S&P: Беларусбанк, Белагропромбанк и БелВЭБ смогут справиться с санкциями
- Источник:
- Office Life
S&P Global Ratings подтвердило кредитные рейтинги Беларусбанка, Белагропромбанка и Банка БелВЭБ на уровне В/В с «негативным» прогнозом.
Аналитики рейтингового агентства приняли во внимание, что за 10 месяцев 2021 года депозитная база банков стабилизировалась: рост депозитов Беларусбанка (40% всех депозитов банковской системы страны) составил 5,5%, а рост депозитов Белагропромбанка (15% совокупных депозитов) — 11,4%. В Банке БелВЭБ, на долю которого приходится 4,3% совокупных депозитов, наблюдался отток депозитов на уровне около 12% за девять месяцев 2021 года, в основном за счет оттока депозитов физлиц. Учитывая умеренную долю депозитов физических лиц в базе фордирования банка и наличие нескольких линий ликвидности со стороны материнского ВЭБ.РФ, S&P не отмечает рисков для ликвидности банка.
Все три банка значительно ограничили объемы выдачи новых кредитов в 2021 году, ожидается, что в 2022 году номинальный рост кредитования составит до 5%.
По оценке S&P, Беларусбанк и Белагропромбанк смогут справиться с влиянием санкций. Это можно объяснить низкой зависимостью банков от фондирования, привлекаемого на открытых рынках ЕС и США, и умеренной долей кредитов, выданных компаниям, подпавшим под санкции. Деятельность Банка БелВЭБ не затронута санкциями, введенными в отношении Беларуси; кроме того, банк в незначительной степени подвержен рискам, связанным с кредитованием белорусских корпоративных заемщиков, включенных в санкционный список.
S&P: объем кредитов госбанков подсанкционным предприятиям не превышает 10%
- Источник:
- Office Life
Рейтинговое агентство S&P подтвердило рейтинги Беларусбанка, Белагропромбанка и Банка БелВЭБ на уровне «В/В» c «негативным» прогнозом.
По оценке агентства, Беларусбанк и Белагропромбанк смогут справиться с влиянием санкций благодаря низкой зависимости от фондирования, привлекаемого на открытых рынках ЕС, и умеренной доле кредитов, выданных компаниям, попавшим под санкции. А деятельность Банка БелВЭБ не затронута новыми санкциями ЕС: банк в незначительной степени подвержен рискам, связанным с кредитованием белорусских корпоративных заемщиков, включенных в санкционный список ЕС.
«Негативные» прогнозы по рейтингам трех банков отражают прогноз по суверенным рейтингам и возросшее давление на качество активов, показатели фондирования и ликвидности.
S&P оценивает потребности Беларусбанка и Белагропромбанка в рефинансировании в 2021 году как невысокие. Все три банка, вероятнее всего, сохранят доступ к финансированию, предоставляемому контрагентами за пределами ЕС, например, со стороны российских банков, которые имеют длительные деловые отношения с ними.
Банк БелВЭБ может рассчитывать на поддержку материнской компании — корпорации развития «ВЭБ.РФ».
По расчетам S&P, объем кредитов, выданных Беларусбанком и Банком БелВЭБ предприятиям, на которые распространяется действие санкций, является небольшим — менее 10% их кредитных портфелей. Доля кредитов Белагропромбанка, выданных компаниям, которые на текущий момент подпадают под санкции ЕС, оценивается как умеренная и составляет менее 10% корпоративных активов банка, подверженных кредитному риску.
Рейтинговое агентство полагает, что Беларусбанк, Белагропромбанк и Банк БелВЭБ накопили определенные запасы капитала, которые позволят им компенсировать влияние возможного ухудшения качества активов.
Также S&P учитывает, что некоторые госкомпании и банки могут получить финансовую помощь со стороны правительства, нацеленную на поддержку этих организаций в стрессовой ситуации.
Тем не менее рейтинговое агентство считает, что неблагоприятная макроэкономическая ситуация обусловит дальнейшее ухудшение качества активов банковского сектора и еще большую зависимость крупнейших банков страны от финансовой поддержки со стороны правительства.S&P: объем проблемных кредитов в банках Беларуси увеличится до 15–16% в ближайший год
- Источник:
- S&P
Рейтинговое агентство приняло во внимание, что темпы оттока депозитов в банках снизились.
«Банкам удалось стабилизировать давление на профили фондирования за счет ограничения объема выдаваемых кредитов и повышения процентных ставок по депозитам», — говорится в обзоре S&P.
Аналитики рейтингового агентства ожидают, что в ближайшие 12 месяцев банки смогут восстановить кредитование до уровня, отмечавшегося на начало 2020 года.
S&P считает, что номинальный рост кредитных портфелей в 2020 году во многом был обусловлен переоценкой кредитов, деноминированных в иностранной валюте, после обесценения белорусского рубля по отношению к доллару почти на 20% по сравнению с началом года. В октябре белорусские банки повысили процентные ставки по депозитам примерно на 800 базисных пунктов (б. п.) по сравнению с I кварталом 2020 года, что обусловило рост ставок по розничным депозитам, номинированным в национальной валюте, почти до 17%. Эти меры способствовали поддержанию положительных значений запасов ликвидности.
Тем не менее S&P ожидает, что белорусские банки продолжат испытывать давление на показатели ликвидности и качество активов в ближайшие 12 месяцев из-за ожидаемого длительного периода политической нестабильности и экономической неопределенности.
Период политической нестабильности и экономической неопределенности продолжит оказывать негативное влияние на доверие вкладчиков и стабильность ресурсной базы банковского сектора. Кроме того, мы полагаем, что неблагоприятные макроэкономические условия приведут к ухудшению качества активов банковского сектора, оказывая дополнительное давление на показатели капитализации, что усилит зависимость крупнейших банков от поддержки капиталом со стороны правительства.
S&P отмечает, что в 2019 году и первом полугодии 2020 года объем проблемных кредитов десяти крупнейших белорусских банков составлял 11–12% совокупных кредитов банковского сектора.
Рейтинговое агентство ожидает, что в 2020–2021 годах объем проблемных кредитов в белорусских банках увеличится до 15–16%, а потери по кредитам вырастут примерно до 350 б. п. в результате ожидаемого снижения экономической активности в 2020 году, обесценения белорусского рубля и большой доли кредитования в иностранной валюте, которая составляла около половины совокупных кредитов по состоянию на 1 октября 2020 года.
S&P считает, что подушка ликвидности всех трех банков по-прежнему покрывает их предстоящие платежи по долговым обязательствам, привлеченным на рынке капитала.