Уйти нельзя остаться. Кем и как сейчас представлен немецкий бизнес в Беларуси
- Источник:
- Михаил Адамович
Белстат не публикует подробные данные в разрезе взаимной торговли Беларуси и Германии. По информации Федерального статистического ведомства ФРГ, за прошлый год объем двусторонней торговли этих двух стран сократился на 22,3% и составил 1,656 млрд евро. Белорусский экспорт уменьшился на 41,8% — до 156 млн евро. Импорт из Германии на белорусский рынок сократился на 20,6% — до 1,5 млрд евро.
В 2019 году в Беларуси было зарегистрировано 302 предприятия с участием германского капитала и 90 представительств немецких фирм. Актуальные сведения неизвестны. Но ряд компаний продолжает довольно успешно работать на белорусском рынке. Это показал прошлогодний опрос представительства немецкой экономики в Беларуси, в котором приняли участие 47 компаний с немецким капиталом. При этом 90% респондентов оценили свое экономическое положение в нашей стране как «удовлетворительное или хорошее», хотя подавляющее большинство прочувствовало на себе ограничения ЕС в виде сложностей с расчетами и логистикой.
Кто работает
В свободной экономической зоне «Брест» у немецкого концерна DAW SE зарегистрирована компания «Диском». За 10 лет она увеличила производственные мощности в Беларуси, чтобы продавать лакокрасочную продукцию под брендами Caparol, Alpina и др.
Продолжает действовать совместное белорусско-немецкое предприятие по обращению с отходами «Ремондис». Компания занимается сбором и транспортировкой твердых коммунальных отходов (пластмасса, пленка, упаковка, тара и пр.).
Переработчик животных отходов Saria Bio-Industries организовал в Березовском районе производство кормовой муки животного происхождения, а также животного кормового и технического жира. В 2019 году Европейский банк реконструкции и развития выделил на модернизацию производственных мощностей кредит в размере 17 млн евро.
Еще одна немецкая компания Uniferm построила в Слуцке дрожжевой комбинат. По последним данным, поставки на экспорт занимают более 80% в общем объеме реализации продукции предприятия. Значительная часть уходит в страны Восточной Европы, еще часть — в Россию.
В 2018 году германская группа компаний Hörmann приобрела 75%-ную долю крупного производителя роллетных систем и секционных ворот «Алютех», а 25% остались у основателя белорусской компании Алексея Жукова. Спустя пять лет он продал эту долю, и бизнес перешел под полный контроль немецкой компании.
Немецкий производитель строительных материалов Knauf долго присматривался к производству в Беларуси. Но за 2017–2020 годы сумел выкупить компанию «Белгипс», на которую изначально положила глаз российская «Волма».
До этого другой немецкий производитель стройматериалов Henkel совместно с белорусским бизнесменом Сергеем Новицким уже запустил под Заславлем завод «Хенкель Баутехник», выпускающий клеевые составы, фуги, декоративные штукатурки, гидроизолирующие составы под брендом Ceresit.
Впрочем, Henkel специализируется не только на строительных материалах. В России у немецкой компании было налажено производство моющих средств (Persil, Pril, Bref), косметики и парфюмерии (Gliss Kur, Schauma, Taft, Glatt, Fa), которые продавались и в Беларуси. Его купил консорциум российских инвесторов, которые продолжили производство, но русифицировали бренды.
Кто (не) работает
Действительно, хватает примеров немецкого бизнеса, который в условиях санкционного давления покинул белорусский или российский рынок. По факту же многие из них хотя бы частично сохранили свое присутствие.
В 2022 году химико-фармацевтическая корпорация Bayer остановила всю рекламную и инвестиционную деятельность. В то же время она сохранила поставки товаров первой необходимости в сфере здравоохранения и сельского хозяйства.
Аналогично поступил концерн BASF. Исключение сделал для продажи химии и удобрений для агросектора.
Компания Siemens также объявила об уходе из Беларуси. Было принято решение о ликвидации белорусского представительства «Сименс Энергетика», которое занималось поставками машин и оборудования (преимущественно для нужд энергетической отрасли Беларуси), а также изучением конъюнктуры рынка и общественного мнения. В компании не стали комментировать, кто станет обслуживать оборудование Siemens в Беларуси. Но уточнили, что прямыми продажами занимались авторизованные партнеры.
Интересно, что до сих пор ряд немецких бизнесов представлен в Беларуси через локальных дилеров. Например, Volkswagen, BMW, Audi, Adidas, Bosch и др.
Впрочем, некоторые были более категоричны. Управляющая компания порта Дуйсбург Duisburger Hafen AG полностью прекратила деятельность в Беларуси. Она продала миноритарный пакет акций в компании по развитию индустриального парка «Великий камень» (0,59%), а также долю в Eurasian Rail Gateway (38,9%), которая намеревалась построить на территории парка интермодальный железнодорожный терминал по обработке грузов.
В 2023 году Сommerzbank ликвидировал представительство в Беларуси, действовавшее много лет.
Ушел из Беларуси и разработчик программного обеспечения для корпоративного сектора — компания SAP. Белорусским предприятиям, которые внедрили у себя систему SAP, сейчас приходится непросто. Но пока от немецкого ПО не отказываются, хотя посещают мысли понести дополнительные затраты и перейти на другую платформу.
Мотивы ухода в большей степени связаны с внешними факторами. Однако санкции ЕС могут и напрямую коснуться немецких бизнесменов, которые работают в Беларуси. Свежий пример — гражданин Германии Йорг Дорнау, который вместе с белорусским партнером создал предприятие по выращиванию лука «Цыбулька-Бел» в Лидском районе. Сначала парламент земли Саксония обязал депутата Дорнау выплатить штраф в размере 20 862 евро за то, что он не уведомил госорганы о своем бизнесе в Беларуси. А затем он и его белорусская фирма попали под более широкие санкции Евросоюза.