«И подумать не могла, что своим Instagram спасу компанию мужа». После 10 лет декрета белоруска круто изменила семейный бизнес
- Источник:
- Ольга Канашонок
— Как-то астролог сказала, что у меня карта человека, изменившего судьбу. Так и получилось. Но из зоны комфорта меня выдернули сложные обстоятельства.
У меня была спокойная жизнь замужем: Витя с 2002 года владеет салоном белорусских кухонь, он бизнесмен, уверенный и сильный, умеет организовывать и зарабатывать... Все шло отлично. Мы родили троих детей, всегда было чувство стабильности. Смотрю сейчас фотографии: хорошая была жизнь, по снегу с детьми гуляла в ботфортах за $500, путешествия, дорогие подарки и украшения, думали строить дом...
Но тут в 2014 году случился кризис. Дела шли все хуже, муж приходил расстроенный, хватался за любую возможность заработать, делал большие скидки. Однако у людей просто не стало денег на крупные покупки, а кто-то боялся тратить в сложные времена. Вите нужно было платить аренду, зарплату сотрудникам, содержать семью. Он очень переживал, а я не могла на это спокойно смотреть. Подумала: «Что могу прямо сейчас сделать?» Предложила: «Давай заведу Instagram для наших кухонь». Муж согласился, не сильно веря в успех.
Думала, будет просто: запостила картинки с сайта, написала текст про «высококачественную мебель», стала ждать покупателей. И, конечно, это не сработало. Было обидно до слез. Но отступать я не могла, казалось, если ничего не сделаю — случится конец света!
Я филолог по образованию, с текстами люблю работать, но пришлось учиться. Стала читать книги по копирайтингу, пока малышка, третий ребенок, спала. «Пиши, сокращай» Ильяхова, «Контент, маркетинг и рок-н-ролл» Каплунова — зачитала до дыр. Подписалась на гуру по маркетингу, продвижению. И все это было бесплатно! Платное обучение стала покупать намного позже, окончила три серьезных курса по копирайтингу общей стоимостью $700.
Шесть шагов, которые сделала Анна, чтобы Instagram стал продавать
1. Пригласила профессионального фотографа для съемки кухонь. Если ты продаешь кухни за $3000–10 000, контент обязан выглядеть на эти цифры! Люди должны понимать, почему кухня столько стоит.
2. Начала писать посты простым человеческим языком. В каждом рассказывала небольшую историю покупки кухни. Еще запустили рекламный текст о компании, который отвечал на пять вопросов (по Ильяхову): кто вы? что продаете? чем полезны для покупателей? как вы это делаете? чем докажете? В конце — обязательно призыв к действию. И он отлично сработал!
3. Показали себя. В аккаунте появились фото команды и всей нашей семьи. Уверена, это внушает доверие и делает ближе! Муж — интроверт, ему сложно было на такое пойти, но потом согласился, что да, работает. Были покупатели, которые так и говорили: «Купила, когда увидела, что вы многодетный отец. Значит, вам можно доверять!»
4. Стали проводить полезные прямые эфиры. У мужа огромный опыт, ему есть что рассказать о кухнях и их установке. Это стали смотреть! Сейчас выпускаем рилсы, где он делает обзоры кухонь.
5. Определили главный принцип ведения Instagram: уважение и любовь к заказчикам. Поэтому, например, мы сразу указываем цены. Человек не должен бегать по всему профилю и их искать. Всегда поддерживаем обратную связь, не оставляем без внимания замечания и пожелания.
6. До 2000 подписчиков у нас был органический рост. Потом подключили таргетинг. Это эффективный способ нарастить аудиторию и найти именно своих покупателей. Я сама окончила курсы SMM, знаю свою аудиторию.
Результат
-
Сейчас у @alvaline_kitchen 34 тыс. подписчиков.
-
Аккаунт приводит 90% покупателей.
-
Средняя стоимость кухни — около $4 тыс. В марте 2025-го, например, продали 26 кухонь.
-
В личном аккаунте Анны @annaposled 30 тыс. подписчиков.
Карьеру, заработок, блогерство можно наверстать, а моменты с детьми — нет
Когда-то я думала, что нельзя работать с одним ребенком, как и с двумя. Это очень сложно. А потом получилось, что смогла и с тремя!
Все 10 лет декрета вспоминаю с большой благодарностью. Я не пропустила самое важное: видела, как растут мои дети. Ведь эти моменты — когда кормишь малышей грудью, чувствуешь их запах, показываешь первый снег или дождь — никак нельзя отложить на потом или повторить. Ты или есть в этом моменте, или нет. А все остальное — карьеру, заработок, блогерство — можно наверстать. И я тому пример.
Я была очень увлеченной мамой: поделки из желудей, прогулки, театры, вся спальня в детских книгах... Конечно, иногда проскакивали мысли: «Боже, кто меня потом возьмет на работу? Кому я буду нужна?» Это сейчас понимаю, что мамы нескольких детей — просто находка для работодателя. Мало что так прокачивает ответственность и умение быть многозадачной...
