«Мое тело — мой лучший пенсионный фонд». Шоумен Павел Сыроежкин — о спорте, алиментах и мужском счастье
- Источник:
- Ольга Канашонок
«Если бы не спорт, имел бы проблемы с алкоголем»
— Мой подростковый возраст пришелся на 1990-е годы, когда главными развлечениями в нашей минской Серебрянке был или спорт, или криминал. Вдохновляющих ролевых мужских моделей рядом было мало, отцы у многих или активно спивались, или впадали в депрессию, не понимая, как прокормить семью и адаптироваться к новым правилам жизни.
И мне просто повезло, что в 9-м классе я наткнулся на объявление в школе: «Идет набор в секцию атлетической гимнастики». Зашел туда с друзьями и «завис». Подвал в местном ЖЭСе, потные мужики, старые добитые тренажеры, такая настоящая атмосфера «качалки»... Мы там проводили по 5–6 часов, даже после тренировок оставались и просто сидели, слушали-смотрели.
И, как говорится, «посеешь привычку — пожнешь характер». Достаточно быстро у меня укоренилась модель: в любой непонятной ситуации иди заниматься спортом!
Мозг начинает работать совсем по-другому, стрессоустойчивость растет, иммунитет закаляется, негативную энергию и агрессию можно экологично спустить.
И очень быстро я тогда сразу же уяснил: спорт — это в первую очередь было не про «бицепс-трицепс» или чтобы нравиться девочкам, а про то, к какому механизму решения проблем в жизни ты себя приучаешь.
Скажу откровенно: если бы не спорт, я, скорее всего, имел бы проблемы с алкоголем. В моей семье была и такая модель поведения: «Проблема? Надо выпить!» Папа был творческим человеком, и проблемы с алкоголем не обошли его стороной. И я видел, как алкоголь разрушает и человека изнутри, и его семью. Приятного в этом мало.
«Тренироваться не тяжело, тяжело испытывать отвращение к отражению в зеркале»
Тренировки настолько вошли в привычку, что день без спорта дается мне труднее, чем самая интенсивная тренировка. Тренироваться — это не тяжело! Тяжело просыпаться уже уставшим, зависеть от врачей, лекарств и испытывать отвращение к отражению в зеркале.
Всю мою жизнь со мной две страсти — баскетбол и «железо». Но в последние пару лет старых добрых штанг и гантелей в моей рутине стало заметно меньше. С возрастом больше внимания надо уделять сердечно-сосудистой системе. Так в мою жизнь пришли бег, велосипед и триатлон. Первые две активности случились со мной уже в 40 лет, как раз после развода. Авторитетно заявляю: это лучшие антидепрессанты, и гораздо дешевле терапии. Ну а триатлон — это моя новая большая любовь, и у нас сейчас период «притирки».
В принципе, к телу отношусь как к инвестпроекту, если хотите — это такой мой своеобразный «пенсионный фонд». Чем больше в него вкладываешь полезного, правильного и здорового в молодые годы, тем более высокими процентами и дивидендами в виде силы и энергии это вернется в зрелом возрасте. «Магия сложного процента» здесь работает так же, как и в инвестициях.
Значение ведь имеет не только продолжительность жизни, но и ее качество. Бывает же и так: «умер в 27, похоронили в 72», то есть человек большую часть своей жизни и не живет, а страдает от болезней и без энергии. А умеренный спорт — это лучшая профилактика против всех болезней и лучший источник жизненной энергии.
А еще очень важно, что благодаря спорту вокруг меня сформировалось классное, поддерживающее окружение. А сколько возможностей открылось!
И да, здоровое атлетичное тело делает тебя более конкурентноспособным в определенных сферах и дает возможность зарабатывать. Кастинги, ТВ, рекламные контракты, съемки в фильмах, онлайн- и публичные выступления. Несмотря на наличие диплома с отличием в юриспруденции, практически всегда мой заработок был связан с моей хорошей физической формой. Будь то моделинг в нулевых, телевидение и кино, а также выступление в составе популярной группы в 2010-х либо теперешние лекции и семинары об активном спортивном долголетии и ЗОЖе в 2020-х. В «сухом остатке» за всем этим стоит отличный внешний вид.
«Брак больше не нужен для выживания»
Как-то с приятелями обсуждали, почему так много вокруг разводов. Думаю, сильно девальвировался сам институт брака. В поколении наших родителей часто не разводились потому, что квартиру было не разменять, на одну зарплату не выжить, «а что люди скажут?»... Сейчас же гораздо легче быть финансово и личностно независимым.
И иногда люди живут «на автомате», а потом вдруг резко просыпаются и обнаруживают внезапно, что ценности уже не совпадают, что растут они с разной скоростью, один мемасы по вечерам пересылает и инсту скроллит (и ему хорошо), а другой инвестициям начал обучаться и вдруг повадился по вечерам на пробежки выходить вместо сериальчиков. Как вы думаете, сколько в таком случае протянет подобный брак?
В возрасте около 40 лет приходит понимание, что экватор жизни пройден, а ты — как белка в колесе: сплошной быт, глазами моргнул — год прошел. Время начинает ускоряться.
