Где кончается подарок и начинается взятка
- Источник:
- Василий Малашенков
— Есть расхожее мнение, что подарок дешевле пяти базовых величин не считается взяткой. Так ли это?
— Это основное заблуждение (бытует и среди юристов), что взятка от подарка отличается суммой. В действительности 5 базовых — не критерий для отличия взятки от подарка. Основной признак подарка — безвозмездность. А взятка всегда обусловлена поведением должностного лица.
Откуда же берется мнение, что до 5 базовых величин — это подарок, а все, что свыше, — взятка? В Гражданском кодексе есть глава «Дарение». Там есть норма, связанная с запретом дарения, «за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины». Есть и норма в законодательстве о госслужащих, согласно которой последние могут оставлять себе подарки стоимостью, не превышающей пяти базовых величин, если эти подарки получены на протокольных, официальных мероприятиях. Но все это не касается взяток.
Повторюсь, дарение подразумевает безвозмездность. То есть даритель не рассчитывает получить ничего взамен. Ни сегодня, ни в будущем. Вы «дарите» некое имущественное благо, обеспечивая лоббирование каких-то интересов, в надежде на получение каких-то преимуществ — это взятка. И даже неважно, будут ли это деньги либо другие имущественные ценности: билеты на концерт, ужин в ресторане, оплата путевки в санаторий, ценные бумаги, оказание каких-то услуг.
Положим, я приду к вам и бесплатно положу кафельную плитку на кухне. Материалы я не покупала — они ваши. Но я же вам предоставила услугу, которая оценивается в деньгах, деньги вы не заплатили, то есть «сэкономили». Вот это и есть выгода, которую вы приобрели. И дальше надо уже смотреть, получено ли что-то взамен. Если это дружеская помощь соседей — это одно дело. Если же мы как-то связаны в сфере бизнес-интересов и потом за эту услугу я быстрее получаю лицензию на строительные работы при вашей протекции, то уже можно говорить о взятке. Даже когда вы непосредственно не выдаете лицензию, но вхожи в нужные кабинеты и использовали эти связи для получения лицензии.
— Часто говорят, что дающий взятку (статья 431 УК) может избежать ответственности, если раскаялся. Это так?
— В статье 431 УК сразу же есть ответ. В примечании к ней написано, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.
Что такое вымогательство? Имело ли оно место или это версия задержанного взяткодателя? Это уже будут устанавливать следственные органы. Как правило, задержание по таким статьям производится на основании оперативно-розыскных мероприятий, и изучение оперативного материала ответит на вопрос, имело ли место вымогательство.
Что касается добровольного заявления о даче взятки, то необходимо сделать его до возбуждения уголовного дела — прийти в правоохранительные органы и обо всем чистосердечно рассказать. Тогда это основание для освобождения от ответственности. А вот когда взяткодателя задержали, то деятельное раскаяние и сотрудничество с правоохранительными органами может рассматриваться не более чем как смягчающее уголовную ответственность основание. Например, вместо лишения свободы может быть назначено наказание в виде штрафа. Но оснований для освобождения от уголовной ответственности не будет.
— То есть судимость останется?
— Конечно.
— Вернемся к подаркам. Крупные компании к каким-то праздникам или событиям могут преподносить что-то. Даже публично. Это не взятка?
— Чиновнику публично можно что-то подарить на официальном, протокольном мероприятии. Такие мероприятия организуются именно государственной службой протокола. Это не тот случай, когда частная компания создаст службу протокола, назовет свое мероприятие официальным...
— То есть если посольство определенной страны где-то организует прием, и на нем бизнесмены, которые связаны с этой страной, дарят подарки чиновникам, то это не взятка?
— Это ситуация, в которой исключена дача взятки, исходя из статуса мероприятия. Подарок преподносят не где-то в подсобке тайно, а публично, в связи с целью проводимого мероприятия. Просто в этой ситуации чиновник обязан сдать подарок дороже пяти базовых величин. Не сдаст — к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, но не уголовной.
Давайте еще не упускать очень важный момент: бизнес — это всегда предпринимательская деятельность, цель которой — получение прибыли. Это не безвозмездная деятельность. Для безвозмездности есть определенный порядок оказания спонсорской помощи, хотя и здесь много нюансов: в рамках спонсорской помощи также возможна дача взятки. Проще всего подарить что-то без уголовно-правовых последствий организациям, с которыми бизнес не связан, «не пересекается», например, детскому дому.
Безвозмездный подарок чиновнику практически невозможен, бизнес преследует деловую цель, коммерческий интерес. Какая, например, может быть безвозмездность в подарке от фармкомпании для чиновника Минздрава?
Можно, конечно, рассказывать, что подарок вручен чиновнику как другу детства, а ваши общие профессиональные интересы — чистая случайность и никакого отношения к дару не имеют. Однако это несложно установить следственным органам. Вначале — подарок другу детства, председателю тендерной комиссии, а потом — протокол о признании друга победителем в закупке. Не должно быть никакой связи подарка с последовавшими до или после благами. Если люди «дружат» только на время проведения тендера, то все понятно. Органы проанализируют не только результаты тендера, но и всю цепочку исполнения договора до конца. Победил «друг» как предложивший самую низкую цену, а к концу исполнения договора цена без предусмотренных оснований изменилась и, конечно, в сторону увеличения.
Не нужно считать себя самым умным: часто складывается впечатление, что люди полагают, будто статьи о коррупционных делах и громкие заявления с высоких трибун их не касаются, они умнее, хитрее, они-то «все продумали».
Даже коробка конфет может привести к нежелательным последствиям. В практике нередко передача конфет, ужин становятся эпизодами, которые встраиваются в коррупционное дело, и «даритель» вынужден будет объяснять: по какому случаю платил за чиновника в ресторане, почему захаживал в кабинет с конфетами...
