Юристы переложили антимонопольный кейс Google на белорусские законы. Вот что получилось
- Источник:
- Office Life
Ключевые аспекты дела против Google в США
Тридцатого мая 2025 года были закончены слушания по второму антимонопольному делу Минюст США vs Google, в рамках которого рассматривается вопрос о применении мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Решение по этому делу ожидается в конце лета нынешнего года.
Этот судебный процесс стал продолжением антимонопольного похода Минюста США против Google, первый этап которого начался еще в 2020 году и завершился в 2024-м судебным решением не в пользу IT-гиганта — окружной суд США по округу Колумбия признал факт нарушения антимонопольного законодательства.
Так, судом было установлено злоупотребление компанией Google доминирующим положением, которое выразилось в установлении «сверхконкурентных» цен на рекламу и контроле над «ключевыми точками доступа к поиску» (браузер Chrome, Android OS), а эксклюзивные соглашения с производителями устройств (Apple, Samsung) о предустановке поисковика Google как стандартного решения были признаны антиконкурентными.
В качестве мер ответственности в отношении монополиста Минюст США предложил принудительную продажу браузера Chrome, запрет на эксклюзивные соглашения по предустановке поисковика Google как стандартного решения, а также лицензионное предоставление данных поискового индекса Google компаниям-конкурентам.
А как было бы в Беларуси
В Беларуси подобные практики также подпадают под запрет, и действия Google аналогично могли быть (спойлер: уже были) признаны нарушениями антимонопольного законодательства. В частности, статья 18 Закона № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещает действия компании, занимающей доминирующее положение, по недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
-
создание другим компаниям препятствий доступу на товарный рынок;
-
установление, поддержание монопольно высокой или низкой цены, установление монопсонически низкой цены;
-
заключение соглашений, ограничивающих свободу их участников на определение цен или условий поставок товаров в договорах с третьими лицами и др.
Статья 20 этого же закона запрещает соглашения между компаниями, которые являются конкурентами (картели), если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или потребителями, если такой отказ не предусмотрен законодательными актами.
Максимальный срок рассмотрения антимонопольным органом заявления о нарушении антимонопольного законодательства составляет в Беларуси от 3 до 9 месяцев (за исключением случаев рассмотрения заявлений в отношении иностранных и международных юридических лиц, максимальный срок для рассмотрения которых не установлен).
Если бы аналогичное дело рассматривалось в Беларуси, антимонопольный орган (МАРТ) мог бы применить к Google следующие меры ответственности:
-
принудительное разделение бизнеса — требование продажи Chrome. То есть в данном случае белорусское законодательство аналогично законодательству США допускает принудительный раздел компании. Такой раздел осуществляется судом по иску МАРТ при систематических нарушениях компанией-монополистом антимонопольного законодательства;
-
запрет на антиконкурентные соглашения — требование о прекращении исполнения (расторжении) или изменении соглашений с Apple и другими партнерами. Белорусское законодательство наделяет МАРТ правом выносить соответствующие предписания, обязательные к исполнению;
-
административный штраф в размере до 10% от выручки монополиста за год, предшествующий обнаружению нарушения антимонопольного законодательства.
В Беларуси Google уже привлекалась к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Так, в 2021 году МАРТ установил доминирующее положение компании Google, которое выразилось в том, что она предлагала свой магазин приложений производителям смартфонов и планшетов под управлением OC Android для предустановки на их устройства только при:
-
предустановке совместно со своим магазином приложений комплекта приложений Google Mobile Services, в том числе приложения Поиск Google, интернет-браузера Google Chrome, электронной почты от Google, карт Google, YouTube;
-
размещении комплекта приложений Google Mobile Services в определенных местах на экранах смартфонов и планшетов;
-
предустановке комплекта приложений Google Mobile Services в качестве приложений «по умолчанию» за вознаграждение от компании Google;
-
соблюдении запрета на предустановку и размещение в определенных местах на экране смартфонов или планшетов приложений иных разработчиков.
В результате МАРТ выдал компании Google предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение и развитие конкуренции.
Google в свою очередь это предписание не выполнила, за что была подвергнута административному штрафу в размере 1 438 941 белорусского рубля.