Иногда разговариваю с приятелями, так они целые месяцы из прошлого года не могут вспомнить, что они в них делали и чем это время им запомнилось, не говоря уже про более отдаленные периоды. Просто плывут по течению. Жизнь с ними просто происходит, практически без их участия, а им и нормально.
Но кто-то останавливается и понимает, что пора из этого круга как-то вырываться. Поэтому одни разводятся, кто-то работу кардинально меняет, другие едут за «духовными практиками», а иные банально ломаются и идут на поводу у своих слабостей: алкоголя, обжорства, прокрастинации и «синдрома отложенной жизни».
Я вот сейчас переживаю прекрасный период межбрачья. Шутят, что третий брак — это победа надежды над разумом. Но я не отметаю эту вероятность. Тем более что у меня есть два прекрасных сына, но абсолютно нет опыта воспитания дочек. Это мне даже чисто эмпирически привлекательно.
В целом, насколько бы я ни был автономен и как бы мне ни было нескучно наедине с собой, все равно человеку нужен человек.
«Можно провалить роль мужа, но быть хорошим отцом»
У меня два ребенка от двух замечательных женщин. Между этими отношениями лет 10, поэтому никто никого не уводил и ни от кого не уходил.
Даня родился, когда мне был 21 год. С его мамой мы вместе учились, но в браке так и не побывали. Она все отменила за неделю до свадьбы. Этакая «сбежавшая невеста» на белорусский лад.
Второй мой брак закончился разводом через семь лет совместной жизни.
Не было грязи, громких скандалов, предательства. Просто вдруг понимаешь, что живешь как будто по инерции или как с родственником, и задаешь себе вопрос: «А хочешь ли ты еще 40 лет вот так просыпаться?» В отношениях возникает какое-то раздражение, колючесть, пропадает такая нежность в заботе друг о друге...
Мы честно поговорили с бывшей супругой и максимально корректно разошлись, это было обоюдное решение.
И все равно было непросто, не бывает легких и приятных разводов. Но, считаю, что однозначно лучше, чтобы ребенок видел маму и папу, которые, пусть и не живут вместе, но улыбаются и уважают друг друга, чем тех, которые живут в постоянном раздражении, ругани, зато под одной крышей.
Бывшая жена снова вышла замуж, сейчас она с Алексом живет во Франции на побережье океана. Я регулярно к ним прилетаю. Снимаю жилье неподалеку, чтобы максимальное количество времени провести с сыном. С Сашей и ее мужем мы, например, можем абсолютно спокойно вместе поужинать, проводить время в долгих разговорах. Он очень интеллигентный человек, нам интересно говорить о французских писателях, актерах, истории... И что особенно важно, это то, что Сашин супруг не соревнуется со мной за роль папы. Хотя он тратит на Алекса огромное количество времени и средств.
Знакомый как-то спрашивал: «Как ты относишься к тому, что твой сын с чужим мужчиной живет, не дергает?» Нет, не дергает. Я знаю, какие бывают другие варианты, знаю, насколько коварными могут быть в этих вопросах женщины и какими жадными и мелочными — мужчины. А тут я вижу, что Алекса все любят, заботятся, и чем больше любви вокруг него — тем ребенку лучше. Он не винит в разрыве родителей себя, он видит, как они смеются, вспоминая совместные годы жизни и приключения.
А вот с Даниной мамой мы сперва были в очень натянутых отношениях, когда он родился. Доходило до того, что ребенка друг другу через няню передавали, чтобы не встречаться. Но мне было важно видеть сына, поэтому я приходил снова и снова. Часто наступал на горло своей гордости, просто заставлял себя промолчать лишний раз. Это были непростые времена. Но зато заставило повзрослеть, помогло нарастить «эмоциональную броню». И сейчас понимаю, что оно того стоило. Старший сын уже взрослый бородатый дядька, говорит: «Я всегда знал, что ты у меня есть и я могу позвонить в любой момент и ты придешь!» И сейчас отношения с Даниной мамой прекрасные, мы отлично общаемся.
Не знаю, почему мне так повезло, но мамы моих детей — очень красивые и умные женщины, и время, проведенное с ними, я никак не могу назвать «плохим» либо «впустую потраченным». Они однозначно сделали меня лучше.
Наверное, можно сказать, что я провалил «роль мужа», но мне важно оставаться хорошим отцом. И быть примером детям. Если ты лежишь на диване с пивом, то бесполезно командовать ребенку: «Ну-ка, иди зарядкой займись!» А если сам гоняешь с мячом, то и дети рядом будут так же бегать.
Старшему сыну уже 25 лет, мы с ним играем в одной баскетбольной команде. Когда вижу, как он с азартом несется по полю — 195 сантиметров рост, нога 47-го размера, — понимаю: вот она, моя ДНК, горжусь! Алексу 11 лет, у него и бассейн, и кроссфит, и гольф уже на очень приличном уровне. Почти каждый день мы разбираем с ним и его мамой тренировки, спортивное питание, обсуждаем что-то из психологии спорта.
