«ОK, зумер!»: как жить с нынешними 20–25-летними и что на самом деле их мотивирует?

Источник:
Ольга Канашонок
27.08.2025 09:00
Поколение Z — это те, кто родился в 1995–2010-х годах. Их еще называют первыми цифровыми аборигенами. Скоро именно они, зумеры, составят 25% трудоспособного населения. И именно об отношении зумеров к выбору своего дела и к карьере сегодня говорят больше всего. Что из этого мифы, а что правда? Что на самом деле мотивирует зумеров, как они будут менять и уже меняют этот мир — об этом мы расскажем в новом большом проекте Office Life и Альфа Бизнеса «ОК, зумер!».

Вряд ли кто-то может рассказать о зумерах лучше самих зумеров — и в нашем проекте мы будем встречаться с самыми разными героями, которых, помимо возраста, объединяет еще и то, что каждый из них пытается сделать больше.

Побеждать в олимпиадах, поступить в вуз мечты многих абитуриентов, почти сразу осознать, что это не твое, ради новой профессии уговаривать прохожих попробовать твои только что обретенные навыки, купить обучающий курс за 1000 рублей и стремиться к большему, но при этом не строить планы дольше, чем на ближайшие месяцы... Незумеры в этом месте вздохнут: эх, молодость, молодость! Ну а мы дадим слово нашему герою — 19-летнему минчанину Ивану Волчеку. И, возможно, поймем, чем его молодость отличается от молодости предыдущих поколений — «иксов» и «бумеров».

«Я увидел, что бывает другая жизнь: оказывается, можно понять, что хочешь делать, и заниматься этим»

Иван учился в хорошей минской гимназии, был олимпиадником по физике, он свободно говорит по-английски, который учил с пяти лет, знает на базовом уровне немецкий, средний балл в аттестате — 8. Что называется, все дороги открыты — только выбирай.

— При этом я к концу школы не знал толком, куда поступать и что делать, — признается Иван. — Конечно, я был в курсе, какие есть профессии и что вокруг происходит, но не представлял, какое мое место в этой реальности и куда мне действительно нужно попасть.

Как выбирал вуз в результате? На самом деле я хотел сделать перерыв в год, подумать, куда я хочу. Но мама сказала: «За год все забудется, не поступишь». Прикинули, куда я могу пройти, в итоге поступил в МГЛУ (сейчас БГУИЯ) на факультет английского языка, специальность — «преподаватель-лингвист английского и немецкого».

Учиться в лингвистическом, говорит Иван, было легко, предметы не казались сложными. Но ощущение, что это не то, чем бы он хотел заниматься в жизни, его не отпускало. Общее состояние становилось подавленным.

— Через какое-то время я познакомился с несколькими ребятами, которые занимались парикмахерским делом и увидел, что бывает другая жизнь, другое ощущение от своей профессии. Оказалось, можно решить, что ты по-настоящему хочешь делать — и делать это с удовольствием.

Вот так после первой сессии, которую Иван сдал без пересдач, он позвонил маме и сказал, что решил взять «академку», чтобы подумать.

— Но, когда пришел в университет писать заявление, понял, что никакая «академка» мне не нужна. Написал заявление на отчисление — и все, ушел.

Самый страшный жизненный сценарий, который рисовался в голове Ивана, был такой: работать годами на нелюбимой работе, приходить домой и каждый день жаловаться на эту работу всем подряд или срываться на тех, кто рядом.

— Наверное, поэтому из университета я и ушел легко. Был готов пойти в армию — хотя я и не годен по состоянию здоровья. Стал думать: если не учителем английского, то кем могу быть? Работать не боялся, еще с 16 лет работал бариста. Понял, что в руках должно быть какое-то ремесло. А парикмахер, как оказалось, в себе совмещает огромное количество профессий. Стрижки — это, может, процентов три-пять того, что ты делаешь. А в остальном ты продюсер съемок, стилист, режиссер, блогер, психолог. Надо уметь выйти на улицу, подойти к прохожему и сказать: «Давайте я вас подстригу!» Да, я так тоже находил клиентов. Мне же нужно было учиться, отрабатывать технику.

«Мне 19, и я зарабатываю тем, что делает меня счастливым»

Сегодня Иван работает на себя сам, в салоне в центре города, где он платит за аренду места, постоянно учится. Какое-то время снимал квартиру, потом вернулся в родительский дом. Но жить, конечно, говорит, лучше отдельно. Шутит: «Причем желательно лет с двенадцати».

