Реальность и перспектива. Как белорусскому бизнесу развиваться в новых условиях
- Источник:
- Ольга Антипенко
«В период ковида искали решения на время, сейчас — на длительный срок»
В сложных экономических ситуациях банки выступают своего рода барометром. Например, во время коронакризиса кредитные организации на примере своих клиентов видели, что чаще всего преодолевать трудности приходилось сфере услуг, ретейлу, авиа- и грузоперевозчикам. Как итог банки совместно с регулятором выработали перечень мер поддержки бизнеса. Благодаря кредитным линиям и программам реструктуризации многие компании смогли перестроиться и остаться на плаву.
В прошлом году ситуация была уже другой.
— Если в 2020 году перестройка логистических цепочек была связана с оперативным поиском временных решений, то сейчас идет более глубокая перестройка на длительный срок, — считает Дмитрий Войтушко.
— С одной стороны, пересматриваются контакты, которые десятки лет выстраивались с Западом. С другой — открываются новые возможности сотрудничества с государствами Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.
В результате реализации эффективной стратегии Сбер Банк заработал на 36% больше операционного дохода в сравнении с прошлым годом и обеспечил рентабельность капитала на уровне 18%. В банке отмечают, что это стало результатом быстрого наращивания объемов бизнеса в рамках усиления партнерства белорусской и российской экономики. Доля белорусского банка в обслуживании трансграничного потока платежей между Беларусью и Россией составляет около 10%.
— С учетом перехода от кредитования в долларах и евро объем финансирования корпоративных клиентов в российских рублях вырос за год в 1,7 раза. Сегодня Сбер Банк сформировал крупнейший по объему кредитный портфель в российских рублях среди банков с иностранным капиталом с долей рынка 8,6%, — приводит цифры Дмитрий Войтушко.
Еще один вызов, с которым столкнулся белорусский бизнес, — валютные риски. Здесь важным фактором стало плечо, которое банки могут подставить своим клиентам в альтернативных валютах. В качестве примера зампред Сбера говорит о сокращении доли доллара и евро в кредитном портфеле с 30 до 7%. Ускорить данный процесс помогла планомерная работа по изменению валютной структуры портфеля, которая длится несколько лет. С 2019 года Сбер Банк последовательно сокращал долю доллара и евро.
«Банк предоставит финансовый рычаг и инфраструктуру для расчетов»
Дмитрий Войтушко отмечает реальный потенциал роста у белорусской экономики. Локальным предприятиям не всегда удается конкурировать с крупными международными компаниями за свою долю рынка. И у этого есть объективные причины. За счет работы на одном профицитном рынке глобальные игроки могли позволить себе демпинговать на наших рынках. Важно и то, что международные компании занимали немалую долю и в России. А с их уходом из страны у белорусских предприятий появилась возможность расширить свое присутствие.
— Ключевым моментом остается факт, что за 30 лет мы не потеряли крепкую инженерную составляющую. И на этой базе можно масштабировать производство, — говорит заместитель председателя правления Сбер Банка. — Вопрос в том, как быстро это будет сделано и как будут налажены цепочки для продаж на новых рынках. В этом направлении банк может реально помочь: предоставить финансовый рычаг и инфраструктуру для расчетов, например, когда возникает потребность в платежах на альтернативных рынках.
При этом новые цепочки поставок, которые формируются сейчас, станут драйвером для нового бизнеса.
Главный принцип работы банка во все времена — постоянно быть в контакте с клиентом, понимать его потребности и вместе находить решения возникающих проблем.
«Кредиты на бизнес в юанях? Почему бы и нет!»
Банк сохраняет умеренные амбиции в бизнес-целях, несмотря на спад деловой активности, отмечает Дмитрий Войтушко:
— Спрос на оборотное кредитование восстанавливается и в этом году этот тренд должен сохраниться. Базовым вопросом развития инвестиционного кредитования будет наличие привлекательных проектов, в первую очередь направленных на импортозамещение. При существующем профиците ликвидности в банковской системе (а это свидетельство того, что потенциально деньги в экономике есть) эффективность как для бизнеса, так и для банков станет ключевым фактором.
Основной валютой для финансирования будут белорусские и российские рубли. При этом наш собеседник считает, что стоимость кредитных ресурсов для бизнеса останется достаточно высокой, особенно если речь идет об инвестиционном кредитовании со сроками 5–10 лет. В Сбер Банке решили, что кредиты на короткие сроки будут выдавать в белорусских рублях, а инвестиционные проекты чаще всего будут финансировать в российских, не забывая при этом о возможности привлечения альтернативных валют.