«Не можешь платить алименты — пеки блины!»
Вижу иногда, как мужчины уходят от женщины, а потом получается, что и от ребенка «автоматом» тоже ушли. Но не помогать в воспитании своего же ребенка — это постыдно и мелочно. Зачастую алименты и близко не покрывают трат на ребенка, а бывшие мужья при этом ведут разговоры, что бывшая жена эти деньги на себя тратит, мол, ногти, платья...
Но подождите, самый ценный ресурс — это ведь время! И женщина тратит его на вашего общего ребенка. И это тоже должно учитываться. Да, ты дал деньги условно на продукты, молодец, но купить это все, приготовить вкусный ужин, убрать кухню — это все потраченные часы маминой жизни. Так учти их тоже и не включай этот постыдный калькулятор.
Разумеется, у всех могут случиться сложные финансовые времена. Ну не можешь платить, тогда надо увеличить свое участие, чтобы освободить женщине время: прийти и просто побыть с ребенком, убрать у него в комнате, взять на себя дорогу на тренировки, в школу, блины наконец самому испечь.
«Оплатить счет женщины — это не про власть над ней...»
Я все-таки несколько старомодно воспитан, и для меня удовольствие придвинуть стул девушке в ресторане, вставать, когда она заходит в помещение, помочь надеть пальто, подать руку, придержать дверь и пропустить ее вперед. Это база, как сейчас зумеры говорят.
Я много времени провел и в Соединенных Штатах, и в Западной Европе, где на вопрос финансов в паре смотрят либеральнее, чем обычно у нас.
Я тоже за партнерские моменты. Но допустить, чтобы девушка в моем присутствии платила за себя, я не могу. Если в момент, когда приносят счет, возникает такая неловкая пауза — кто же будет что оплачивать? — и мужчина прячет глаза, то он как будто становится меньше.
Считаю, что щедрость и великодушие — это основополагающие мужские качества.
Оплатить счет женщины — это для меня не про власть и не про то, «кто кого танцует», это про какие-то внутренние настройки, энергию, которую ты сперва отдаешь и она потом к тебе возвращается в другой форме. Я себя так комфортно чувствую, у меня нет здесь новомодных внутренних споров про «тарелочниц».
«Стандарты к внешнему виду спутницы у меня высокие»
У меня бывали отношения с девушками в два раза меня младше. И это, конечно, занимательно, когда она всего на месяца три старше твоего сына... Но возраст — это не главный критерий для отношений. Пресловутая «химия» на возраст в паспорте не смотрит. Тут важно другое: смеетесь ли вы над одними и теми же шутками, каких режиссеров обсуждаете, какие книги вы читаете, как проводите время и насколько тождественны ваши ценности.
Другое дело, что у меня в силу моей профессиональной деятельности достаточно высокие требования к внешнему виду и своему, и моей спутницы. Я в хорошем смысле избалован женской красотой.
Мне важно видеть, что человек прилагает усилия, чтобы его тело было в форме и становилось лучше. Не за счет косметологии и инъекций, а за счет работы над собой. Ибо в наше время можно купить что угодно или взять в аренду, кроме хорошей физической формы. Ее можно только построить и заслужить.
Для меня это многое говорит о человеке, его характере и воле. Тело должно быть упругим, не рыхлым и не дряблым. Девушка, которая регулярно занимается умеренным спортом или танцами, — это ведь и про определенный стиль жизни. Такая меня точно поймет, если я в семь утра на пробежку пойду или в «ночной лиге» в хоккей с друзьями играть буду. И я ее, разумеется, в ее увлечениях поддержу и всячески постараюсь их с ней разделить.
«Для мужчины смерть отца — это рубикон»
Самое страшное потрясение в жизни — это смерти отца и младшего брата в прошлом году. Принять и пережить это очень тяжело. Ты очень быстро и окончательно взрослеешь. Мне кажется, в принципе, для мужчины смерть отца — это своеобразный Рубикон. Когда понимаешь, что за тобой, образно говоря, больше никого, никто твою спину больше не прикрывает...
И что все в жизни очень быстро и внезапно происходит, вопреки твоим желаниям и увещеваниям. «Черные лебеди» прилетают посреди ночи. Вот же, кажется, совсем недавно папа, молодой и сильный, гонял со мной в футбол. А сейчас его больше нет...
Для себя решил, что больше никакого «синдрома отложенной жизни» у меня не будет. «Когда-нибудь потом» может просто не настать. Действовать нужно сейчас. И почаще говорить родным, как ты их любишь. И родителям звонить прямо сейчас, пока есть кому звонить.
Ибо в жизни человека есть удивительно счастливый отрезок жизни, когда ЕЩЕ живы его родители и УЖЕ есть свои дети. Но мы этого не замечаем.
А вот рождение детей — это самое сильное позитивное переживание, разумеется. По силе воздействия и последующим трансформациям ни с какими медалями и путешествиями оно не сравнится. Поэтому, как писал Курт Воннегут: «Люди, пожалуйста, замечайте, когда вы счастливы».
Фото: личный архив Павла Сыроежкина