Белорусская внешняя торговля побила рекорд 2012 года. Что скрывается за этими цифрами

Источник:
Александр Маляренко
18.02.2025 09:00
Белорусская внешняя торговля вновь переписала историю: по данным Белстата и Нацбанка, ее оборот за прошлый год вырос на 5% и превысил $100 млрд. Такого уровня страна достигала лишь однажды — в далеком 2012 году. Но за прошедшее десятилетие экономические реалии изменились кардинально. Что стоит за этим новым рекордом и в каких условиях он был достигнут? Давайте разберемся.
Фото: Envato Elements

Белорусская экономика традиционно ориентирована на внешние рынки и глубоко интегрирована в международные торговые цепочки. Страна производит гораздо больше товаров, чем способна потребить внутри, но при этом для выпуска этой продукции активно использует импортные комплектующие и сырье. Такой баланс делает национальную экономику во многом зависимой от состояния внешней торговли. Впрочем, это типичная ситуация для большинства стран в современной экономике.

Справка Office Life

Хотя внешние условия в прошлом году были далеко не самыми простыми, белорусский экспорт и импорт продолжили расти. По данным Национального банка, оборот внешней торговли товарами и услугами в 2024 году превысил $100 млрд, увеличившись на 5,1% по сравнению с 2023-м. Экспорт достиг $49,4 млрд (+3,5%), тогда как импорт вырос до $50,7 млрд (+6,8%). Однако если годом ранее страна завершила торговый год с положительным сальдо в размере $246 млн, то в 2024-м ситуация изменилась: внешнеторговый баланс ушел в минус — дефицит составил $1,3 млрд.


Ранее белорусская экономика достигала такого высокого значения оборота внешней торговли товарами и услугами только один раз — в 2012 году, когда этот показатель составил $101 млрд. Однако между рекордным 2012-м и нынешними высокими результатами 2024 года есть важные различия.


Объем экспорта в прошлом году действительно стал самым высоким с 2012 года, но вот импорт, который превысил $50 млрд, стал рекордным за всю историю наблюдений. Прежний рекорд по объему импорта был установлен также в 2012 году, когда он достиг $49,1 млрд.


Таким образом, между рекордами 2012 и 2024 годов существует значительное различие. В 2012 году экспорт товаров и услуг значительно превышал импорт, что обеспечило положительное сальдо в размере $2,9 млрд. В 2024-м же ситуация изменилась: импорт оказался выше экспорта, что привело к отрицательному внешнеторговому сальдо.

Если в 2012 году рост внешней торговли был связан с преодолением финансового кризиса 2011 года и ослаблением белорусского рубля, что сделало отечественные товары и услуги более конкурентоспособными, то в 2024-м за успехами внешней торговли стоит высокий спрос на продукцию Беларуси, прежде всего на российском рынке, а также возможность использования транзитного потенциала страны при реализации товаров из третьих стран.

Чтобы получить полную картину внешней торговли, стоит детально рассмотреть экспорт и импорт по товарам и услугам.


В 2024 году внешнеторговый оборот товаров вырос на 3,8% — с $80,6 млрд до $83,7 млрд. Однако динамика экспорта и импорта оказалась неравномерной: если экспорт увеличился лишь на 1,2% (с $39 млрд до $39,5 млрд), то импорт подскочил сразу на 6,3% (с $41,6 млрд до $44,2 млрд). В результате торговый баланс по товарам остался в минусе и даже вырос — с $2,5 млрд в 2023 году до $4,7 млрд в 2024-м.

Совсем иная картина наблюдалась во внешней торговле услугами. Здесь оборот за год вырос на внушительные 12,4% — с $14,6 млрд до $16,4 млрд. Экспорт услуг увеличился на 14% (до $9,9 млрд), а импорт — на 10,1% (до $6,5 млрд). Это позволило сохранить положительное сальдо, которое не только удержалось, но и подросло на 22,3% — с $2,8 млрд до $3,4 млрд. Однако очевидно, что даже значительный рост профицита по услугам в 2024 году не смог компенсировать отрицательное сальдо торговли товарами, как это происходило ранее в 2023-м.

Если посмотреть на помесячную динамику торгового баланса в течение 2024 года, можно выделить несколько ключевых тенденций.

1. Сальдо по товарам оставалось стабильно отрицательным и сильно колебалось в пределах от -$59 млн до -$1 млрд ежемесячно. Это говорит о высокой волатильности показателей.

2. Сальдо по услугам, напротив, было, во-первых, стабильно положительным, во-вторых, обеспечивало белорусской экономике регулярный приток валюты в размере $200–300 млн ежемесячно.

Эти цифры подчеркивают структурные особенности внешней торговли Беларуси, где сильные позиции в сфере услуг частично компенсируют хронический дефицит в торговле товарами. Что, как показал 2024 год, получается не всегда.


Таким образом, за впечатляющими показателями внешней торговли Беларуси в 2024 году скрывается куда более неоднозначная картина. В ней, с одной стороны, страна достигла рекордных объемов товарооборота, но с другой — этот рост был во многом обеспечен за счет увеличения импорта. В нынешних экономических реалиях страны такой тренд в долгосрочной перспективе может оказаться неустойчивым, что вызывает закономерные опасения относительно внешнеторговых перспектив в 2025 году.


Чтобы избежать или хотя бы минимизировать вероятные негативные последствия, белорусской экономике необходимо не только активнее продвигать свою продукцию на новые рынки, но все более усиленно защищать позиции на традиционных направлениях. Однако, в отличие от ситуации 2012 года, когда страна также достигала рекордных показателей внешней торговли, условия для экспорта в 2025 году будут гораздо сложнее. Конкуренция обостряется, а доступ к перспективным рынкам требует более гибких и агрессивных стратегий.


Ставка на дальние рынки становится все более актуальной, но при этом нельзя ослаблять присутствие и на привычных направлениях, прежде всего в России. Именно там белорусские товары и услуги сейчас сталкиваются с возрастающим давлением. Причем конкурировать приходится не только с российскими производителями, но и с китайскими компаниями, которые стремительно осваивают российский рынок и занимают на нем все более прочные позиции, в том числе в традиционных для белорусской продукции сегментах рынка.

Дополнительную угрозу для белорусского экспорта может создать и замедление темпов роста российской экономики. Если в 2024 году Россия продемонстрировала рост ВВП свыше 4%, что, к слову, стало одним из лучших показателей в Европе, то в 2025-м ситуация обещает быть кардинально иной. Согласно консенсус-прогнозам международных организаций и региональных аналитиков, рост российской экономики замедлится до 1–2%. Это означает, что спрос на белорусскую продукцию в России может ослабнуть, а значит, конкуренция за зарубежных покупателей станет еще жестче.

Графики: Александр Маляренко