В каком возрасте покупать детям смартфон и что делать, если ребенок хочет стать стримером
- Источник:
- Ольга Пасияк
Справка Office Life
Андрей Сиденко — российский педагог, учитель информатики, физики и астрономии. Становился абсолютным победителем конкурса «Учитель года России». В 2015 году включен в топ-10 самых влиятельных педагогов мира по версии международного учительского сообщества. С 2018 года руководит направлением по детской онлайн-безопасности в Kaspersky.
В возрасте 10–14 лет растет риск онлайн-угроз
Современные дети обожают контент в видеоформате, и сейчас он на пике популярности, рассказывает Андрей Сиденко. В первую очередь это YouTube или TikTok, последний особенно популярен в Беларуси. Но видео можно смотреть и в Telegram, Instagram, соцсетях X или VK. И ключевой момент — содержание этих видеороликов.
— Мы сравнивали разные страны и регионы и нашли любопытную закономерность: интересы детей совпадают вне зависимости от географии. Например, во время пандемии мы обнаружили всплеск интереса детей к новостной повестке, — объясняет эксперт. — Наши исследования также показывают, что контент у детей в приоритете разный в зависимости от возраста. Если мы говорим про дошкольников и младшую школу, то это в основном развлекательные видео, иногда компьютерные игры. В старшем возрасте детей, кроме общения, которое выходит на первый план, интересует образовательный контент — например, разбор решения сложного примера по математике или какие-то онлайн-уроки.
Андрей Сиденко говорит, что, как только ребенок начинает использовать смартфоны или планшеты, внимание со стороны родителей зачастую максимальное: они контролируют контент, время за гаджетом, скачиваемые приложения. Обычно это касается дошкольников или младшеклассников. Чем старше становится ребенок, тем этого контроля меньше. У детей старшей школы его и вовсе может не быть, ведь родители уже воспринимают их как взрослых, с которыми уже можно посоветоваться, какую аватарку поставить или как установить приложение.
Но есть «промежуточное звено», примерно от 10 до 14 лет, когда контроля меньше, при этом подростки еще не научились хорошо разбираться в контенте, с которым они взаимодействуют, и не могут давать ему оценку. Именно в этом возрасте увеличивается риск столкновения с онлайн-угрозами.
Справка Office Life
Самые популярные приложения в смартфонах детей в Беларуси:
-
TikTok (24%),
-
YouTube (22%),
-
Roblox (12%),
-
Viber (11%),
-
Telegram (11%).
На стационарных компьютерах дети чаще всего использовали:
-
Google Chrome (33%),
-
Roblox (16%),
-
Steam (12%).
По данным Kaspersky Safe Kids за первые пять месяцев 2025 года.
Не все челленджи одинаково безопасны
Многие угрозы в интернете сегодня построены на методах социальной инженерии: злоумышленники пытаются заставить детей сделать то, чего они сами делать бы не стали.
Правда, уточняет Андрей Сиденко, юным пользователям важно объяснять, что термин «социальная инженерия» носит негативный характер именно в сфере информационной безопасности. Существуют и полезные челленджи: например, каждую неделю читать новую книгу, ежедневно заниматься спортом или пить больше воды для улучшения здоровья. Все это примеры позитивной социальной инженерии.
— Особый родительский «ужас» — челленджи, в которых детей призывают показывать на камеру какие-то действия: перебегать дорогу перед движущимися машинами, задерживать дыхание... Как научить ребенка понимать, какой интернет-вызов опасен?
— Здесь поможет схема, в которой детям нужно ответить себе на несколько вопросов:
-
Безопасен ли этот челлендж для твоего здоровья?
-
Безопасен ли он для твоих близких и родных?
-
Безопасен ли он для твоих данных, которые ты оставляешь, чтобы его выполнить?
-
Все ли под контролем, и может ли тебя кто-то подстраховать?
Мы объясняем ребенку, что любую ситуацию он должен подвергать сомнению. Держа в голове мысль, что это не просто лайки и подписки. Речь может идти о физической и ментальной безопасности, и это может нанести ему непоправимый ущерб.
В обучении детей цифровой грамотности эксперт также советует приводить примеры. Скажем, есть премия Дарвина за гибель в совершенно глупых обстоятельствах. Такие случаи можно подобрать через родительский фильтр.
