Где может появиться вторая АЭС в Беларуси и что с захоронением ядерных отходов
- Источник:
- Ольга Пасияк
Будет ли вторая станция?
Посол Беларуси в России Александр Рогожник, комментируя предстоящую встречу президентов, рассказал БелТА, что с российской стороной обсуждается место строительства «дополнительного блока или блоков», а также технические характеристики. Он добавил, что все встанет на свои места, когда этот вопрос обсудят Александр Лукашенко и Владимир Путин.
В кулуарах форума эксперты предполагают, что если вторая станция появится, то, скорее всего, на востоке страны. Проще говоря, ближе к России, чтобы в будущем в том числе было удобнее передавать туда так называемые высокоактивные отходы.
К слову, Александр Лукашенко ранее также отмечал, что вторая АЭС может быть построена в восточной части Беларуси, чтобы обеспечить при необходимости электричеством Брянскую область России.
Каковы итоги работы первой станции?
Действующая БелАЭС была полностью введена в 2023 году. Ее энергоблоки ВВЭР-1200 стали первыми объектами атомной электроэнергетики новейшего поколения безопасности «три плюс», сооруженными по российским технологиям за рубежом. В России уже работают четыре энергоблока этого типа — в Ленинградской и Воронежской областях.
Как уточнил министр энергетики Денис Мороз, сегодня БелАЭС удовлетворяет около 40% внутренних потребностей страны в электроэнергии. За последние пять лет объем реконструкции электросетевой инфраструктуры вырос в два раза, при этом заметно увеличилось и энергопотребление. Главным же результатом он назвал создание «условий для повышения комфортности проживания как в крупных городах, так и в малых населенных пунктах».
Кстати, на 2026 год на белорусской станции со стороны МАГАТЭ запланирована очередная миссия OSART по эксплуатационной безопасности. А глава МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси заявил, что агентство готово к дальнейшему развитию сотрудничества с Беларусью, в том числе в рамках оценочных миссий.
А что с ядерными отходами?
По данным экспертов, в мире уже 211 реакторов в 21 государстве выведены из обращения. В итоге отработавшего ядерного топлива накоплено столько, что при правильной переработке его хватит как минимум на столетие для действующих АЭС. Это особенно важный момент, когда в мире наблюдается дефицит урана.
Как подчеркнул Максим Мазуренко, начальник управления Госатомнадзора, последствия аварии на Чернобыльской АЭС дали четкое понимание, что бэк-энд (система вывода объектов атомной энергетики из эксплуатации) нужен еще при запуске АЭС. В ноябре 2022 года Беларусь и Россия подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области обращения с отработавшим ядерным топливом. Документ предусматривает ввоз облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с БелАЭС в Россию для временного технологического хранения с последующей переработкой, а также возврат в Беларусь радиоактивных отходов (РАО). Предусмотрены и гарантии со стороны Минска по приему радиоактивных отходов и готовности соответствующей инфраструктуры. По сути, в результате переработки РАО их объем снизится в сравнении с прямым захоронением отработавшего топлива. В итоге сейчас одна из главных тем — сооружение хранилища для таких отходов.
Специалисты подчеркивают, что выбор площадки под хранилище для ядерных отходов — процесс небыстрый. Нужно учитывать экологию, геологию, логистику и, конечно же, общественное мнение. Например, вода считается опасным фактором, грунты должны быть максимально стабильны — и таких нюансов наберется целый список. Как рассказал Эдуард Никитин, директор по выводу из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов (ЯРОО) и обращению с радиоактивными отходами АО «ТВЭЛ» — топливной компании «Росатома», здесь есть три ключевых момента: площадка, инженерные барьеры и то, как контейнер и матрица кондиционируются. При этом не у каждой страны есть подходящая среда, чтобы создать такое хранилище. Даже в МАГАТЭ открыто говорят о том, что нужны международные пункты захоронения отходов.
В кулуарах форума обсуждают два потенциальных варианта для хранилища ядерных отходов в Беларуси. Первый — непосредственно возле БелАЭС, т. е. в Гродненской области, а второй — на выведенных из оборота землях после аварии на ЧАЭС. К 2030 году должна появиться первая карта захоронения, которая позволит часть низкоактивных отходов изъять с БелАЭС и захоронить. В итоге окончательно определиться с площадкой планируют к концу 2026 года.
Дмитрий Логвин, директор РУП «Белорусская организация по обращению с радиоактивными отходами», отмечает, что самым простым может показаться вариант, когда геологические исследования направлены на земли, выведенные из оборота после аварии на ЧАЭС. Ранее эксперты не раз отмечали, что в качестве одной из потенциально возможных площадок для размещения пункта захоронения радиоактивных отходов рассматривается территория Полесского государственного радиационно-экологического заповедника. Но исследования еще идут, и к выбору места относятся скрупулезно. Особенность такого объекта будет в том, что там появится комплекс по переработке радиоактивных отходов. По сути, в стране создается новая отрасль, на что и планируют делать акцент во время общественного обсуждения.
Не определились пока и с моделью по захоронению, хотя обещают степень физических барьеров такую, чтобы лет на 500 хватило.
К слову, во время форума в Москве российское АО «Техснабэкспорт» подписало соглашение с БелАЭС по обеспечению безопасного обращения с отработавшим ядерным топливом. «Техснабэкспорт» входит в контур госкорпорации «Росатом». Контракт охватывает весь проектный срок службы БелАЭС и включает в себя как обязательства российских предприятий по приему отработавшего ядерного топлива на переработку, так и обязательства по приему белорусскими предприятиями продуктов этой переработки.
Что дальше?
По словам вице-премьера Виктора Каранкевича, сейчас в мире наблюдают «ренессанс развития атомной энергетики». И многие страны сегодня пересматривают, а некоторые принимают свои национальные энергетические программы, которые в том числе предполагают строительство или расширение использования атомной энергетики.
Даже те государства, которые раньше выступали против развития атомной энергетики, уже повернулись на 180 градусов и сейчас начинают реализовывать свои национальные программы по использованию мирного атома в производстве электрической энергии. По данным МАГАТЭ, сегодня в мире эксплуатируется более 400 ядерных энергоблоков. Еще более 60 энергоблоков находятся в различных стадиях строительства», — рассказал журналистам вице-премьер.
Международные эксперты говорят, что в ближайшие годы будет активно развиваться строительство атомных станций малой мощности, а на первый план выйдут технологии замкнутого цикла и управляемые термоядерные реакции.
World Atomic Week проходит в Москве с 25 по 28 сентября. На форум приехало более 20 тыс. участников из 118 государств.