского Минздрава, Минобороны, МВД и других ведомств. После введения в 2014 году в отношении России санкций там озаботились вопросами национальной безопасности и решили построить собственные заводы по выпуску лекарств из плазмы крови человека.
Предполагаемое совместное производство в Несвиже «Нацимбио» рассматривала как площадку для отработки технологий и обеспечения потребностей российского рынка в условиях санкций. Но в итоге «Нацимбио» отдала предпочтение проекту, который затеял непосредственно на территории России «Фармстандарт» при участии итальянской компании Kedrion Biopharm.
Владельцы «Фармстандарта» Виктор Харитонин (534-е место в последней версии рейтинга Forbes с состоянием $5 млрд) и Евгений Кульков (982-е с $3,8 млрд) несколько раз пытались войти в эту нишу. В 2017 году на базе долгостроя, где с начала 2000-х российские власти безуспешно пытались реализовывать проект по выпуску препаратов крови, «Фармстандарт», Kedrion Biopharm и «Нацимбио» создали компанию «Киров Плазма». Но проект тоже не удалось завершить — в 2019 году итальянцы вышли из этого бизнеса.
Весной прошлого года сообщалось, что на одной из пяти принадлежащих холдингу Харитонина и Кулькова фабрик «Фармстандарт-УфаВита» планируется в 2023 году начать выпуск препарата фактора свертываемости крови VIII. В ноябре прошлого года «Фармстандарт» создал дочернюю структуру «Фармстандарт Плазма». О ее целях не сообщалось. У Ивана Логового в российском Калининграде с 2020 года тоже есть компания, которая зарегистрирована под производство лекарств из плазмы крови, — «Плазмаплан».
Без Зи
Как следует из учредительских документов, в российско-белорусском плазмопроекте в Несвиже не участвует партнер Логового Ник Зи. В этом нет ничего нелогичного — его доля в «Фармлэнде» как подданного недружественного государства с июля 2022 года уже находится в списке активов, запрещенных к отчуждению.
Фото: «Фармлэнд»