Но важно понимать: задача не напугать, а точечно указать на моменты, требующие особого внимания. Главная мысль: не все вещи, которые показывают в интернете, стоит повторять, и не все, что вам показывают, — «по-настоящему», т. е. реально.
Скажем, если блогер пьет подсолнечное масло на камеру, на самом деле он может пить просто сок. Не менее важный момент — образование ребенка, его цифровая грамотность, развитие критического мышления, чтобы он умел проверять информацию, с которой столкнулся, подчеркивает наш собеседник. В противном случае ребенок сам начнет искать такие видео в погоне за очередным популярным трендом.
— Также необходима регуляция на стороне платформ, — подчеркивает Андрей Сиденко. — В социальных сетях большая часть такого рода контента уже регулируется. Анализ трендов показывает, что источники потенциально опасной информации — люди или сообщества — блокируются. И здесь часть ответственности лежит на взрослых: встретив такой контент, они могут пожаловаться модератору, сообщить в службу техподдержки, уделить внимание, чтобы, например, определенное видео дальше не распространялось.
От кибербуллинга до доксинга. Какие еще угрозы есть в Сети
Не теряют популярности и традиционные виды мошенничества. Первый — попытки украсть у детей конфиденциальные данные или финансовую информацию: номер банковской карты родителей, адрес проживания.
Второй — скам: действия, направленные на получение денег, но когда жертва сама готова их отдать. Например, в историях, когда пользователю нужно заплатить какую-то сумму денег чтобы потом якобы получить гораздо больше, объясняет представитель Kaspersky.
— Сначала детей заманивают короткими видео. Например, записями с прохождением каких-либо популярных игр. Такие отрывки публикуют на видеохостинге в течение нескольких недель, после чего там появляется новое видео, которое может называться «Как школьнику заработать без вложений». И тут уже разворачивается классическая схема: «переведи любую сумму, а через 10 дней вернем в два раза больше». Короткие видео заставляют ребенка доверять каналу, он становится ему знакомым. А это очень важно, ведь совершенно незнакомый аккаунт не вызовет доверия, и другое дело, если контент примелькался.
Существует множество схем и для кражи аккаунтов в мессенджерах. Например, «проголосуй за дочку друзей, которая участвует в конкурсе». При таком голосовании нужно оставить номер телефона, а с помощью кода верификации мошенники авторизуются на новом устройстве. Получив доступ к аккаунту, они меняют номер телефона, способы возврата аккаунта, а затем начинают развивать эту же схему в контактах своей жертвы. По словам эксперта по кибербезопасности, в основном охотятся за аккаунтами, которые слабо защищены, у которых нет двухфакторной аутентификации, дополнительного облачного пароля. Поэтому важно применять все настройки безопасности, которые предлагают сервисы.
Среди детских угроз также выделяют онлайн-груминг: злоумышленник сначала втирается в доверие к ребенку, затем просит у него определенный контент — фото или видео не только интимного, но в целом личного характера. Это также может быть фраза — например, какое-то высказывание в адрес друзей или одноклассников. Завершающий шаг — шантаж, чтобы ребенок совершил какое-то действие.
Исследования Kaspersky показывают, что примерно треть родителей считают онлайн-груминг угрозой для своих детей.
— Еще одна неприятная история — доксинг: ситуация, когда данные ребенка попадают злоумышленнику, который может опубликовать их без какого-то шантажа, — говорит Андрей Сиденко. — Целью может быть желание нанести репутационный ущерб самому ребенку или его родителям. Например, если они высокопоставленные госслужащие или топ-менеджеры компании.
И конечно же, кибербуллинг — травля, которая происходит онлайн. Это могут быть группы в соцсетях, обидные комментарии, в том числе под постами в соцсетях. С лицом ребенка могут создавать коллажи или дипфейки. Проявлением кибербуллинга считается в том числе игнорирование, когда человека не замечают в чатах, не отвечают на его вопросы. Причем кибербуллинг может происходить 24 часа в сутки семь дней в неделю — зависит от платформы. И даже взрослый человек не всегда понимает, что с этим делать.
