Главные риски продовольственного рынка Беларуси: новая логистика и валютный шок
- Источник:
- Office Life
Дорогие фрукты
Осложненная логистика и валютный шок уже привели к росту оптовых валютных цен на фрукты и овощи, а также к удорожанию фрахта. В результате с 24 февраля цены выросли на 20-30%, и если военные действия продолжатся, то дальнейший рост неизбежен. А административное регулирование цен и торговых надбавок способно сделать поставки ряда товаров экономически нецелесообразными.
Валютные и другие риски вынуждают оптовиков менять отношения с ретейлом. В частности, импортеры фруктов уже перевели почти всех клиентов на предоплату, упреждая рост проблемной дебиторской задолженности.
Вероятное падение реальных доходов населения, скорее всего, переформатирует спрос в пользу более доступных товаров. В результате рынок значительно сузится.
Ранее из Украины активно ввозились картофель (43% всего импорта в 2021 году), белокочанная капуста (31%), морковь и свекла (56%), яблоки (6%).
Читайте также:
Дефицитное масло
Крайне сложной остается ситуация на рынке растительных масел. Украина и Россия обеспечивали до 80% всего мирового экспорта подсолнечного масла, при этом более половины белорусского рынка масел формировали поставки из Украины. Мировые цены на подсолнечное масло выросли с $1380 в январе 2022 года до $1472 в феврале. Апрельские, майские и июньские фьючерсы уже достигли $1600 за тонну. На такую динамику нервно реагирует и сегмент пальмового масла, значимый для пищевой промышленности.
Дорожающая рыба
Ситуация с импортом рыбы не такая острая: основные поставки идут из Норвегии и Исландии, более 10% ввозится из России. Через Украину шел транзит рыбы, ввозимой из южных стран, но импортеры смогли перестроить логистику через Польшу.
Иностранные партнеры не отказываются от сотрудничества, сложностей в проведении расчетов с ними сейчас нет. Основная проблема для импортеров рыбы — это простои на границах, которые увеличивают стоимость доставки.
Надежные зерновые
Крупные импортеры круп пока не прогнозируют проблем в своем сегменте продовольственного рынка: контрагенты не останавливают сотрудничество, платежи проходят. Логистика сохранена: например, из Индии рис идет морем до российских портов, а уже оттуда поставляется в Беларусь.
Нет изменений ни в условиях, ни в тарифах импорта из Индии и Пакистана. В то же время есть проволочки с поставками из России — партнеры не могут быстро сформировать стоимость. При этом 89% импорта гречки (в стоимостном объеме) формируется поставками из России.
И с этим продуктом некоторая напряженность связана с тем, что Россия до конца августа ввела запрет на экспорт зерновых в страны ЕАЭС, а поставки из Украины невозможны.