Белорусское ПО, помощь стартапам и куда идет наша «айтишка». Большое интервью с главой ПВТ Анной Рябовой
- Источник:
- Ольга Пасияк
— Анна Николаевна, вы стали руководителем ПВТ в конце мая, но в этой сфере вы человек не новый: долгое время курировали в Министерстве связи и информатизации вопросы цифровой экономики и инновационной политики и много работали с Парком. На ваш взгляд, как белорусская «айтишка» изменилась за эти 20 лет?
— Белорусская IT-отрасль стартовала как чистый аутсорс. Для резидентов были открыты, по сути, четыре направления деятельности. Компании, которые пришли в Парк, можно было пересчитать по пальцам двух рук. Со временем IТ-кластер эволюционировал, во многом благодаря Декрету № 8 «О цифровом развитии экономики» 2017 года, который еще называют декретом «Парка 2.0».
Сейчас же пул резидентов перешагнул порог в 1 тыс. компаний с общим штатом в 60 тыс. высококлассных программистов. Только за прошлый год резиденты ПВТ создали почти 7 тыс. новых рабочих мест, а направлений деятельности стало более 40. Набравшись опыта, резиденты, что закономерно, научились делать собственные продукты. У них рождаются передовые инструменты в области искусственного интеллекта, ПО для решения инженерных задач, игры, мобильные приложения, IT-продукты для здравоохранения, сельского хозяйства, финтеха, лазерных технологий и оптики.
Если же говорить о цифрах, сегодня порядка 3% ВВП и 20% экспорта услуг всей Беларуси — это вклад резидентов Парка. Только в первом полугодии 2025-го компании-резиденты заплатили в бюджет около 400 млн рублей.
На мой взгляд, сегодня ПВТ — это ядро IT-отрасли нашей страны и ведущий IT-кластер в Центральной и Восточной Европе. Но если раньше эту сферу рассматривали как инструмент поддержки традиционных отраслей, то сегодня белорусские IT представляют уже самостоятельную индустрию, которая создает инновационные продукты и экспортирует их на глобальные рынки. При этом они остаются мощным драйвером для классического производства, помогая ему находить новые конкурентные преимущества. Фактически за два десятилетия ПВТ удалось в спринтерском стиле пробежать марафонскую дистанцию, став одной из самых успешных отраслей белорусской экономики, созданной, можно сказать, с нуля в независимой стране.
С какими запросами идет в ПВТ государство
— В последние годы много говорят о том, что IT-компании должны больше работать на внутренний рынок. Могут ли резиденты ПВТ уже сейчас участвовать в госзаказах? И есть ли планы по развитию этого направления?
— Наши IT-компании очень активно интересуются внутренним рынком, готовы предложить и уже внедряют на белорусских предприятиях и в учреждениях собственные наработки. Сейчас мы активно занимаемся тем, что предлагаем всем нашим отраслям взглянуть на нас, на наших резидентов уже с этой точки зрения. Нужно признать, что здесь долгое время был определенный пробел — Парк расценивался как группа компаний, ориентированных на западного заказчика и работающих исключительно на заказную модель. И сейчас мы работаем над тем, чтобы изменить этот образ.
Был и где-то остается определенный разрыв в цепочке «запрос — предложение», когда предмет заказа — «вчерашний день», а автоматизация — минимальная. Но ситуация постепенно меняется. Запросы многогранны: сбор и аналитика больших данных, оптимизация их анализа, облачные сервисы, платформенные решения и, конечно, «мастхэв» в современных реалиях — кибербезопасность. Государство же акселерирует проекты в сфере электронного правительства и услуг для граждан — формируется бесшовный цифровой опыт.
ПВТ как раз и сводит вместе экспертизу резидентов и запросы внутристранового заказчика. Регулятор в лице Министерства связи и информатизации создает условия для внедрения таких решений в наши традиционные отрасли, реальный сектор экономики, а мы проводим мероприятия и видим серьезный взаимный интерес. Десятки компаний-резидентов принимают участие в реализации государственных программ.
