В IT количество вакансий снова растет быстрее, чем во всей экономике. Кто и за сколько сейчас ищет айтишников
- Источник:
- Ольга Антипенко
«В IT стало больше вакансий, но и конкуренция за рабочие места очень высокая»
— Как сейчас можно описать происходящее на рынке труда и почему ситуация в IT снова выделяется?
— В целом по рынку активность соискателей растет: в сентябре 2025 года по сравнению с началом 2024-го количество активных резюме увеличилось на 56,4%. Это очень большой рост. А вот темпы роста вакансий замедляются. В сентябре прирост вакансий в целом по рынку составил 12,1% по сравнению с началом прошлого года.
Мы наблюдаем охлаждение спроса на персонал и устойчивый рост активных резюме.
В IT-сфере ситуация складывается по-другому. Прирост вакансий в сентябре 2025 года по сравнению с началом 2024-го составил 20,5% (больше, чем в целом по рынку), а прирост резюме — 29,2% (меньше, чем в целом по рынку).
Лишь в конце лета — начале осени (июль — сентябрь) мы видим, что количество вакансий для IT-специалистов в 2025 году показало небольшую отрицательную динамику относительно аналогичного периода прошлого года.
— Можно ли говорить, что IT-сектор снова становится одним из главных работодателей страны, как это было до 2020 года?
— Действительно, IT-сфера в этом году прирастала по количеству вакансий быстрее всех остальных.
Однако сказать, что мы вернулись к той ситуации, которая была пять лет назад, нельзя. Если в III квартале 2020 года сфера была на 2-м месте в структуре вакансий с долей более 13,4%, то сейчас она занимает только 9-ю строчку — доля вакансий в IT составляет сейчас 6,2%.
Если IT-отрасль будет двигаться такими же темпами и если на нее не повлияют какие-то внешние факторы, она снова займет существенную роль и на рынке труда, и в ВВП страны.
Теперь посмотрим, что происходит с конкуренцией. Тогда кадров не хватало: на одну вакансию приходилось два-три резюме — это гораздо ниже рынка. Сейчас IT входит в одну из самых конкурентных сфер: если индекс rabota.by в целом по рынку в сентябре этого года составил 8,8 резюме на одну вакансию (чуть выше средней), то в сфере информационных технологий на одну вакансию приходится более 17 резюме.
Кто в IT сейчас зарабатывает больше всех?
— Мы помним, что у айтишников всегда были одни из самых высоких зарплат и мечта почти любого школьника сводилась к тому, чтобы выбрать профессию, которая позволит «войти в IT». Этот тренд сохранился?
— Если смотреть на общую ситуацию на рынке труда, видно, что рост медианных зарплат замедлился на 5 п.п. Так, в январе — сентябре 2024 года по отношению к такому же периоду 2023-го они выросли на 23%. В этом же году рост составил только 18%.
Ситуация в IT аналогичная: там прирост медианных зарплат замедлился на 6 п.п.: в январе — сентябре 2024 года по отношению к январю — сентябрю 2023-го рост был 18%, а в этом году за такой же период — 12%. Активнее всего в этой профобласти выросли зарплаты для системных администраторов: в январе — сентябре этого года они прибавили почти 50% по отношению к такому же периоду прошлого года.
Что еще интересно: сейчас пожелания соискателей на рынке труда в целом почти сравнялись с тем, что предлагают наниматели. А вот в IT по-прежнему хотят выше, чем предлагают работодатели: этот разрыв составляет 16%.
Однако есть и такой удивительный момент: мы провели опрос, и по его результатам выяснилось, что около трети компаний в IT-отрасли испытывают дефицит кадров. И две трети вынуждены отказывать кандидатам потому, что не смогли договориться по зарплате: компании не хотят больше раздувать зарплаты.
Впрочем, есть и исключения. Так, по некоторым специальностям наниматели сейчас готовы платить больше, чем хотят сами соискатели: это DevOps-инженеры, программисты, разработчики и тестировщики.