Чек-лист для родителей: что делать с кибербуллингом
Андрей Сиденко предлагает несколько технических приемов, которые позволяют нивелировать ситуацию, если ребенок столкнулся с буллингом в Сети:
-
заблокировать обидчиков или отправить их в черный список и отключить комментарии к постам;
-
не отвечать на оскорбления. Агрессор часто пытается вызвать у ребенка негативную реакцию, что делает его легкой жертвой для манипуляций;
-
фиксировать скриншотами все оскорбления и иные акты буллинга. Если речь заходит об угрозе жизни или здоровью — обратиться в правоохранительные органы, чтобы привлечь к ответственности тех, кто задействован в онлайн-травле;
-
если родители видят, что ребенок стал замкнутым, прячет экран ноутбука, расстраивается из-за приходящих ему сообщений, можно обратиться за рекомендацией к психологу.
«Если ребенок предлагает что-то посмотреть вместе — не отказывайтесь»
У информационной безопасности ребенка как минимум два слагаемых, подчеркивает наш собеседник.
Первое — безопасность с точки зрения технических аспектов. Это и использование антивирусов, и программы родительского контроля, в том числе доступ к геопозиции ребенка, фильтры звонков, детские профили в соцсетях, поисковые запросы, которые тоже фильтруются системой. Проще говоря, все, что связано с техническими настройками устройства, к которому есть доступ у ребенка.
— По опыту скажу, что это не та простая история, когда поставил программу и забыл, — объясняет Андрей Сиденко. — Настройки нужно постоянно регулировать, так как ребенок растет, у него появляются все новые интересы. Когда ребенок приходит и говорит, что есть что-то классное, предлагает посмотреть вместе — не отказывайтесь. Если он хочет поставить какую-то программу или игру, возьмите паузу и, как бы сильно ни были заняты, изучите, что это за программа. Поставьте игру себе, чтобы посмотреть, с каким контентом будет взаимодействовать ваш ребенок. Слушайте детей, чтобы понимать, что сейчас в списке их интересов.
Второе слагаемое — нетехнические решения: цифровая грамотность, критическое мышление и выстраивание доверительных отношений. Только в таком случае, если ребенок столкнулся с какой-то угрозой, он обратится к родителям.
— Оба слагаемых дают результат именно в синергии, — подчеркивает эксперт Kaspersky. — Больше половины родителей говорят, что современные дети испытывают зависимость от гаджетов, но только каждый пятый так говорит про своего ребенка. Мы спросили у детей, часто ли их родители проводят слишком много времени с гаджетами. В итоге больше половины ответили утвердительно. Для наших детей мы, взрослые, являемся первичным образцом сценария поведения в интернете, в том числе в том, сколько времени проводить с гаджетом. И если в семье принято, что за столом или перед сном не пользуются смартфонами, это правило должно работать для всех без исключений.
В каком возрасте лучше давать ребенку телефон?
Наш собеседник уверен: у всех по-разному, четких критериев тут нет. Реальность такова, что с первого года жизни современные дети взаимодействуют с гаджетами родителей, и, когда у них появятся свои — сомнительно, что они не поймут, что делать. Но если это произойдет слишком поздно, ребенок может не до конца понимать настройки приватности, т. к. они до какого-то времени были на плечах родителей, — скажем, выбор пароля и его сложность, а сам он получал только развлекательный контент.
Ключевой момент — учить детей взаимодействию с контентом: сначала под присмотром родителей, потом постепенно объяснять, что какие-то вещи он может спросить у родителей, а какие-то — у голосового помощника или поисковой системы. Однако важно проследить, чтобы на устройстве был включен детский режим.
— Как реагировать, если ребенок хочет стать блогером или стримером?
— Принимайте максимально живое участие. Запланируйте время, когда можете уделить внимание этому занятию. Подумайте, какую часть отдадите ребенку: например, написать сценарий или продумать сюжет, звук, локацию, свет. Это, во-первых, покажет, что создание контента требует основательного подхода, а во-вторых, погрузит его в деятельность, которая может сплотить вас с ребенком. Такая же история и с компьютерными играми. Ребенок хочет делать стримы? Не надо ничего записывать за него. Дайте ему возможность проявить себя.
Фото: Envato Elements