Туристический кешбэк, который «заставит» нас ездить по стране. Как это будет

Источник:
Анна Руденко
29.01.2022 09:00
Пока в связи с пандемией или авиаограничениями для белорусов закрыты многие привычные туристические направления, казалось бы, вот оно — время путешествовать по родной стране. И, как считают представители туротрасли, государство должно нас в этом мотивировать, субсидируя внутренние путешествия. Office Life с помощью эксперта в сфере туризма Лилии Кобзик разбирался, как и когда это может заработать в Беларуси.
Лилия Кобзик,
эксперт по туризму

Как государство может мотивировать «внутренних туристов»?

В нашей стране этот вопрос обсуждается с прошлого года. В Минспорта даже есть рабочая группа «по выработке механизма субсидирования туристических путешествий по стране для жителей Республики Беларусь».

По опыту других стран мы видим два рабочих варианта финансового стимулирования, — поясняет Лилия Кобзик.

  • 1. Кешбэк: потребитель покупает тур в компании либо бронирует услугу на объекте туристической инфраструктуры (усадьбе, отеле и др.) — а после путешествия государство возвращает ему на карточку определенную часть затрат.
  • 2. Турист покупает тур в компании либо бронирует услугу на объекте сразу со скидкой — а государство потом возмещает сумму скидки продавцу.

По словам Лилии Кобзик, оптимальным для Беларуси представители туриндустриии видят вариант с кешбэком — так продавцы услуг будут чувствовать себя более защищенными.

— Этот способ стимулирования внутреннего туризма уже отлично зарекомендовал себя в России. Согласитесь, когда вы знаете, что на карточку вернется часть денег, это побуждает совершить покупку.

Там схема такая. Путешествие по стране оплачивается картой российской национальной платежной системы «Мир» (у нас аналогичная — Белкарт). Есть лимиты возвратов: за путешествие государство вернет 20% стоимости поездки, но не более 20 тыс. российских рублей (около $250).

Несвиж. Фото: Depositphotos

Как и сколько могут вернуть у нас?

По аналогии, белорусские власти как один из вариантов рассматривают возможность возврата кешбэка на карты национальной платежной системы Белкарт. Но, по мнению Лилии Кобзик и других экспертов в турсфере, в наших реалиях это не сработает:

— Очень важно предусмотреть возможность реализации механизма кешбэка в том числе и на карты банковских платежных систем Visa и Mastercard. Привязывать его к карте Белкарт не стоит по объективным причинам — такими карточками пользуется малое количество граждан, поэтому можно инициативу погубить.

По официальным данным платежных систем, в Беларуси в обращение выпущено 3,4 млн карточек Белкарт — то есть они имеются примерно у 32% населения страны (в России картами «Мир» пользуется почти 72% населения). Но стоит учитывать, что банки часто выпускают их под пенсионные, студенческие и детские нужды или же предлагают в дополнение к картам международных платежных систем — то есть нельзя сказать, что карты Белкарт по-настоящему популярны среди взрослой платежеспособной потенциальной аудитории программы туристического кешбэка.

Размер белорусского кешбэка за внутренний туризм, считают в отрасли, тоже мог бы составлять 20% стоимости тура.

Это разумная скидка, она вполне по силам государству и также интересна туристу, — уверена Лилия Кобзик.

Давайте считать. Если семья решила провести выходные на Браславских озерах в усадьбе, которая участвует в программе кешбэка, и арендовала там домик стоимостью 260 рублей в сутки (520 — за выходные), то после окончания поездки плательщику на карту вернется 104 рубля.

Возможно, есть смысл рассмотреть отдельные виды кешбэка для путешествующих детей (к примеру, до 6 лет — 100% возврата стоимости тура, до 12 — 50%), пенсионеров и студентов.

Как будут выбирать участников программы?

Уже, наверное, нет такой турфирмы в Беларуси, которая не начала бы пробовать свои силы в сегменте внутреннего туризма, поясняет Лилия Кобзик. Кто-то пытается переориентироваться с выездного туризма на внутренний, более опытные придумывают креативные авторские туры.

— Критерии включения туркомпаний в программу кешбэка еще обсуждаются. Например, если говорить о турфирмах, то среди критериев могут быть опыт работы во внутреннем туризме, обязательное включение в реестр туркомпаний, понятные сведения о турпродукте и др. Главное — что пандемия дала внутреннему туризму серьезный толчок, и государству нужно просто поддержать эту тенденцию, предоставив для рынка действенный механизм стимулирования путешествий по Беларуси.

А зачем это государству?

Даже если не говорить о патриотизме, которому сложно «научиться», если не видеть и не познавать свою страну, для государства немало плюсов в том, что белорусы станут путешествовать по родному краю, уверена Лилия Кобзик.

  • Деньги, которые люди тратят на путешествия, остаются в стране.
  • Растет рынок: люди больше ездят — появляется больше объектов туристической инфраструктуры. Соответственно, увеличивается количество рабочих мест.

— Турсфера — это и общепит, и развлечения, и придорожный сервис, музеи, заповедники, санатории. Все в выигрыше, когда люди путешествуют по стране, — и это стимулирует развитие экономики, — поясняет эксперт. — Ну и сегодня, во время пандемии и ограничений, нам очень важно держать в тонусе все объекты инфраструктуры: отели, гостиницы, усадьбы, кафе возле трассы. Чтобы они были готовы к въездному туризму, когда он у нас снова откроется.

Гродно. Фото: Depositphotos / Aksakal

Что это дало, например, России?

По данным Ростуризма, только с начала 2021 года программой кешбэка в РФ воспользовались почти 1,7 млн человек. Они купили туров и оплатили проживание в отелях в стране более чем на $400 млн, а в виде кешбэка им напрямую на карты вернулось около $85 млн.

Что дала программа?

  • По данным Ростуризма, программа привлекла новых туристов, которые ранее не планировали отдых внутри страны. По оценкам, не менее 50% туристов, участвовавших в программе, приняли решение отправиться в поездки по России только благодаря кешбэку.
  • Повысилась доступность путешествий по стране для семей с детьми. На каждую транзакцию по программе в среднем приходилось 2,2 человека, 25% из которых — дети.
  • Региональные экономики получили существенную поддержку. За счет программы кешбэка регионы суммарно получили около $1 млрд прямого и косвенного эффекта в период низкого турсезона.
  • Программа позволила увеличить загрузку в традиционный низкий туристический сезон, когда инфраструктура простаивает, и поддержать рабочие места. Уровень бронирования отелей весной и в бархатный сезон (в сентябре-октябре) превысил 80%.
  • Увеличился спрос на непляжные направления и типы путешествий: экотуризм, активный отдых, круизы, культурно-познавательные поездки. Большей популярностью стали пользоваться такие направления, как Дальний Восток, Сибирь, Русский Север и Арктика и другие, ранее недоступные из-за высокой стоимости. Рост популярности — от 5 до 40% в зависимости от региона.
  • Осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса: объем продаж многих участников программы за период ее работы (176 дней) был равен их годовому обороту.
  • Удалось перезапустить круизный туризм по основным морским и речным маршрутам. Спрос на круизные туры вырос на 30% по сравнению с допандемическими значениями, в следствие чего были открыты дополнительные маршруты и расширен сезон навигации.

Подобная программа может стартовать в Беларуси с января 2023 года.