В этом мире сейчас всё против доллара. Что будет с его курсом в Беларуси?

13.09.2025 10:00
Американский доллар — основная мировая валюта — неуклонно слабеет по отношению к своим конкурентам с начала года. И недавние события показывают перспективы его дальнейшего снижения. Чего можно ожидать от доллара дальше и как это может повлиять на белорусский рубль?
Фото: Envato Elements

Почему слабеет доллар?

Динамику доллара к шести ведущим валютам фиксирует Индекс доллара USDX. В этому году он упал уже на 11%, с 110 пунктов к 98. И вот как это выглядит.

Источник: investing.com

Это связано в основном с политикой Дональда Трампа. Главные драйверы ослабления доллара следующие:

1. Трамп весной 2025 года ввел высокие тарифы на импорт в США. Они окончательно вступили в силу в августе, но до этого многократно менялись, откладывались, создавая хаотичность. Трамп хочет оградить рынок США от засилья импорта, стимулировать экспорт. Но неопределенность его политики обрушает доверие к доллару, спрос на него. Помимо этого, подъем пошлин может увеличить цены, инфляцию, затормозить экономику.

2. Трамп предполагает резкое повышение госрасходов и займов. Это опасно увеличивает госдолг. Он превысил 124% ВВП, сейчас почти на четверть выше объема всей экономики за год. Такие реалии также подрывают надежность инвестиций в доллары и спрос на них, ведут к оттоку средств из американских активов.

3. Ослабление показателей экономики. В частности, в последние дни шоком стали данные по занятости за август. Создано лишь 22 тыс. новых рабочих мест (Non-Farm Payrolls) вне агросектора всей страны. В несколько раз меньше, чем в среднем за много месяцев. Безработица выросла до 4,3% — максимума с 2021 года. Ставится под сомнение вся политика республиканцев. Дональд Трамп, желая по своему лозунгу «сделать Америку великой», обещал, что высокие тарифы на импорт, ограничения на мигрантов подстегнут хозяйство. Дадут много новых рабочих мест в стране. Но получается наоборот. Именно за последние месяцы обрушился наем работников — в среднем до 29 тыс. в месяц, т. е. практически ноль для такой экономики. Бизнес не хочет рисковать из-за непредсказуемости в хозяйстве. С другой стороны, поднимается и инфляция. Индекс потребительских цен за август вырос до 2,9% — максимума с 2024 года.

4. На фоне замедления экономики и роста госдолга для стимулирования производства и экспорта необходимо снижение процентных ставок. Ставка Федеральной резервной системы (ФРС) сейчас составляет 4,5%, т. е. в полтора раза выше инфляции. И давно ожидается, что она будет снижена. Это должно произойти уже 17 сентября на заседании ФРС. И затем еще дважды до конца года — к уровню 3,75%. Уменьшение ставок приводит к сокращению доходности в долларах, их привлекательности, что снижает спрос на валюту и курс.

Таким образом, клубок противоречий, интересов и интриг действует в основном против доллара. И дополнительно проявляется в сентябре.

Но рынок многое учитывает наперед. Понимая перспективы, его участники заранее продавали доллар. Это и ослабило его на 11% с начала года. Однако во многом сила такого движения уже отработана за прошлые месяцы. Помимо этого, очень резкое ослабление доллара не вполне выгодно иным ведущим государствам, поскольку снижает их доходы от экспорта. Есть и свои слабости в экономиках Европы и Азии. Поэтому есть смысл предполагать дальнейшее не очень существенное ослабление доллара. Примерно до уровня 94–95 п. по USDX — к рубежам начала 2022 года.

А что же белорусский рубль?

На курс доллара к белорусскому рублю указанные тренды мирового рынка влияют ограниченно. Валюта Беларуси больше связана с российской, а она подвержена ослаблению к доллару. Только с начала сентября курс (по Нацбанку) доллара к белорусскому рублю поднялся с 2,97 к 3,1 рубля — на 4,4%.

Вероятно, в ближайшие месяцы он останется выше 3 рублей и будет укрепляться по направлению к уровням начала года: 3,25–3,35 рубля.