Набирает ход механизм пилотных проектов — цифровые решения для внедрения и масштабирования по всей стране. И с начала этого года уже 10 таких проектов разработаны нашими резидентами и проходят пилотирование. Сферы разные: экология, образование, медицина, промышленность. Другими словами, внутренний запрос есть, и он поддержан компетенцией IT-участников рынка, потому выигрывают обе стороны: экономика получает апгрейд в виде внедрения цифровых технологий, а компании — предсказуемый локальный рынок для своих продуктов.
Если говорить о цифрах, по итогам 2024 года у компаний ПВТ рекордные показатели: объем реализации IT-продуктов и услуг внутри страны составил около 2 млрд рублей. За полгода 2025-го этот показатель уже достиг 1,1 млрд рублей.
«Консервативную модель подготовки IT-специалистов нужно трансформировать»
— Идеи на миллионы зачастую рождаются из стартапов. Но главная проблема — найти инвесторов, которые готовы поверить в проект и вложиться деньгами. Недавно ПВТ анонсировал, что запускает академию венчурных инвесторов. Есть уже результаты этой работы со стартапами?
— Одна из наших инициатив — как раз создание национальной стартап-экосистемы. Начиная с этого года на площадке Парка действует стартап-центр, появилась страновая сеть в 12 вузах-партнерах. Стартап-центр ПВТ выступает архитектором этого движения и навигатором для молодых проектов. Мы создаем и поддерживаем среду для взаимодействия, регулярно организуем форумы, хакатоны, демодни и конференции, акселерационные программы. Это позволяет молодым стартапам находить партнеров, менторов и перенимать опыт единомышленников.
Кроме этого, мы предоставляем все необходимые ресурсы для работы: от коворкинга для начинающих команд и партнерских сервисов, например облачных технологий, до юридической и бухгалтерской помощи и доступа к венчурным инвесторам.
В октябре запущен набор в систему инкубирования. Здесь молодые IT-энтузиасты смогут получить комплексную поддержку при переходе от первых клиентов к масштабированию. В этом же месяце стартует и венчурная академия. Ее программа поможет участникам систематизировать знания о венчурных сделках, погрузиться в методику оценки проектов, освоить через менторство и практику юридические нюансы и постинвестиционное управление.
— Летом вы анонсировали, что Парк будет в тесной коллаборации с системой образования выявлять точки роста инженерных кадров. В том числе речь шла о сколачивании команды по принципу «Джобс — Возняк». Как это будет работать на практике?
— Да, кадры для высокотехнологичных секторов экономики — одно из приоритетных направлений нашей работы. Важно обеспечивать приток мотивированных и хорошо подготовленных специалистов в компании-резиденты и другие технологические предприятия страны. Мы уже подписали с Министерством образования подробную дорожную карту. Это системное решение задачи на всех уровнях образования — от школы до университета.
Карта предусматривает четыре ключевых направления работы. В том числе подготовка будущих инженеров со школьной скамьи, обновление программы высшего инженерного образования. Не уйдем мы и от искусственного интеллекта — посмотрим, как его можно адаптировать к образовательному процессу. И, конечно, поддержка вместе с университетами-партнерами стартап-экосистемы. Объединение талантов в команды — это в некоторой степени творческая задача.
Консервативная модель подготовки специалистов для IT-сферы должна претерпеть трансформацию. Нужны не только технари, но команды, способные генерировать новые идеи и претворять их в жизнь.
Отсюда и совместная работа в кросс-функциональных командах, поддержка менторов в процессе экспертизы и проверки бизнес-модели. Затем подключается технологический скаутинг, те же хакатоны, которые позволят выявить таланты в продукт-менеджменте и инжиниринге и создать ту самую связку «визионер — инженер».
