Чем бизнес может вызвать интерес налоговой в 2025 году? Дробление долей, сдача недвижимости и работа с ИП
- Источник:
- Ольга Антипенко
Для начала налоговый адвокат рассказала о двух показательных случаях из своей практики. И хотя оба они касаются уплаты подоходного налога, задуматься о них прежде всего стоит бизнесу.
История первая: подмена гражданско-правовых отношений гражданско-правовыми отношениями. Удивительно? Да, потому что мы привыкли, говорить о подмене трудовых отношений, когда с предпринимателем вместо контракта заключают гражданско-правовой договор. Но в этом случае, рассказывает Елизавета Ярмош, проверяющих удалось убедить, что заключить с предпринимателем трудовой договор было невозможно — не было такой должности, не было такого функционала. Проверяющий с этими доводами согласился, но пошел дальше и задался вопросом: «А почему тогда не заключили договор подряда с физлицом». Точка в деле еще не поставлена, его будет рассматривать Верховный суд.
История вторая: фиктивный учредитель. Компания применила нулевую ставку по дивидендам, но контролирующие органы сказали: «Мы считаем, что это подставное лицо, а значит, право на льготу по налогу у него не было». Адвокат полагает, что с учетом изменений в законодательстве такие истории приобретут масштабное распространение.
Вот на что еще Елизавета Ярмош советует обратить внимание белорусским компаниям.
«Налог на богатство»
Напомним, с прошлого года в Беларуси появился т. н. «налог на богатство» или, как его еще называют, «налог на сверхдоходы». По предварительным оценкам, он затронет около 10 тыс. белорусов.
Справка Office Life
Если за 2024 год доход физлица превысил 200 тыс. рублей, то с суммы превышения нужно будет уплатить подоходный налог по ставке 25%. Доходы до этого порога по-прежнему облагаются налогом по ставке 13%. Налог касается трех видов выплат: зарплата, дивиденды и вознаграждения по гражданско-правовым договорам.
— Рискну предположить, что у налоговых органов будут возникать вопросы по теме дробления долей в компании, — делится прогнозом Елизавета Ярмош. — Первое, что приходит на ум учредителю, который понимает, что его ждет повышенная ставка налога, — раздробить свою долю. И конечно же, такое дробление будет происходить среди ближайшего круга: родители, братья-сестры и др.
Если такие действия совершаются, то с очень высокой долей вероятности контролирующие органы будут оценивать: когда была совершена такая сделка (одно дело, если подарили долю в 2019 году, а другое — если это было в 2023-м или 2024-м), что это была за сделка (на каких условиях была передана доля), повлекла ли она налоговые (превышает ли размер дивидендов порог для «налога на богатство») и правовые последствия (что изменилось с приходом нового лица в компанию — знают ли его сотрудники, контрагенты и др.).
То же самое касается и попыток распределить свою зарплату, например, через создание совета директоров, на которых «налог на сверхдоходы» не распространяется.
— Если в компаниях массово начнут создаваться советы директоров или в них будут принимать новых членов, повышать им вознаграждение — все это будет оцениваться налоговыми органами, — предупреждает налоговый адвокат.
Подмена трудовых отношений
Эта тема остается актуальной, несмотря на то что ИП уже платят довольно высокую ставку подоходного налога. Но, во-первых, глубина проверки здесь составляет 5 лет, т. е. затрагивает тот период, когда многие ИП использовали «упрощенку». Во-вторых, проверка грозит также доначислением не только налогов, но и взносов в ФСЗН.
— Если ИП получает очень высокое вознаграждение — например, 30 тыс. рублей в месяц, то налоговый орган проверит среднюю зарплату по предприятию, среднюю зарплату по городу в этой сфере. Сумму превышения могут посчитать экономически необоснованными затратами, то есть, говоря простым языком, это «обналичка». И с этих сумм компании доначислят налог на прибыль.
Отношения с самозанятыми
Теперь, кроме ИП, налоговые органы обращают внимание и на отношения бизнеса с самозанятыми. Здесь Елизавета Ярмош напоминает, что в законодательстве прописан запрет для юрлиц заключать гражданско-правовые договоры с самозанятыми, которые ранее работали в этой же компании, в течение трех лет после увольнения.
Резюме: если ваша компания применяет какую-то налоговую льготу по подоходному налогу или не применяет повышенную ставку подоходного налога, присмотритесь к ним с точки зрения реального содержания, а не только того, как это оформлено в документах.
Дробление бизнеса
— Часто считается: вот у нас есть группа компаний, мы применяем какие-то льготы, но у нас все хорошо, потому что все компании занимаются разными видами деятельности, — рассказывает Елизавета Ярмош. — Но судебная практика свидетельствует о другом. Например, вы говорите, что у вас одна компания занимается торговлей, вторая — перевозками. А налоговый орган считает, что у вас единый цикл деятельности, потому что ваш перевозчик обслуживает вашу торговую компанию, а другие постоянные клиенты в его совокупной выручке составляют всего 5%.
Сдача недвижимости в аренду
То же самое касается и случаев, когда, например, производственная компания имеет еще и какие-то площади, которые сдает в аренду другим. И здесь могут быть разные варианты: покупка недвижимости и создание новой компании, которой ее передают для сдачи в аренду, или сначала создание компании, которая получает беспроцентный заем на покупку недвижимости — но, как правило, во всех случаях это будет признано дроблением бизнеса. Не поможет даже то, что у компании, которая сдает недвижимость, будет отдельный директор и бухгалтер, предупреждает специалист.
Стоит обратить внимание и на случаи, когда компания сдает помещение одной из своих же компаний. Здесь уже речь может идти не о дроблении бизнеса, а о фиктивной аренде. Налоговый адвокат считает, что в этом году контролирующие органы будут активно доказывать экономическую нецелесообразность таких сделок и доначислять налоги таким компаниям.
И снова ценообразование
На еще один момент стоит обратить внимание в первую очередь импортерам.
— Довольно частой стала практика, когда устанавливают дробление бизнеса, которое было создано с целью превышения лимита по ценообразованию, — делится наблюдениями Елизавета Ярмош.
Резюме: если в вашем бизнесе есть несколько субъектов хозяйствования в Беларуси, вам надо следить, чтобы не возникла необоснованная налоговая выгода. Если говорить просто: чтобы сумма поступлений в бюджет от пяти компаний не была меньше, чем если бы эти пять компаний работали как одна. И вам нужно держать это в поле своего зрения потому, что за этим пристально наблюдают налоговые органы.
Фото: Envato Elements, OL
Партнерский материал