Запчасти, ремонт и trade-in. Как теперь регулируют цены на авторынке

Источник:
Наталья Журавлевич
13.02.2023 08:00
В начале февраля знаменитое постановление № 713 «О системе регулирования цен» начало действовать в новой редакции. Несмотря на то что легковые автомобили, шины, моторное масло и запчасти так и остались в перечне товаров, подпадающих под ценовое регулирование, февральские поправки сняли многие вопросы. Разбирались, что это даст дилерам, продавцам запчастей и автомобилистам.
Фото: svitlanah / Envato Elements

Дилеры получили возможность учитывать курс

Сергей Варивода,
председатель правления БАА

«Важнейшей новацией постановления является разрешение формирования отпускных цен импортером на ввозимые легковые автомобили с учетом курса иностранной валюты платежа на дату оплаты или на дату принятия товара к бухгалтерскому учету по усмотрению импортера, — отмечает в своем комментарии председатель правления Автомобильной ассоциации „БАА“ Сергей Варивода. — Это позволит обеспечить необходимую рентабельность продаж в периоды значительных курсовых колебаний, когда предоплата за легковые автомобили и их поставка существенно различаются во времени».

Кроме того, новое постановление допускает индексацию отпускных цен импортеров с учетом изменения курса. Но при укреплении курса национальной валюты к валюте платежа за товары следует ранее увеличенные цены скорректировать в сторону понижения.

Продажа и услуга — почувствуйте разницу

Сразу после вступления в силу октябрьского постановления № 713 дилеры и сервисные центры, осуществляющие не только ремонт, но и реализацию запчастей, задались вопросом: а есть ли разница между продажей запчасти и внесением ее же в смету как составляющей услуги по ремонту автомобиля?

Теперь получен внятный ответ: система регулирования цен не распространяется на услуги автосервиса, иные сопутствующие продаже легковых автомобилей услуги, а также при реализации запасных частей, иных сопутствующих товаров, если они применяются исключительно для ремонта и (или) установки на легковые автомобили.

Фото: Prostock-studio / Envato Elements

Trade-in будет жить

С 1 января 2023 года механизм принятия автомобилей в зачет (trade-in) игроки рынка вынуждены были поставить на паузу — прежняя редакция постановления запрещала товарообменные операции подобного рода.

Но февральское постановление внесло автомобили (сюда же попали, кстати, и телефонные аппараты) в перечень исключений. Так что товарообменные сделки с участием физических лиц, а также зачеты встречных однородных обязательств по таким сделкам снова стали возможны.

Правда, с оговоркой: облисполкомы и Минский горисполкому вправе «определить перечни товарообменных операций, которые должны содержать предметы товарообменной операции (товары, работы, услуги), а также наименования юридических лиц, которые вправе осуществлять товарообменные операции на основании соответствующего перечня».

Сергей Варивода здесь обращает внимание, что не все автомобили смогут стать предметами обмена:

«Отнесение транспортных средств к категории легковых автомобилей (М1, M1G) осуществляется в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 „О безопасности колесных транспортных средств“. В частности, нормы постановления не распространяются на автомобили-пикапы и иные транспортные средства категории N1».

Обязательство не повышать цены взамен на отмену регулирования?

В целом Автомобильная ассоциация «БАА» отмечает, что «ценовое регулирование в отрасли необходимо лишь в краткосрочном периоде для сглаживания резких колебаний цен и валютных курсов. В долгосрочной перспективе оно не имеет экономического смысла и создает лишь дополнительную административную нагрузку на бизнес».

В автомобильной отрасли в стране функции регулирования цен выполняет высокая конкуренция, уверены в БАА.

«Если наблюдаемая в течение нескольких последних месяцев стабилизация цен на рынке новых легковых автомобилей сохранится в краткосрочной перспективе, БАА внесет в государственные органы соответствующие предложения об исключении легковых автомобилей из сферы государственного регулирования в целях снижения излишней административной нагрузки на автобизнес. На смену нормативному акту может прийти соответствующая декларация субъектов хозяйствования отрасли с обязательствами по ограничению цен и (или) надбавок на реализуемые легковые автомобили», — отмечает в своем комментарии Сергей Варивода.

Фото: svitlanah / Envato Elements

А что с запчастями?

— Не сказать, что регулирование цен на автомобильные детали еще в октябре как-то кардинально сказалось на рынке — я имею в виду именно в техническом плане по выполнению указаний по предельным надбавкам, — рассказывает Максим, менеджер по закупке товара в одной из розничных сетей по продаже автомобильных товаров.

Достаточно быстро у продавцов автозапчастей выработался требуемый алгоритм: в накладной, которая приходит от поставщика, уже указан процент надбавки, которую он заложил. Оставшуюся часть может использовать продавец.

— В единичных случаях бывает, что заказанная деталь приходит, а вся предельная надбавка уже в цене заложена. Тогда нам остается только продавать в «ноль» или отказаться от такой поставки. Бывает по-всякому, иногда забираем такую деталь — человек ведь ждет. В целом уровень нашей маржи упал, но не сильно, — говорит собеседник. — Что касается закупочных цен, то на некоторые бренды автомобильных запчастей — в основном китайского производства — обвалились в разы. Страшно подумать, какие там раньше были накрутки по цене. С другой стороны, даже сейчас на один и тот же товар можно встретить разницу по цене в два-три раза в зависимости от поставщика. Чем это объясняется, я не знаю, — отмечает менеджер.

Также игроки рынка видят, что изготовление аналогов оригинальных запчастей — каких-то простейших элементов — начали осваивать российские производства. Стоят они столько же, сколько раньше стоил оригинал. Качественными ли будут детали made in Russia, пока сказать трудно.

— Вообще, регулирование цен не сделало рынок разнообразнее, доступнее или предсказуемее, как и не сделало какие-то товары более дефицитными. В нашей отрасли основное случилось год назад, и в этом состоянии мы продолжаем жить.