Я очень благодарна мужу, что он никогда даже не намекал, что я какая-то скучная домохозяйка. Нет, всегда говорил, что женщины, которые растят детей, они просто богини, делают самое сложное и важное дело. И нам как-то всегда было интересно и вдвоем, и вместе с детьми.
Деньги мужа — общие, а мои — только мои
Когда только начинала работать с Витей, очень неуверенно отвечала на вопрос про свою должность: «Ну, я вот пишу просто тексты...» Сейчас скажу так: да, я создаю контент, но назвать меня просто контент-менеджером нельзя. Скорее я занимаюсь маркетингом. Общаюсь с покупателями, понимаю, что им нужно, обсуждаю это с дизайнерами.
Иногда я такой злой полицейский, в случае неприятного разговора с работником говорю мужу: «Я сама все скажу, просто будь рядом». Но такое было только пару раз, ведь команда у нас прекрасная, текучки нет. Люди работают по 12–15 лет. Витя — фигура отца для всех, понимает, сопереживает проблемам и помогает их решать.
Но если выстрелил прекрасный проект, покупатели написали слова благодарности, то похвалить, не скупясь на добрые слова, — мое дело!
Сначала, кстати, зарплату за свою работу я не получала. Ну, все же семейные деньги, бизнес семьи спасаю... Муж, правда, всегда хвалил: «Спасибо, Бусинка! Ты такая молодец!» Помню, когда продали первую кухню через Instagram, Витя торжественно вручил мне $100.
А потом я поняла, что нет, так не пойдет.
Сейчас убеждена, что, даже когда работаешь с мужем, должна быть конкретная зарплата. Хотя бы потому, чтобы, когда приглашают на схожую должность, не думать: «А сколько я стою? Просто спасибо?»
Сказала Вите: «Давай ты мне начнешь платить. Деньги буду откладывать или участвовать в каких-то больших покупках». Хотя в целом наш семейный бюджет строится так: деньги мужа — общие, а мои — только мои.
Но очень приятно из своих денег оплатить часть поездки на отдых или купить пол в новую квартиру.
Если бесплатно отдаю свои знания — то забираю время и ресурс у себя и семьи
Когда много изучила и углубилась в ведение Instagram, знаний стало так много, что мне хотелось ими делиться. Я писала посты на эту тему, с готовностью помогала, когда спрашивали о продвижении и продажах. Потом заметила: вот написала жена владельца салона кухонь, я сижу и два часа отвечаю. То есть провожу это время не со своими детьми, не с мужем, еще и ничего на этом не зарабатываю. Стало понятно, что за консультации как специалиста надо брать деньги.
Сначала было даже неловко. Как это, мол, я за такое деньги беру, ведь мы не нуждаемся, деньги есть, могу и бесплатно все рассказать... Сейчас четкое понимание: когда бесплатно отдаю свое время и свои знания, забираю время у семьи и себя. И я знаю, что заслуживаю того, чтобы моя работа была оплачена. Это не удача, не случайность, это результат моего опыта, мое имя.
При этом я не хочу вести личный аккаунт как аккаунт магазина на диване, где только реклама. Я хочу быть чем-то большим, доносить действительно важные для меня темы. И они сменяются. Сначала было много о продвижении. Потом — про то, какой я человек, женщина, какой я хочу быть. Сейчас очень важная тема — отношения с детьми.
Но когда меня обвиняют, что в блоге есть реклама, все только ради денег, я говорю: «Подождите, а вы готовы годами заниматься пусть и самой любимой работой, если вам за нее не будут платить?»
Говорю мужу: «Извини, ты не наша целевая аудитория!»
Я советовалась с женщинами, которые тоже ведут бизнес с мужьями. И многие говорили: «Максимально разделяйте обязанности». Это мне действительно пригодилось и во многом спасло.
Сначала я влезала во все! Как идет монтаж, почему скорость сборки именно такая — а давайте изменим, во что одеты сборщики — а давайте переоденем (кстати, костюмы мы им все-таки купили такие, как я хотела!).
Потом поняла, что так не пойдет. Стараюсь зону ответственности мужа не трогать. И он не ставит под сомнения мои решения в SMM. Иногда бывает, конечно, что говорит: «Мне не очень понятно, что ты там сделала». Я смеюсь: «Отстань, ты не наша целевая аудитория! Наша аудитория — это такие женщины, как я, которые сидят в Instagram, а потом берут мужа за руку и тянут в салон за новой кухней». Витя соглашается.
Еще я научилась спокойнее реагировать, если что-то идет не так. Потому что сначала для меня ситуация, когда муж забыл, например, какую-нибудь полочку поставить, была просто катастрофой. Как будто это не рабочий момент, а любимый мужчина чего-то не сделал, лично меня подвел! Он же рыцарь без страха и упрека, как так?
Конечно, и сейчас, если вдруг человек пишет, что что-то забыли или не сделали, я ужасно расстраиваюсь. И сразу доношу до Вити, не могу молчать! Даже если мы дома перед телевизором с мужем.