— Хорошо. Ну а если чиновник взял коробку конфет, а в ответ ничего не сделал?
— На нет и суда нет. Не будет доказано встречное предоставление — не будет уголовного дела. Но поведение получателя может быть признано неэтичным. Проблема в том, что у нас не разработаны четкие правила бизнес-этики. В США есть такие рекомендации: не предлагать даже чашку кофе проверяющему. Потому что если он примет эту чашку, его поведение будет рассматриваться как поведение, дающее надежду проверяемому, что принимая малое, примет и большое. В любом случае это признают неэтичным. Даже если от человека ничего не ожидают, он должен взять с собой свой ланч и отказываться от любых угощений. Иначе сработает такой сценарий: вначале — чашка кофе, потом — ресторан, а потом придут в кабинет «решать вопросы».
— Но через ресторан принято вести переговоры в таких странах, как, например, Китай.
— Это все-таки другой, восточный менталитет. Но даже в некоторых восточных странах постсоветского пространства установлены ограничения на подарки. До 50 долларов — не взятка. У нас в Беларуси такого нет.
— А ведь часто дарят корпоративную «сувенирку». И как с этим быть?
— К сожалению, у нас в законодательстве отсутствует определение, что такое сувенир.
Проще всего посмотреть на конкретный сувенир, раз нет понятия в законодательстве. Если дарят часы Rolex с логотипом компании — это сувенир? Понятно, что логотип не легализует взятку и не превращает ее в подарок. Все равно будут оценивать саму суть.
На мой взгляд, сувенир — это предмет, который не имеет никакой особой ценности, кроме как память о тебе как о хорошем человеке. Если бы я нарисовала кому-то рисунок, не умея особо рисовать, и человек повесил бы его на стену, вряд ли кто-то признает это взяткой, и найдется эксперт, который скажет, что эта вещь ценная. Сувенир в каком-то смысле — это бесполезная вещь, конечно, с точки зрения имущественного обогащения.
— Так сувениры действительно часто бесполезны.
— Это как посмотреть. Фарфоровая статуэтка вроде бы бесполезна, но может стоить дорого. Здесь мы становимся на очень скользкий лед. Нужно ориентироваться на дух закона. На суть. А она всегда понятна. Для чего ты даришь? Хочешь что-то получить взамен?
А с логотипами на «сувенирке» необходимо еще учесть законодательство о рекламе. Но это отдельный разговор, по крайней мере вне рамок уголовного права.
— Некоторых взяточников оправдывают. Есть ли какие-то типовые обстоятельства, в которых это возможно?
— Оправдательный приговор означает, что следствие не собрало достаточных доказательств, это признак некачественной работы. Я не хочу делать какие-то реверансы в сторону правоохранительных органов, но надо признать, что по таким делам, особенно в последние годы, стараются собрать исчерпывающие доказательства. Так что не надо питать иллюзий, когда говорят: «взяли ни за что». Человека за взятки просто так не берут. К этим делам привлечено повышенное внимание со стороны государства, и не только в Беларуси.
Конечно, и по такого рода делам выносятся оправдательные приговоры. Однако это не система, а исключения.
— Говорят, будто некоторые международные корпорации якобы закладывают в расходы взятки чиновникам. Так ли это?
— В западных странах к этим вопросам подходят еще серьезнее, чем у нас. Многие компании запрещают своим представителям лоббировать их интересы в государственных учреждениях, тем более через вознаграждения чиновникам. Это никак не может быть заложено в затраты. Просто иногда путают представительские расходы и взятки. Пожалуйста, угощайте и дарите подарки, но не чиновнику, от которого зависит что-то.
Были случаи, когда представители иностранных компаний уезжали из Беларуси, опасаясь последствий таких «подарков». Так как в международном понимании коррупции подкуп госчиновников никаким образом не считается законным.
Другое дело, что коррупция имеет место везде, и мы часто слышим о громких скандалах и в других странах. Нигде это не поощряется.
— А если передаешь подарок партнеру в честь праздника?
— Частое заблуждение, что взятка — подношение только госчиновнику. Нет. Взятка может даваться и должностному лицу частного бизнеса. Это ведь должностное преступление, а должностные лица есть везде, вне зависимости от формы собственности. Два топ-менеджера, конечно, могут обменяться подарками. Но есть особенности. Допустим, один руководит заводом, а другой производит окна. Завод объявляет торги на подряд — застеклить здание. И вот второй задаривает первого, выигрывает тендер. Но по сути итоговая цена оказывается намного больше заявленной изначально, и здесь возможно доказать, что подарок был взяткой, чтобы получить заказ. В действительности предложение взяткодателя дороже, чем у конкурентов. Просто это было завуалировано в самом начале.
Недолжностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за принятие незаконного вознаграждения, то есть имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его трудовых обязанностей действие.
Закон в данном случае логичен. Должна быть совокупность фактов, определенных действий, обстоятельств. Не может же быть так, что совершенно посторонний человек случайно попадает в какой-то офис и случайно начинает дарить подарки. Для этого, повторюсь, есть нуждающиеся люди, которым можно оказать спонсорскую помощь, пожертвование.
— Одно время в Беларуси очень бурно обсуждалась проблема провокаций. Мол, взятку человек не хотел брать, а его спровоцировали во время оперативного эксперимента...
— У нас в белорусском уголовном праве нет понятия провокации взятки. Такие действия в УК РБ именуются инсценировкой получения взятки, незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа и представляют собой передачу денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказание услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа. Но мне неизвестна судебная практика по таким делам.