Резко выросла премия за страновой риск для инвесторов в Беларусь

Источник:
Office Life
25.07.2022 22:38
Профессор Нью-Йоркского университета Асват Дамодарян опубликовал обновленные расчеты премии за страновой риск. Из этих данных следует, что Беларусь (а также Россия и Украина) лидирует в списке стран, в которых премия за страновой риск выросла больше других за последние полгода — с 7 до 17% (а суммарная премия за риск — с 11 до 23%).

Это значит, что примерный ориентир доходности для международного инвестора в Беларуси в долларах составляет 26%: 3% (безрисковая ставка) + 6% (премия за фондовый риск) + 17% (премия за страновой риск). Аналогичная норма доходности полгода назад составляла всего около 12%.

Каковы практические последствия роста страновых рисков для Беларуси?

По оценке финансового аналитика компании Duff & Phelps Максима Адаскевича, цифры о страновых рисках используются инвесторами по всему миру при расчете условий сделок купли-продажи акций. Поэтому значительное увеличение требуемой доходности за счет странового риска снижает стоимость активов в соответствующей стране (поскольку, если инвестору нужна более высокая доходность, он будет готов платить за актив меньше).

В то же время в случае с Беларусью последствия повышения расчетного странового риска весьма ограниченны, поскольку республика уже отрезана от международных рынков капитала. Во-вторых, существуют ограничения на дальнейшую продажу белорусского бизнеса инвесторам из «недружественных» стран. В-третьих, для местных и российских инвесторов альтернативные инвестиционные возможности сильно ограничены.

Основной причиной увеличения странового риска является снижение кредитного рейтинга из-за дефолта, который пока носит чисто технический характер.

Несмотря на это, нельзя сказать, что последствий не будет совсем. Сделки с белорусскими активами все равно будут иметь место, но инвесторы даже из «дружественных» стран (особенно тех, которые не находятся под санкциями — Китая, Турции, Сербии и других) будут готовы платить за белорусские активы еще меньше, чем раньше: альтернатив более чем достаточно. Потому что на практике они тоже очень часто ориентируются на те же расчеты, что и инвесторы из «недружественных» стран», — комментирует Адаскевич.