Где сажать картошку, а где — зерно? Белорусы запустили стартап по анализу почвы

Источник:
Вадим Бычков
13.08.2025 07:00
Даже рядовой дачник знает, что на одном участке урожай условной картошки будет хороший, а на соседнем не вырастет почти ничего. Дело в том, что у каждого поля и участка земли свой уникальный состав. Именно такую идею сегодняшние герои проекта Office Life «BY-стартапы» заложили в свой бизнес. Компания «Проба Бел» занимается абсолютно новым для Беларуси направлением — помогает фермерам и сельхозорганизациям проводить агрохимическое обследование почвы. Поговорили с основателем проекта Максимом Ясинским и узнали, почему старые методы в этой сфере не работают и «в чем сила» точного земледелия.
Если вашему проекту от нескольких месяцев до года, вы можете рассказать нам его историю. Если идея понравится редакции, мы напишем о вашем стартапе. Главное условие — быть готовыми поделиться своими успехами (или неудачами) через полгода после нашей публикации. Ждем ваши контакты и краткое описание стартапа на редакционную почту info@officelife.media с пометкой «BY-стартапы».

«Вносить удобрения на глаз все равно как пить таблетки от холестерина, не зная его уровень»

Основатель проекта «Проба Бел» Максим Ясинский

— На тот момент мы уже имели опыт работы с агродронами по внесению средств защиты растений. В этом нам помогал агроном, который является настоящим адептом в области эффективного растениеводства. Он и натолкнул нас на идею проекта, когда рассказал, что в Беларуси анализом почвы практически никто не занимается.

Если говорить просто, то в «Проба Бел» делают анализ почвы по разным показателям и подсказывают аграриям, какие питательные вещества (и в каком количестве) нужны на этом участке, каких элементов в избытке и что нужно сделать, чтобы обеспечить баланс питательных веществ.

Сейчас в Беларуси делается бесплатное государственное агрохимическое обследование почвы, которое проводится раз в четыре года. Но, как считает Максим, эти методы не работают так, как должны.

— Специалисты обходят поля и вручную берут пробы, а лабораторные исследования делают на устаревшем оборудовании по методам 80–90-х годов. Материалы обследования отдают аграриям, они их складывают в тумбочку и не используют. Либо используют только карты полей.

Максим Ясинский говорит, что сегодня многие аграрии вносят удобрения на глаз, не опираясь на данные анализа почвы.

— Это почти как пить таблетки от холестерина, не зная его уровень. Например, некоторые привыкли вносить 150 кг фосфорных удобрений на гектар и делают так из года в год. А сколько реально нужно почве — не знают.

«То, чем мы занимаемся, — это про экономику и эффективность»

Пока основная клиентская база проекта — фермерские хозяйства.

— То, чем мы занимаемся, — это про экономику и эффективность. Можно внести много удобрений, но при этом получить хуже урожай, поскольку избыток одних элементов в почве заблокировал усвоение растениями других. Например, избыток фосфора может заблокировать усвоение цинка. По сути, мы меняем менталитет руководителей сельхозпредприятий и агрономов. А это достаточно сложно, — считает Максим Ясинский.

У стартапа уже есть довольно крупные клиенты.

— Например, известное крестьянское хозяйство Шруба, которое выращивает овощи, зерновые, кукурузу, картофель и производит беконную свинину. В декабре прошлого года мы провели для хозяйства агрохимическое обследование 133 полей общей площадью 4,7 тыс. га. Оказалось, что на 63% площадей полей содержание фосфора очень высокое, на 40% площадей очень высокое содержание калия, а вот с содержанием необходимых микроэлементов есть вопросы. В результате агрохимобследования бюджет на удобрения был перераспределен на поля, где не хватало тех или иных макроэлементов, а также в сторону внесения микроэлементов. Экономия только на фосфорных удобрениях в несколько раз превысила стоимость агрохимического обследования.

Заказывали у «Проба Бел» и обследование садов и полей, где выращивают ягоды, а недавно компания отбирала пробы у фермера, который специализируется на выращивании хрена.

— Все больше интереса к агрохимобследованию проявляют и государственные сельхозпредприятия. Приятно, что у них есть специалисты, которые открыты к инновациям. Например, в конце июля мы отобрали пробы на нескольких полях в одном из лучших СПК Гродненского района.

Только на оборудование потратили $65 тыс.

Сейчас в компании небольшое количество людей. Максим лично ведет переговоры с клиентами, планирует отбор проб и ездит «в поля».

— Есть очень высококвалифицированный специалист, который занимается всем документооборотом компании, включая подготовку для клиента отчета об агрохимическом обследовании почвы. Агроном-эксперт разрабатывает системы питания на основе данных анализов почвы. Бухгалтерия у нас на аутсорсинге. Безусловно, по мере увеличения объемов мы планируем расширяться.

Обследования проводят после уборки урожая и до новых посевов, то есть когда поля свободны от выращиваемых культур. Для отбора проб почвы используется специализированное оборудование.

Пикап с автоматическим пробоотборником

— Это пикап высокой проходимости, на котором смонтирован автоматический пробоотборник. Его мы заказывали в Китае, поскольку в Беларуси такая модель не продается. Автоматический пробоотборник AgroProb-30 российского производства. Определенные расходы были связаны с созданием сайта и выбором лаборатории.

По расчетам об окупаемости инвестиций можно будет вести речь после четырех лет работы.

Как анализируют почву?

Сначала в специализированной программе формируют электронные контуры обследуемых полей.

— На этом этапе задаются параметры сетки отбора проб и определяются формы элементарных участков. Затем строим треки и точки, откуда будут проводиться заборы проб.

Сам же отбор осуществляется по загруженным трекам с GPS-привязкой, с предустановленной глубины. Полученные пробы отправляют в лабораторию на анализ.

— На основе результатов анализов наши эксперты разрабатывают индивидуальную систему питания для планируемой культуры и желаемой урожайности, которая включает в себя рекомендации по выбору удобрений, срокам и количеству внесения.

Фото из личного архива Максима Ясинского