«Электромобили не оправдали ожиданий». Таксистам нечем обновлять автопарк
- Источник:
- Константин Коржевич
Ресурс такси — от двух до пяти лет
Требования к автомобилям, работающим в такси, диктуют не только государство и агрегаторы — тот же «Яндекс Такси», но и сама экономика этого бизнеса. Так, у «Яндекса» в зависимости от категории («эконом», «комфорт», «комфорт+») есть ограничения по году выпуска машин — их возраст варьируется от 5 до 10 лет. Сервис также прописывает обязательные опции — например, кондиционер или количество посадочных мест.
У таксопарков свои требования к автомобилям: надежность, минимальный расход топлива, низкие затраты на эксплуатацию. И, конечно, небольшая цена при покупке, потому что автопарк в такси меняется очень часто.
Например, в Минске у крупных перевозчиков, где машины работают в две смены, парк обновляется раз в 2–2,5 года. В городах поменьше или если автомобиль используется в щадящем режиме, этот срок может составлять 3,5–5 лет.
Это — максимум, потому что в такси машина выезжает свой моторесурс очень быстро. После этого ее коммерческая эксплуатация становится экономически невыгодной.
Любимым топливом у наших таксистов является газ. Поэтому часто на автомобили такси сразу после покупки устанавливают газовое оборудование. Всем этим качествам до сих пор идеально удовлетворяли такие рабочие лошадки, как Kia Rio, Volkswagen Polo и Jetta, Renault Logan, Skoda Rapid или им подобные. Но, увы, теперь в Беларуси они не продаются.
О новых «европейцах» за $11,5 тыс. придется забыть
В этой ситуации таксопарки начали искать выход из положения, пробуя разные варианты. При этом у них есть важный ограничитель, сужающий возможность выбора, — это цена. Специалисты говорят, что для Минска верхний порог, при котором машина нормально «отбивается» в такси, составляет $20 тыс., а лучше — $15–17 тыс. Для регионов — $13–15 тыс.
— Времена, когда, например, Volkswagen Polo можно было купить за $11,5 тыс. (столько эта машина стоила в 2021-м), прошли. Теперь даже б/у «европейцы» от 2019 года выпуска стоят на рынке от $13–14 тыс., не считая затрат на лизинг под 15–18%. А это — тоже риск. Потому что, не дай бог, ДТП — и машина будет стоять, а лизинговые платежи погашать надо. Но мы работаем не в столице и не можем себе позволить покупку дорогих авто за $20 тыс. Так что в ближайшее время придется обновлять парк за счет «бэушек», — говорит Владислав Логвиненко, руководитель витебской фирмы «Стартап».
Понятно, что этот путь может быть только временной мерой, так как «бэушек», соответствующих условиям того же «Яндекса» и с небольшим пробегом, в Беларуси становится все меньше. А скоро они и вовсе исчезнут. Есть вариант — ввозить б/у машины из Европы или США, но здесь есть нюансы.
— Если мы говорим об автомобиле без серьезных повреждений с небольшим пробегом, который можно эксплуатировать буквально сразу (это может быть, например, тот же Volkswagen Jetta), то его можно привезти из США примерно за $13 тыс. Но эта цена возможна только при ввозе на физлицо! Примерно в $13–15 тыс. обойдется доставка машин похожего класса из Европы, правда, там пробег уже будет гораздо большим — от 150 тыс. км. Но проблема в том, что этот способ нельзя масштабировать на бизнес, — рассказали OL в компании «Автокапитал».
То есть европейские б/у машины из-за границы привезти можно, но их нужно «вешать» на физлицо. Их, конечно, можно потом использовать для работы в такси, но потребности таксопарков таким способом не закроешь.
Электромобили не оправдали ожиданий
Что касается новых автомобилей, то их выбор для использования в такси на белорусском рынке тоже невелик. Фактически это Geely Emgrand, который стоит от $17 тыс., LADA Vesta — от $12,5 тыс. и электромобили. Их можно приобрести в пределах $20 тыс. То есть если не считать российский автопром, от которого белорусские таксисты уже успели отвыкнуть, то остаются только «китайцы». И к ним, к сожалению, у многих, кто попробовал использовать их в такси, пока есть вопросы.
Стоят такие авто недешево. Так, компания «Первоетакси» в декабре 2023-го приобрела в лизинг 22 новых китайских электромобиля BYD. Цена вопроса составила $23 тыс. за одно авто плюс еще около $10 тыс. лизинговых платежей.
— Скажу честно: эти машины не оправдали наших ожиданий, — рассказала директор и учредитель таксопарка Наталья Янушкевич. — Во-первых, ремонт и обслуживание очень дорогие. За год мы по три раза уже перебирали подвеску, не считая всего прочего. Фактически работаем только на ремонт, и я сомневаюсь, что они выездят у нас такой же километраж, как Kia Rio, у которых пробег порой достигал 800 тыс. км. Несколько машин попали в ДТП, и одна из них простаивает с февраля. На нее до сих пор не привезли запчасти, поскольку их надо сертифицировать.
Кроме того что не все китайские машины выдерживают белорусские дороги, в таксопарках говорят, что «электрички» еще и не выкатывают заявленного производителем расстояния на полной зарядке.
Например, в компании «Первоетакси» вместо 420 км машина проезжает 270–300 км летом и только 220 км зимой. А с учетом пока еще слабо развитой зарядной инфраструктуры такие машины простаивают значительно больше. В некоторых таксопарках говорят, что бывают вопросы и с интеграцией в электромобили таксометров.
Рост затрат будет давить на цены в такси
Что будет через 2–3 года, когда парки большинства перевозчиков выкатают свой ресурс, в компаниях пока не знают. Кто-то надеется на то, что санкции снимут, и европейские авто вернутся в Беларусь. Кто-то думает об установке собственных зарядных станций и покупке электромобилей, о приобретении российских машин или Geely.
Возможно, на рынке появится метановый седан, который «БЕЛДЖИ» собирается выпускать на базе Geely Emgrand. Этот проект заявлен компанией специально под рынок такси. Но какая цена будет у новинки и сможет ли производитель обеспечить требуемый рынком объем выпуска, пока предугадать сложно.
В любом случае очевидно, что обновление и эксплуатация автопарка будут обходиться компаниям, работающим на рынке такси, дороже, чем раньше. А это скажется в конечном счете на цене перевозки пассажиров.
Фото: Envato Elements, Office Life