— Иногда я, конечно, думаю, что в университете было бы легче: там ты приходишь, сидишь четыре пары и идешь домой играть в компьютер... У меня же история не про то, что пришел, отсидел рабочий день и пошел домой — все равно тебе что-то заплатят. Нет, тут надо шевелиться, чтобы заработать. Только от тебя всё зависит. Здесь ты каждый день работаешь над собой. Сам. Никто тебе ничего не организовывает. Самообразование, самообучение, работа над своими навыками, привычками... Получается, чтобы сформировать здоровую оценку себя, нужно много стараться. Ты сам должен определить и все сделать: когда встать, когда сесть за стол, сколько лекций посмотреть. Но мне 19, и я зарабатываю тем, что делает меня счастливым.


Недавно Иван прошел обучение на тату-мастера, купил все необходимые инструменты, начал продвигать свои работы в соцсетях — и в добавление к профессии парикмахера осваивает еще одну, признаваясь, что уже сейчас на запись к нему есть очередь.

Мысли зумера про...

...планы на жизнь

— Популярность придет сама, со временем. Деньги придут, клиенты придут. Главное — это работать над собой, учиться каждый день, не останавливаться.

Конечно, я думаю, что делать в ближайшие несколько месяцев. На более долгие сроки мое планирование не распространяется — я считаю, когда есть какой-то долгосрочный план, лет на пять-десять, тяжело полноценно прожить расстояние вот это, которое между этими двумя точками. А мне хочется каждый день замечать и жить.


Целеполагание — это хорошо в принципе, но ставить цель на пять лет — это какая-то детская финансовая грамотность. Это как складывать деньги в банку. Лучше их потратить сейчас, пожить нормально, потом заработать больше.


...деньги

— Конечно, я люблю деньги. Чем больше у меня денег, тем я счастливее, тем шире моя улыбка. Наличие у меня денег влияет и на мое ценообразование. Вот, например: у тебя есть ножницы за 300 долларов. Значит, у тебя стрижка стоит подороже, чем у того, кто стрижет ножницами за 10 долларов. У тебя есть курс мастер-классов за тысячу рублей, значит, ты стоишь дороже того, у кого нет этого обучения.

...нормированный рабочий день в офисе

— Если совсем прижмет, то, конечно, я готов и с 9 до 18 в офисе работать. Прижмет — это когда негде жить и нечего есть, а не когда не за что купить пятую куртку. Менять работу, которая делает тебя счастливым, не вижу смысла.

При этом считаю, что следить за дедлайном — это нормально. Ведь любая работа, какая бы она ни была, должна быть выполнена в срок и качественно.

... высшее образование и дипломы

— Возможно, я еще захочу учиться, во что-то углубиться и пойти в вуз. Просто сейчас другой мир. Вот я работаю в классном салоне, меня взяли туда после того, как я привел человека и постриг его при топ-мастере. Реальные достижения нужны, а не «корочка».


Конечно, диплом о высшем образовании о чем-то говорит — например, о терпении, о каких-то способностях, возможно, об умении работать в команде. Но это не гарантия опыта и знаний в профессии.


...людей других поколений

— Мне удобно работать в любом коллективе. Главное, не забывать, что все мы люди и что возраст — не показатель знаний. Однажды я попал в коллектив, где все гораздо старше. И вдруг мне говорят: «Тебе только 18, а мне 40. Значит, я знаю все лучше». Тогда я сразу понял, что возраст — это только цифра, а все по поступкам определяется. Иногда встречаю таких людей, которые в свои 40–50 лет даже не знают, чего они хотят. Меня это очень расстраивает. Стараюсь не думать о них, думаю о том, как мне сделать так, чтобы я был доволен своей жизнью.

...жизнь в соцсетях

— Сейчас я развиваю Instagram, потому что это инструмент, который помогает мне привлекать клиентов. Но если потреблять огромное количество контента, жить в этом виртуальном мире, то очень сильно замыливается глаз. И потом ты уже не можешь отличить, где ты, а где другие, ты не понимаешь, тебе правда нравится эта стрижка или просто ты постоянно видишь ее в сториз. Считаю, надо как можно больше внимания уделять себе, понимать, какой ты, и стараться прокачивать это.

...увольнение с работы в один момент, если что-то не понравилось

— Когда работал эйчаром в кофейне, было на моем пути два случая, когда человек вышел на работу, а на следующий день в семь утра написал: «Я не приду больше». И ты ничего сделать не можешь, потому что он работает по договору подряда. Говорите, зумеры так часто делают? Сам я никогда так не поступал. Ну, у таких людей просто хочется спросить, есть ли у них совесть.

...миссию в работе

— Моя миссия — спасать девчонок и пацанов от одиночества хорошими стрижками. Меня вдохновляют отзывы клиентов, когда они вдруг пишут: «Смотри, как классно лежит!»

