Айтишница из России обсуждала в твиттере, как уходит от налогов в Эстонии. Похоже, зря
- Источник:
- Office Life
Что произошло? Кратко
- В начале июля пользователь твиттера Juls (@julsmao), IT-специалист из России, рассказала подписчикам, что эмигрировала в Эстонию. Девушка, по ее словам, работает на американскую компанию, доход получает из США на ИП в Грузии. Почему именно в Грузии? Айтишница объясняет: в Грузии по сравнению с Эстонией очень гуманные налоги — всего 1% против 60%.
- По словам россиянки, ее семья несколько месяцев провела в Грузии, тогда-то, мол, она и зарегистрировалась там ИП, чтобы иметь возможность легально получать зарплату. А позже переехала в Эстонию, легализовалась там, и теперь ситуация выглядит так: она — гражданка РФ, работает на компанию из США, имеет ВНЖ в Эстонии, получает доход на ИП в Грузии.
- Девушка была уверена, что ничего нелегального не делает, так как является налоговым резидентом Грузии, а между Грузией и Эстонией заключен договор об избежании двойного налогообложения.
- В своих постах автор нелицеприятно высказывалась об Эстонии, в которой ей «не особо нравится жить», о налоговой системе страны и об украинских беженцах. Местные активисты тегнули в комментариях официальные аккаунты МВД и полиции, также в обсуждение включился экс-президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, который управлял страной с 2006 по 2016 год. Он посоветовал девушке «не закапывать себя» — она сочла его троллем.
- Далее свой аккаунт девушка закрыла и 2 августа сообщила, что вместе с семьей уехала из Эстонии в Грецию — по ее словам, отдыхать. В ответ на этот твит Тоомас напомнил, что, согласно законам Евросоюза (частью которого являются и Эстония, и Греция), при совершении преступления в одной стране ЕС человек может быть вполне успешно арестован в любой другой стране Европейского союза.
Что говорят юристы?
Кейс айтишницы в последние дни активно обсуждается на профильных ресурсах и среди юристов. Итак, должна ли была она платить налоги в стране пребывания или все же поступала по закону?
«Если все это происходит прямо сейчас (судя по датам сообщений, так и есть), то налоговый период еще не завершен — никакое уклонение от уплаты налогов еще не свершилось. Для этого должен завершиться налоговый период (календарный год), наступить и пройти срок представления налоговой декларации и уплаты налога, — поясняют эксперты из крупной московской юридической фирмы FTL Advisers. — В настоящее время усматривается лишь намерение уклониться от налогообложения в Эстонии, а нарушителем потенциальная эстонская налогоплательщица может стать лишь в 2023 году».
Но пока ситуация видится так: соглашение об избежании двойного налогообложения между Эстонией и Грузией вообще ни при чем.
«Деятельность в Грузии не осуществляется, доходы, предположительно, выплачиваются из США, и нет оснований полагать, что девушка является резидентом Грузии (где она с семьей провела два месяца, исходя из сообщений). Резидентность индивидуального предпринимателя в соответствии с Налоговым кодексом Грузии определяется по месту осуществления экономической деятельности: то есть если в Грузии экономическая деятельность не ведется, то никаких оснований квалифицировать ИП как резидента Грузии нет. При этом можно предполагать налоговую резидентность Эстонии, учитывая, что именно в Эстонии проживают героиня кейса и ее семья», — объясняют специалисты.
Важным аспектом, говорят юристы, для применения соглашений в отношении ИП также является вопрос: на какие налоги распространяется соглашение (как правило, это указывается во второй статье соглашения/конвенции)? В частности, важно понимать, какая из двух ситуаций здесь применима.
1. Предприниматели уплачивают налог на доходы / налог на прибыль (на которые, как правило, и распространяются соглашения), но по специальным ставкам, или аналогичные налоги (в соглашении об этом должна быть оговорка) — в этом случае при соблюдении прочих условий может применяться соглашение.
2. Для предпринимателей установлен специальный налоговый режим, который заменяет собой не только налоги, предусмотренные соглашением, но и иные (например, косвенные налоги — НДС). Так, для российских (и белорусских. — OL) ИП на УСН нет возможности применять соглашения, так как УСН в том числе освобождает от уплаты НДС. А, например, в Грузии, 1%-ный налог на малый бизнес заменяет только налог на доходы, и в случае, если возникает обязанность исчислять и уплачивать НДС, ИП должны зарегистрироваться как плательщики НДС и исполнять соответствующие обязанности.
Таким образом, соглашение между Эстонией и Грузией потенциально могло бы применяться в соответствующем случае (так как оно предусматривает распространение его действия на «иные аналогичные или в значительной степени сходные налоги»), но для этого нет оснований.