Конечно, масштаб задач может обескуражить. Но мы не узнаем, что получится, пока не проверим это на практике. Дух авантюризма и стремление к неизведанному? Не без этого создавался Парк.
Законы по крипте должны быть гибкими
— Недавно крупный маркетплейс Wildberries решил начать работать с криптовалютой и получил разрешение на такие операции в экспериментальном режиме от ПВТ. А говоря о трендах для развития IT-отрасли, вы особенно выделяли криптокомпании. Как планируют работать с этой сферой?
— Действительно, криптовалюты, а также все, что с ними связано, находятся под пристальным вниманием все большего числа стран. По сути, ажиотаж вокруг крипты не стихал с момента ее появления. Но сегодня этот инструмент формирует новую реальность, новую финансовую инфраструктуру. Изменения происходят настолько быстро, что даже мастодонты традиционных платежных систем активно ищут способы адаптироваться.
В этом во многом передовом направлении мы были практически мировыми пионерами. Декрет 2017 года регламентировал использование в национальном правовом поле технологий блокчейн и цифровых знаков. Беларусь, безусловно, прозвучала по всему миру, и это в очередной раз подстегнуло интерес к Парку.
За эти почти 10 лет мы прошли очень серьезный путь. Сейчас в правовом контуре ПВТ работают 18 компаний в сфере токенов. Они разные: это криптоплатформы, криптоброкеры, организаторы ICO, операторы обмена криптовалют. Учитывая динамику нормотворчества во многих странах, включая два закона в Соединенных Штатах, мы для себя тоже делаем определенные выводы и ускоряемся в этом направлении. В сентябре состоялось совещание на уровне главы государства, который поставил вопросы о создании криптобанка, разработке новых правовых норм, которые бы позволяли нам оставаться в авангарде технологического правового движения.
Одна из целей — создать прозрачную и всеобъемлющую юрисдикцию для блокчейн-проектов и криптоплатформ. Потому будет кастомизироваться законодательство, чтобы оно стало еще более гибким и конкурентным на мировом уровне, но при этом гарантировало бы безопасность.
На пути к белорусскому софту
— Какие еще тренды сейчас вырисовываются на белорусском IT-рынке?
— В первом приближении это искусственный интеллект, который стал ключевой темой в медиапространстве — его влияние и перспективы обсуждаются на всех уровнях. Нельзя не отметить, как он «выстрелил» три года назад и только набирает обороты.
На мой взгляд, Беларусь в этом отношении не стоит в стороне и стремится максимально осознанно и эффективно подходить к его внедрению. И нашим законодателям предстоит масштабная работа над дальнейшим правовым регулированием этой деятельности.
— В различных странах то и дело говорят и о тренде на создание независимой цифровой инфраструктуры. А насколько, на ваш взгляд, это реалистично в Беларуси? И нужно ли делать шаги в этом направлении?
— Такие государства, как Беларусь, безусловно, должны инвестировать в независимые технологии и инфраструктуру, при этом сохранять открытость к глобальному сотрудничеству. Сегодня цифровое развитие — это не просто тренд, а залог эффективного социально-экономического развития страны и ее конкурентоспособности в новой мировой экономике. И Беларусь делает уверенные шаги в этом направлении.
В конце прошлого года наша страна приняла концепцию цифрового суверенитета. Ее смысл абсолютно прост: надо заместить импортные решения отечественными, а в случае отсутствия таковых разработать их, если у нас есть для этого силы, либо заместить альтернативным надежным софтом.
В этой части мы, безусловно, оказались в выигрышной ситуации, потому что у нас есть наработанный массив решений.
Резиденты Парка активно включились в эту работу и уже предлагают собственные наработки. Замена зарубежного ПО происходит постепенно, но прикладные решения уже есть или нарабатываются практически для любой сферы деятельности государства — от промышленности до туризма и финтеха.
Фото: ПВТ