...постоянное саморазвитие

— Хвататься за все, что попадается, — это хороший подход. На мой взгляд, если увеличить количество попыток, то количество успешных вариантов будет гораздо больше. И если вижу что-то, что мне не по силам, говорю сам себе: «Всему свое время, чувак». И двигаюсь дальше. Я доволен тем, что у меня есть, но стремлюсь к большему.

Алексей Кулиев,
руководитель по массовому бизнесу Альфа Банка

— Молодые предприниматели, те самые представители поколения Z, обладают множеством преимуществ, в том числе они креативны и полны идей. Однако часто им не хватает двух важных ресурсов — опыта и денег. Поэтому одна из приоритетных задач Альфа Бизнеса как локомотива массового бизнеса в стране — предоставление поддержки молодому поколению через обучение и финансовые решения. Такая помощь особенно актуальна, поскольку цена ошибки на начальном этапе бизнеса может быть весьма высокой.

На постоянной основе мы разрабатываем продукты и инициативы, которые способны помочь начинающему бизнесмену получить доступ к необходимой информации и минимизировать затраты. Среди них — обучающий курс «Бизнес-Джет», пакет для нового бизнеса «Безупречный старт», кредиты с особыми условиями, которые позволяют безопасно реализовывать идеи. С этой целью была задумана и «Платформа 360°» — экосистема для старта и развития бизнеса. Мы собрали в одном месте все необходимое для этого: от регистрации ИП или юрлица до предложений от партнеров банка на специальных условиях для клиентов Альфы, а также услуги юристов, бухгалтеров, налоговых консультантов и даже покупку бизнеса по франшизе со скидкой. Таким образом, своей социальной миссией мы выбрали поддержку предпринимателей и их молодого бизнеса на этапе его становления. Ведь чем больше успешных примеров среди поколения Z, тем больше мы можем ожидать от будущего с точки зрения процветания нашей страны и укрепления экономики.

Мы надеемся, что поколение зумеров с нашей помощью и на нашем примере осознает социальную ответственность бизнеса перед обществом и продолжит эту традицию, когда они сами станут зрелыми и успешными предпринимателями. Именно так общество движется к успеху: лучшие практики прошлого адаптируются к настоящему и передаются в будущее, а двигать мир вперед в ближайшее время будут именно представители поколения Z.

Зумеры не боятся штрафов и должны видеть смысл в своей работе

Татьяна Мацкевич,
бизнес-тренер, коуч

— Поколение, у которого ничего не было, вырастило поколение, у которого все есть — тех самых зумеров, — говорит HR и бизнес-тренер Татьяна Мацкевич.

Это дети, которые в большинстве своем мало знали, что такое нужда. Они росли с игрушками, кружками, одеждой по сезону и размеру, поездками. В результате у них гораздо меньше страхов, чем у их родителей. Они видели, что мир полон возможностей, и считают, что потеря конкретной работы — не катастрофа, можно искать другие варианты. Конечно, среди зумеров, как и среди любого поколения, люди очень разные. Причем зумер, рожденный в 1997 году, и зумер, рожденный в 2006-м, очень сильно отличаются друг от друга по своим взглядам и ценностям. Например, скептическое отношение к высшему образованию — это как раз про поздних зумеров. Рожденные в 1997–2001-м понимают его ценность.

К чему стоит быть готовыми работодателям?

  • С зумерами можно только договариваться. Нужно уточнять их потребности и потом, основываясь на них, вести диалог. «Будешь делать так, потому что я начальник и я так сказал», — это больше не работает, они все равно сделают так, как хотят, и не сделают то, чего не хотят.

  • Зумеры должны видеть смысл своей работы. «Копай отсюда и до обеда» — даже если за это платят, они таким заниматься не хотят. «Зачем я это делаю?» — зумерам важно получать ответ на этот вопрос.

  • Для них очень важна обратная связь. Любая сделанная работа должна быть оценена вслух и публично. Критика должна высказываться с вариантами, как ситуацию можно исправить.

  • А вот угрозы штрафов, увольнения их, как правило, не пугают. Такое поведение руководства они воспринимают как создание небезопасной среды и начинают думать, как уйти.

  • Они очень внимательны к своему эмоциональному состоянию. Токсичный руководитель или агрессивная форма ведения диалога — вполне повод для увольнения.

Да, зумеры часто инфантильны, потому что были слишком оберегаемы родителями от реальных проблем и всегда жили с закрытыми родителями тылами. Но как у работников у них много плюсов. Они инициативные и открыто задают вопросы, умеют выстраивать границы в рабочих отношениях. Они не боятся не знать, берутся за любое новое и делают с позиции: «Ну и что, что не умею. Да, давайте, попробую и научусь».

Фото: Павел Садовский / Office Life, личный архив Ивана Волчека

Партнерский материал