Например, накануне Нового года банк выдал первый крупный кредит в юанях — на 130 млн белорусских рублей в эквиваленте.
— Станет ли это трендом? Думаю, да. Со стратегической точки зрения было правильно, когда Нацбанк принял решение изменить состав корзины валют и ввел в нее китайский юань. Это позволяет формировать внебиржевой рынок и организовать финансирование в валюте КНР, а значит, легче будет создавать логистические цепочки и проводить расчеты, — поясняет специалист.
Справиться с новыми вызовами белорусскому Сберу помогли в том числе инвестиции в технологии. Именно эта продвинутость вместе с грамотными действиями регулятора позволила максимально сгладить жизнь в новых условиях. Устойчивость финтеха, безотказность работы сервисов, возможность обеспечить высокую скорость платежей в восточном направлении, должный уровень компетенций команды банка — все эти факторы вкупе позволили Сберу в прошлом году более чем в два раза вырасти по показателю лояльности клиентов (NPS) относительно 2021 года.
Цифровой банк и эквайринг в телефоне
Здесь у Сбера есть свои преимущества. Во-первых, у банка достаточное количество ресурсов и собственная IT-компания, которая позволяет решать большой объем задач корпоративных и розничных клиентов. Во-вторых, всегда есть возможность обратиться за экспертизой к материнской компании.
Благодаря этому кредитная организация продолжает оставаться среди лидеров по цифровизации банковских технологий и развитию дистанционных каналов взаимодействия с клиентами. Например, прошлой весной банк запустил мобильный эквайринг SBPOS, который позволяет принимать оплату в любом торговом объекте прямо с телефона. Это очень удобное решение и подходит для всех сегментов бизнеса, а особенно для малого и микробизнеса. Им пользуются перевозчики, онлайн-магазины, службы доставки и многие другие клиенты Сбер Банка. Такое решение позволяет отказаться от приобретения дорогостоящих платежных терминалов и их обслуживания. Достаточно обычного смартфона со стабильным интернет-подключением и зарядом батареи.
Пользователи мобильного эквайринга получают дополнительное преимущество — возможность использовать приложение «Электронный чек». Клиент экономит средства, которые он мог бы потратить на приобретение кассового аппарата и подключение устройства СКНО или СКО в виде USB-токена. Эти функции уже есть в в приложении. Продавцу при приеме наличных не надо печатать бумажный чек: его электронную версию можно отправить покупателю, например, на электронную почту или в мессенджер. Все необходимые данные для отчетности регулятору передаются в режиме реального времени напрямую.
— Мы выступаем финансовым партнером для более чем 40 000 бизнес-клиентов. Наша задача в том, чтобы взять на себя решение финансовых задач клиента — например, работу бухгалтерии, предоставление отчетности в контролирующие органы. Таким образом, предприниматели могут концентрироваться только на развитии своего бизнеса, — поясняет заместитель председателя правления Сбер Банка. — Цифровая среда становится нормой для пользователей наших услуг. Мы первыми в стране запустили дистанционное оформление договоров эквайринга за несколько минут в интернет-банке «СберБанк Бизнес Онлайн». Процесс экономит время клиента и повышает удобство пользования нашими услугами. Вдобавок мы вносим свой вклад в экологическую повестку страны, не требуя бумажных копий документов.
— На этот год мы ставим перед собой две цели. Во-первых, развитие цифрового банкинга. Где позволяет законодательство, мы переводим услуги в онлайн. Во-вторых, особый упор планируем сделать на развитие эквайринга с платежами с помощью телефона. Сервис призван сделать работу наших клиентов еще более комфортной, позволит им быстрее решать все вопросы, важные для развития бизнеса, — говорит собеседник.
По мнению Дмитрия Войтушко, слаженная работа команды в достижении общей цели, готовность пробовать новое, адаптация в бизнес-решениях под текущую реальность — среди факторов, которые помогают Сбер Банку оставаться в лидерах финансового рынка страны.
— Ну и, конечно, Сбер — это прежде всего люди. Они готовы меняться, развиваться в новых областях и применять нестандартные навыки в решении клиентских задач. Сильная команда — залог успешного развития любого бизнеса. И мы намерены продолжить инвестировать в наших специалистов, прокачивать их скиллы, чтобы сотрудники оставались с нами еще долгие годы, — резюмирует зампред правления Сбер Банка.
Статья подготовлена в рамках проекта «Технологии, меняющие мир».
Партнер проекта — Сбер Банк.
Фото: Александр Хмелёв
Партнерский материал