— У айтишников всегда были не только высокие зарплаты, но и хорошие соцпакеты, комфортный график работы. Что-то меняется в этом вопросе сейчас на фоне высокой конкуренции?
— Я бы сказала, что стандартные для IT-сектора соцпакеты и бонусы сохранились. При этом, по нашим данным, более 70% компаний в сфере предлагают возможность удаленной работы или гибридного формата.
Но здесь есть момент с государственными компаниями, которым также сейчас нужны айтишники: здесь в 91,6% вакансий предлагают работу на месте работодателя. А вот сами сотрудники предпочитают удаленный (42%) либо гибридный формат работы (37%). К тому же предлагаемая медианная зарплата в госсекторе в этой отрасли в среднем за неполный 2025 год на 13% ниже, чем по IT-рынку в целом.
— Айтишников по-прежнему ищут в основном в Минске?
— Не только. Конечно, больше всего вакансий действительно приходится на столицу — 84% от общего числа предложений за этот год. При этом именно в Минске мы видим снижение вакансий с начала года на 10%.
Кроме столицы, айтишников также искали в Гомельской (4,2% вакансий) и Могилевской (3,4%) областях.
Причем Могилевская область, хоть и находится на предпоследнем месте по количеству вакансий для IT-специалистов (1,9%), за год показала самый большой прирост (+48,6%).
— Судя по уровню конкуренции, найти работу в IT сейчас стало гораздо сложнее. К чему нужно быть готовым тому, кто хочет сменить компанию?
— В целом, конечно, ситуация в найме в этой сфере изменилась: сегодня «охотятся» или за высококвалифицированными, или за молодыми специалистами, которых можно взять за небольшие деньги. Время на поиск работы увеличилось.
Самыми востребованными являются программисты и разработчики — на них приходится почти 32% всех размещенных вакансий.
Самой высококонкурентной является позиция «руководитель проекта» — здесь на одну вакансию приходится 35 резюме. Также непросто найти работу аналитикам (почти 32 резюме на вакансию), дизайнерам, художникам (28,4), менеджерам продукта (24,6) и тестировщикам (20,9).
А вот проще всего найти работу специалистам по информационной безопасности: на одну вакансию для этой профессиональной роли приходится 7,9 резюме. Здесь еще не подготовили достаточное количество кадров.
— Готовы ли сейчас компании в IT-секторе учить кадры для себя, как это было раньше?
— Действительно, раньше компании ковали себе кадры, растили их под себя. Сейчас мы видим, что рынок скорректировался и появилось много готовых специалистов с опытом. Зачем тратить три месяца или полгода на подготовку, если можно найти на рынке того, кто тебе нужен. Мир стал очень турбулентным и никто не может гарантировать трудоустройство всем, кого ты обучаешь. Готовить кадры стало дорого, поэтому инвестируют только в самых перспективных, тех, у кого есть мотивация.
В то же время в эту историю начало вкладываться государство — программы по подготовке кадров, выделению грантов для лучших студентов появляются, например, в ПВТ.
Еще один интересный факт: за август 2025 года 53,6% активных кандидатов на rabota.by, заинтересованных в работе в IT-сфере, — из России. То есть для них стал привлекательным наш рынок.
— Применение ИИ как-то меняет рынок труда в IT? Есть случаи в мировой практике, когда компании, вставшие на путь использования ИИ, начали нанимать значительно меньше новичков. Сталкивается ли с этим трендом белорусский рынок труда?
— Я бы сказала, что мы сейчас видим другой тренд: иногда компании готовы взять вместо дорогостоящего «синьора» молодого специалиста, который умеет работать с ИИ. Поэтому для молодых специалистов при таком высоком уровне конкуренции очень важно владеть навыком работы с нейросетями. В целом по рынку труда зарплаты для тех, кто владеет ИИ, выше на 20%.
Итоги опросов rabota.by говорят, что развитие ИИ пока не повлияло существенным образом на рабочие места в IT-сфере. И наниматели, и соискатели сходятся в том, что нас заменит не ИИ, а человек, который умеет работать с ИИ.