Начальник департамента правового обеспечения и цифровых технологий Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП) Виталий Вабищевич рассказал об особенностях форс-мажоров для белорусских компаний в условиях санкций, о том, почему лучше не идти в европейские суды и как доказывать обстоятельства непреодолимой силы. Советы юриста
публикует БелТА.
По наблюдениям Белорусской торгово-промышленной палаты, в нашей стране предприятия часто попадают в ситуацию, когда договор с зарубежным партнером заключен после введения санкций. Юристы БелТПП оценивают такие ситуации строго: «Зная об ограничительных мерах, бизнес принял на себя заведомо неисполнимые обязательства». Это значит, что у белорусской компании нет права ссылаться на форс-мажор: в ситуации нет элемента чрезвычайности.
Часто встречается и другая ситуация: когда у предприятия есть возможность преодолеть санкции в условиях запрета со стороны недружественной юрисдикции — через получение специальной лицензии или разрешения.
Пока предприятие не докажет, что попыталось получить соответствующую лицензию, делать вывод о форс-мажоре нельзя», — объясняет Вабищев.
Он добавляет, что главная сложность при рассмотрении заявлений белорусских компаний о свидетельствовании форс-мажора в том, что юридически обстоятельства непреодолимой силы сначала возникают у зарубежных партнеров.
«Это не нам запретили покупать подшипники в Германии, а немецким резидентам запретили их продавать, — рассуждает юрист БелТПП. — Понимание этого влияет на правильный подход при защите своих интересов и выстраивании позиции по доказательству обстоятельств непреодолимой силы, сбору соответствующих подтверждающих документов».
Специалисты Торгово-промышленной палаты подсказывают, какие документы необходимо собрать для признания форс-мажора, что отразить в заявлении. В ситуациях, когда БелТПП не может засвидетельствовать форс-мажор сразу из-за недостатка документов, можно обратиться спустя время повторно.
В Торгово-промышленной палате уточняют, что заключение о форс-мажоре где-то может быть не принято во внимание или оспорено. Поэтому лучше не соглашаться на «чужие» суды в Брюсселе, Стокгольме, Париже.
Мы рекомендуем нашим предприятиям настаивать на рассмотрении споров в белорусских судах, в частности в Международном арбитражном суде при БелТПП. Его решения признаются в абсолютном большинстве стран, а его арбитражный сбор — один из самых низких по сравнению со ставками иных международных арбитражных судов в Европе», — советуют в БелТПП.
В релизе от 25 марта 2020 года Белорусская торгово-промышленная палата сообщала, что пандемия коронавируса форс-мажором не является.