«Сначала заработай на то, чтобы в декрете сидеть!»
Часто спрашивают, как строить семейный бюджет? Что для пары хорошо — то и правильно. Мне нравится такой вариант: деньги жены — это деньги жены, а деньги мужа — семейные.
Я помню, как мне написала девушка, которой муж сказал: «Если ты собралась идти в декрет, сначала заработай на то, чтобы в этом декрете сидеть». У меня был просто шок: боже мой, ну неужели такое существует? В моей картине мира это просто невозможно. Витя всегда говорит: «Наша работа, наша машина, наши деньги». И мне это нравится.
У нас никогда не было ситуаций, чтобы я захотела что-то купить, а он отказал. Ответ всегда один: «Конечно, бери деньги». Если дело касается крупных покупок, то я спокойно рассчитываю на семейные деньги, а не только на свою зарплату. Просто говорю: «Мне нужен этот диван или ковер». Смотрим с Витей и покупаем.
40 минут хорошего общения — и ребенку хватит!
Часто у работающей женщины появляется чувство, что она везде виновата. На работе виновата — не успеваешь работать, потому что на детей отвлекаешься, перед детьми — за то, что не успеваешь блины печь и уроки делать...
Как-то плакала у психолога, что переживаю за сына, кажется, уделяю ему мало времени. Но при этом хочу работать, мне это важно. Как совместить? А ведь подросшим детям важно не количество проведенного вместе с родителями времени, а качество. Стеше сейчас 9, Платону 13 и Ульяне 16 — им много мамы даже вредно!
Можно днями сидеть с ребенком в соседней комнате, как и делает огромное количество родителей, и всю любовь свести к фразам: «Поел? Уроки сделал?»
Поэтому у нас есть традиция: по вечерам пьем чай вместе и по пятницам всегда ужинаем всей семьей. Откладываем телефоны, и каждый рассказывает, например, три события дня или недели, которые порадовали или огорчили.
Вдвоем с сыном еще часто ходим на прогулки, со старшей дочкой — по магазинам, младшая читает мне вечером вслух. И 40–50 минут такого насыщенного общения действительно хватает. А иногда ребенку просто можно сказать: «Прости, у меня нет сил, я устала. Давай завтра погуляем и поболтаем». И при этом мы не становимся плохими мамами, а просто показываем детям: «Если тебе плохо — выбери себя, пожалуйста».
Есть у меня такой принцип: при планировании недели или месяца сначала расписываю самые важные дела, а потом вокруг них все остальное. Вот я два раза в неделю хожу на спорт, три раза на танцы. Вечер пятницы — время семьи. Дальше вокруг них уже рабочие дела.
Никогда не скажу дочке, что все мужики — сволочи
В моей картине жизни мир добрый. Если я скажу дочке: «Рассчитывай только на себя, не верь никому», как многие советуют, то буду транслировать, что вокруг не безопасно. Бойся и не расслабляйся.
Знаете, когда старшая дочка решила бросить гимнастику, мы переживали, ведь это дисциплинирует, закаляет, делает сильной и выносливой. А психолог неожиданно спросила: «А вы ее что, к сражению готовите?» И мы поняли: не хотим свою девочку готовить к бою. Уля мечтает о карьере актрисы, сама много для этого делает: ходит на курсы, дополнительно учит английский, идет к своей цели, а мы поддерживаем.
Но при этом для меня важно, что она видит пример мамы и папы — хороших и теплых отношений женщины и мужчины. Мне хочется, чтобы она знала, что в мире есть прекрасные мужчины и замечательные отношения, что она хороша и сама по себе, и в паре с мужчиной будет хороша. И нет, не все сволочи, я такого никогда не скажу.
Не бойтесь, ищите дело, которое вам интересно
Есть разумное откладывание денег, создание подушки безопасности — это мы с детьми обсуждаем. Но я не представляю, как втихаря от мужа буду делать заначку. Для меня это про недоверие в отношениях, а я исхожу из чувства любви. Может, для кого-то покажусь сейчас смешной. Особенно для женщин, которые тоже так думали, а потом остались ни с чем, когда муж исчез. Но по-другому думать не могу. За 19 лет брака у меня не было сомнения в своих чувствах и надежности мужа. На этом и стою.
Знаете, что главное хочется сказать женщинам? Я помню эти мысли, когда ты мама маленьких детей: бизнесы делают только суперженщины, конечно, блогерство — не для меня и т. д. Но нет, везде самые обычные женщины! Возможно, чуть более смелые. И вы не бойтесь! Ищите дело, которое вам интересно.
Надо найти радость и удовольствие для себя. Я когда-то начала со спорта. Сказала себе: «Все, троих детей родила-выкормила, пошла возвращать себе свое тело!» Танцы, йога, растяжка — любой приятный для вас вид физической активности.
И любите себя! Это так нелегко, особенно нашему поколению, но если ты сама несчастна, какое счастье можешь дать другим?
Фото: личный архив Анны Послед