Mark Formelle и наследники Цоя. Подробности переговоров
- Источник:
- Office Life
Компания Mark Formelle действительно вела переговоры не с тем правообладателем слов из песен Цоя. Но представители наследников Виктора Цоя и в российской компании «Первое музыкальное издательство» (правообладатель) вообще не поняли, что ведут переговоры с белорусским предприятием. Переговоры прервались как раз на уточнении этого момента. В этой истории много запутанного. Что превращает ее в интересный кейс об авторских правах и правообладании.
MARK FORMELLE: У МЕНЯ ЕСТЬ ДОМ, ТОЛЬКО НЕТ КЛЮЧЕЙ
Компания Mark Formelle выпустила коллекцию одежды, на которой использованы цитаты песен группы «Кино»: «Дальше действовать будем мы», «Если есть тело — должен быть дух»... Как оказалось, прав на нанесение этих надписей на одежду у компании нет. Хотя переговоры с правообладателями велись.
Представители Mark Formelle объясняют так: «При создании данной коллекции компания выполнила необходимые юридические процедуры по соблюдению авторских прав».
В понедельник, 11 февраля, претензия от правообладателя о нарушении исключительных прав была направлена компании Mark Formelle.
Представитель наследников Юлия Добренко рассказывает Office Life подробности переговоров. Переписка состояла примерно из 20 писем, переговоры начались в октябре, закончились на определении цены сделки и на вопросе, с кем, собственно, ведутся переговоры.
«Мы неоднократно согласовывали изменения в дизайн одежды. У меня не было информации, что это Mark Formelle. Юрист, с которым мы переписывались, не сообщал, с кем будет заключена сделка. Известно только, что юриста зовут Максим Ш. В письме он пишет: „Компания, на которую я работаю, предполагает проведение акции на территории РФ с использованием названия группы, рисованных силуэтов Цоя и словосочетаний из некоторых песен „Кино“. Нам прислали эскизы, мы это все обсуждали, Александр Цой просил внести изменения, я передавала его слова. Выяснилось уже потом, что это были эскизы Mark Formelle. Я отправляла лицензионный договор, его все устроило. „К договору особых вопросов нет“, — пишет юрист. Мы даже с ним оговаривали, что, если им будет недостаточно прав, предоставляемых по договору, возможно дополнительно подписание документов и у двух наследников — Роберта и Александра Цоев».
Office Life: Но документы, подтверждающие наличие прав на заключение договора вы им не предоставили?
— Дополнительно нас попросили выслать скан договора, по которому «Первое музыкальное издательство» имеет право выдавать лицензии. Я написала: издательство предоставит все документы, но вы не сообщили, с кем мы будем иметь дело. Нам не сообщали имя будущего контрагента! Это важно для определения условий лицензии, в том числе финансовых. После этого писем не было. Последнее письмо я отправила 20 декабря со ссылкой на репортаж с показа коллекции в интернете. Все еще не было понятно, будут ли продолжать оформление документов.
(В переписке написано буквально так: «Как это понимать?» — и ссылка на показ.)
Office Life: И все-таки, последнее письмо было от кого?
— Мы не согласовали стоимость сделки. Юрист нам сообщил о том, что в компании решили остановиться на двух моделях одежды, но, как выяснилось позже, вышла вся коллекция. Для определения стоимости нужны были точный тираж, оптовая и розничная цены, себестоимость. Даже если, по их словам, нами не были предоставлены документы, это не означает, что можно просто взять и без разрешения воспроизвести на своих товарах результаты чужой интеллектуальной деятельности.
«ГЛОРИЯ МЕДИА»: ДАЛЬШЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БУДЕМ МЫ
В деле Mark Formelle и правопреемников творчества Виктора Цоя есть и третий игрок. Белорусский партнер «Первого музыкального издательства» компания «Глория Медиа» обладает исключительными правами на использование на территории Беларуси музыкальных произведений с текстом, текстов музыкальных произведений, созданных Виктором Цоем. Именно они направили претензию Mark Formelle.
«Мы партнеры. Нам переданы исключительные права на территорию Беларуси, — заявили в „Глория Медиа“. — Это говорит о том, что права использования на территории нашей страны должны были запрашивать у нас. Есть личные неимущественные права, есть имущественные права. Личные неимущественные права принадлежат авторам либо наследникам авторов в течение неограниченного времени. То есть Александру и Роберту Цоям. Они могут тоже обратиться в суд. Мы им можем оказать содействие. В нашем случае использование фрагментов текстов песен Цоя на одежде является нарушением имущественного авторского права».
Office Life: Связывались ли представители Mark Formelle с вами?
— Они, наверное, не в курсе, что здесь есть представители. Хотя если бы они обратились в Национальный центр интеллектуальной собственности, то там бы им подсказали, кто обладает имущественными правами на использование произведений Цоя. На нашем сайте указано, что мы партнеры как «Первого музыкального издательства», так и Национального музыкального издательства. И если бы на переговорах прозвучало название нашей страны (Беларусь), наши российские партнеры отправили бы их к нам.
Представители «Глория Медиа» показывают договор об исключительной лицензии Александра Цоя с «Первым музыкальным издательством», такой же договор с Робертом Цоем и договор о совместной деятельности, по которому один наследник без другого самостоятельно не может отчуждать либо передавать по лицензионному договору права. Конечную точку в заключении договоров с третьими лицами ставит Александр Цой.
ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН
Представитель Национального центра интеллектуальной собственности Сергей Шебеко разъяснил Office Life особенности законодательства об авторских правах.
Office Life: Являются ли права на цитаты из песен объектом авторского права в случае, когда кто-то решает поместить эти фразы на одежду?
— Часть произведения охраняется авторским правом, если она удовлетворяет требованиям пунктов 1 и 2 статьи 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах». Иначе говоря, если является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно.
Office Life: Правильно ли мы понимаем: любая цитата из песни является объектом авторского права?
— Не любая, раз мы говорим про признаки творческой деятельности.
Office Life: Но с другой стороны, слова песни используются только как цитаты на одежде, песню же никто не исполняет...
— В статье 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и статье 983 Гражданского кодекса установлено, что обладателю исключительного права принадлежит право использования произведения по своему усмотрению в любой форме, любым способом, в том числе право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение.
Office Life: Если правообладатель не предоставляет документы, подтверждающие это право, а другого правообладателя не нашли — как быть в таком случае?
— Правообладатель может никому ничего не показывать, если этого не хочет. Это его право. Я просто рассказываю вам о положениях, касающихся авторского права. В статье 983 Гражданского кодекса и статье 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» содержится норма, в соответствии с которой без согласия правообладателя произведение использоваться не может, за исключением случаев, установленных законом. В главе 4 эти случаи перечислены — там упоминается цитирование в учебниках и прочее. Эти случаи не касаются надписи на одежде.
Надеемся, Mark Formelle решит ситуацию и летом белорусы выйдут из своих домов в майках из новой коллекции. Office Life продолжит следить за ситуацией.