«Учатся работать и уезжают». Беларусь остается «песочницей» для стартапов. Но что дальше?
- Источник:
- Юрий Грибовский
Сначала фон для развития стартап-движения в нашей стране был вполне благоприятный. Как отмечает заместитель директора по развитию Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. Кунявского Дмитрий Крупский, в это время в активную жизнь входило первое поколение людей, которое выросло без дефицита. И они не чувствовали никаких ограничений для реализации своих творческих замыслов. Вдобавок к этому на подъеме была IT-индустрия. С 2005 года заработал Парк высоких технологий. А в 2010 году появилась директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Организаторами первого уикенда для инноваторов стали предприниматели Александр Сорокоумов, Константин Владимиров-Журавский, Александр Булах и Александр Патутин.
— Все начиналось на голом энтузиазме. Мы с Константином поехали в Москву на первый Startup Weekend. Вернулись, собрали команду и организовали первое такое мероприятие в Минске. Конечно, никто тогда не понимал, что такое стартап. Нам звонили какие-то дядечки и спрашивали: где ваш «стартуп» будет проходить? — вспоминает директор центра поддержки предпринимательства «Деловые медиа» Александр Патутин.
Организаторы вспоминают: если в первое время с поиском экспертов проблем не было, то с профессиональными инвесторами и стартаперами был явный дефицит. Выбирать не было из кого и уровень проектов оставлял желать лучшего.
Кроме того, у инвесторов и стартаперов были взаимные иллюзии. Тогда ни у кого не было четкого представления о венчурном финансировании. Долгое время на стартап-уикенды приходили обычные покупатели бизнесов, которые рассчитывали быстро «поднять денег». С другой стороны, самим стартаперам казалось, что для успеха, если есть идея, не хватает только денег. Хотя, как правило, главная проблема была в дефиците компетенций в маркетинге, ведении бизнес-процессов.
«Оазис экономики знаний», который пока остается «песочницей»
Но постепенно движение набирало обороты. Через уикенды прошли многие стартапы, которые потом стали заметными на рынке, в том числе картографический сервис Maps.me, онлайн-бухгалтерия для малого бизнеса Assisent.by, белорусская социальная сеть VSeti.by, сервис автоматизации документооборота QuoteRoller, позже переросший в ставшую «единорогом» PandaDoc.
Расширялась география, мероприятия стали проводить в регионах. В итоге к 2012 году стартап-движение стало заметным явлением в бизнес-ландшафте Беларуси, на которое обратило внимание и государство, отмечает Дмитрий Крупский.
— С 2012 года Минэкономики начало составлять координационные планы проведения стартап-мероприятий, за 10 лет их было проведено более 3,5 тыс. Их участниками стали более 160 тыс. человек. Не все, конечно, стали предпринимателями, но они по крайней мере протестировали свои идеи.
Всего за эти 10 лет на Startup Weekend рассмотрели более 10 тыс. бизнес-проектов. Почти 130 из них получили финансирование от частных инвесторов. Но это были не единственные игроки в стартап-движении: постепенно в Беларуси сформировался пул организаторов стартап-мероприятий, однако после 2020 года ситуация в этой сфере изменилась.
По словам Дмитрия Крупского, за 15 лет стартап-движение стало оазисом новой экономики — «экономики знаний». Вместе с тем сегодня большая часть стартапов в стране реализуется в IT-сфере. К реальному сектору экономики у новой генерации инноваторов интереса мало — здесь требуются существенные материальные затраты.
В последние годы, по мнению экспертов, стартап-движение в нашей стране переживает не самые лучшие времена. По разным данным, из Беларуси в более благоприятные экосистемы релоцировались около 60% стартапов. На международном рынке они продолжают успешно привлекать финансирование и реализовывать свои проекты. Стало заметно меньше и бизнес-ангелов.
— Беларусь, к сожалению, остается «песочницей» для стартапов. У нас они получают компетенции, учатся работать на рынке. А потом уезжают в более благоприятные локации. Например, на российский рынок, он более емкий. Но часто финансовую поддержку перспективные бизнес-идеи находят и на Западе, — констатирует Дмитрий Крупский.
Во многом такая ситуация объясняется недостаточно развитой инфраструктурой и проблемами с венчурным рынком в стране. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, Беларусь в сравнении с 2023 годом по уровню инновационного развития опустилась в Global Innovation Index за 2024 год с 80-го на 85-е место. Это между Албанией и Египтом.
В последнее время, по оценкам экспертов, ежегодно в белорусских стартап-мероприятиях участвуют 15–20 тыс. человек, которые генерируют до 270 бизнес-инициатив. А всего за 15 лет через стартап-движение прошло не менее 180 тыс. человек, было рассмотрено до 12 тыс. различных бизнес-идей и проектов.
Где сейчас белорусские стартаперы могут получить поддержку
Вместе с тем частники и государство пытаются придать стартап-движению новый импульс. Что есть в этом плане сейчас?
Например, в банковском секторе ключевым драйвером является:
-
Белагропромбанк с 2021 года проводит «Стартап-марафон», который включает обучение, экспертизу и организационную и финансовую поддержку различных проектов в IT-сфере и реальном секторе экономики. Это совместный проект с Минэкономики, ГКНТ, с лета 2024 года к нему присоединился БСПН им. М. Кунявского.
-
Стартап-центр ПВТ работает с инициативами студентов университетов технико-технологического профиля.
-
Диалоговые платформы для стартаперов организуют также Malimon, Zborka Labs, Belarus Fin&Tech Hub, Corporates to Startups.