Вместо .BY могло быть .BE? Как Байнет стал барометром экономики страны

Источник:
Ольга Антипенко
29.07.2024 09:00
В мае 1994 года, когда компьютеры были редкостью даже для компаний, не говоря уже о рядовых гражданах, когда важную информацию сохраняли на дискетах (помните, что это такое, да?), а интернет дома стоил целое состояние, Беларусь получила национальный домен .BY. Рассказом о том, как Байнет показал рекордный рост в Европе, а белорусы стали одними из законодателей моды в правилах работы интернета, Office Life продолжает большой проект «30-летние» — в нем мы рассказываем, как бизнесы росли и развивалась, а вместе с ними менялась вся страна.

От электронной почты до первого сайта

Сергей Повалишев,
генеральный директор hoster.by

— Доменные имена в те далекие времена распределяла между странами американская компания IANA (сегодня это ICANN — Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами. — Прим. ред.). Заявки могли подавать как частные, так и государственные компании, — вспоминает события тех лет генеральный директор hoster.by Сергей Повалишев. — В начале 90-х заявку от Беларуси на регистрацию доменной зоны подала компания «Открытый контакт». Она была интернет-провайдером, а затем стала техническим администратором национальной доменной зоны.

Национальный домен верхнего уровня .BY Беларусь получила 5 мая 1994 года. Он был присвоен исходя из кода страны в системе ISO. На тот момент международное написание нашей страны было Byelorussia. А вот если бы ориентировались на современный вариант, то у нас могла бы быть зона .BE, но сейчас она уже делегирована Бельгии.

Любопытно, что сегодня чаще всего домены напрямую ассоциируются с сайтами, но как минимум первый год своего существования .BY использовался в первую очередь для электронной почты.

— В числе первых пользователей были БГУ и Секретариат Верховного Совета Республики Беларусь, — рассказывает Сергей Повалишев.

Цитата
— Кстати, первый онлайн-интернет-канал передачи данных TCP/IP для работы почты в зоне .BY на скорости 9600 бит/с шел через польскую сеть NASK. Для сравнения: ширина внешнего канала для доступа в интернет, по данным на 1 апреля, составляет 3760 Гбит/с.

А вот первым сайтом в 1995 году был unibel.by — сайт Университетской компьютерной сети Unibel. Его создавали специально к знаковой конференции «Интернет в Беларуси», на которой показали возможность доступа к интернет-ресурсам в режиме онлайн.

Сайт unibel.by в 1998 году

Знаковые даты Байнета

В начале 2000-х стоимость домена была сопоставима со средней зарплатой

Сначала домены в Беларуси регистрировали бесплатно, но это имели право делать только владельцы товарных знаков и операторы связи. Причем речь шла только о доменах третьего уровня, т. е. не «имя.by», а «имя.minsk.by». Например, первый портал в нашей стране назывался open.minsk.by.

Сайт open.by в 1998 году

— В 2000 году домены разрешили регистрировать всем желающим, но стоило это дорого — около 90 долларов, — продолжает Сергей Повалишев. — Поэтому доменная зона .BY не росла: люди покупали себе домены за 10–15 долларов в зонах .com, .info и так далее.

В 2006 году число регистраторов начало расти. Так, hoster.by стал первым альтернативным регистратором доменов, затем в эту нишу пришли и другие компании. Стоимость регистрации доменов в Беларуси стала снижаться, а после 2010 года и вовсе составила $10–15 — это средняя для нашего региона цена.

Добрые дела: белорусское ноу-хау

Более десяти лет в Беларуси проводятся аукционы — на торги выставляются домены, которые по каким-то причинам освободились или их собственник не стал их продлевать.

Главная «фишка» аукционов в том, что они благотворительные. Деньги от покупателей красивых доменов идут в помощь детским домам — такого нет нигде в мире. А за все время проведения таких торгов на помощь детям было собрано около $800 тыс.

Золотые годы Байнета: 2012–2014. Сможем ли повторить?

Однако, несмотря на предпринятые шаги, доменная зона .BY по-прежнему не могла похвастаться большими темпами роста. Во многом этому мешала премодерация заявок на регистрацию доменов — их рассматривали в ручном режиме до 30 дней. Такой долгий срок был непонятен международным компаниям, которые выходили на белорусский рынок. Кроме того, многие опасались, что, пока их заявку рассматривают, выбранное имя заберет себе кто-то другой.

Спорим, вы такого не знали (нажмите, чтобы прочитать)

Примечательно, что в те времена госорганы, которые рассматривали заявки на регистрацию доменов, не объясняли причин отказа. Однако очевидно, что нередко они руководствовались в том числе и соображениями высокой морали и нравственности. Известно, что в те годы заявку на домен отправил белорусский ЦУМ. Неискушенные специалисты указали в заявке название магазина в латинской транскрипции и даже не сразу поняли, почему получили отказ. А уже узнав, что в итоге их домен мог бы переводиться как «сперма», предложили существующий ныне вариант tsum. Пусть и не самый простой в написании, зато без подтекста.

Все изменилось в 2012 году, когда регистрация стала автоматической, а процесс рассмотрения заявок был упразднен. Тогда же появился сервис WHOIS, который позволяет увидеть открытые контактные данные владельца доменного имени и при необходимости связаться с ним. С этого момента начались золотые годы в истории Байнета.

— Этому предшествовал еще один важный момент, — вспоминает руководитель hoster.by. — В 2010 году был подписан указ президента № 60, по которому сайты, оказывающие услуги в Беларуси, должны были размещаться на серверах внутри страны. До этого хостинг-провайдеры часто размещали серверы за рубежом, поскольку цены на услуги дата-центров «Белтелекома» были достаточно высокие. Например, мы держали свои серверы в Москве, некоторые компании — в США, Нидерландах...

Сергей Повалишев вспоминает, что сначала рынок воспринял указ в штыки: перенести десятки тысяч сайтов — это значит купить дорогое оборудование, перестроить инфраструктуру, плюс зарплаты специалистам... Проводилось множество совещаний, круглых столов, однако бизнес-сообщество не добилось отмены или корректировки документа.

— И что мы видим сегодня? По этому же пути через несколько лет пошли Казахстан, Россия... Сегодня в Европе, если сайт обрабатывает персональные данные, он должен находиться на территории ЕС.

Все эти события наложились на экономический рост в стране, на понимание бизнеса, зачем ему присутствие в интернете. Каждый месяц в Беларуси появлялись сотни новых онлайн-проектов. В 2013–2014 годах доменная зона .BY выросла в два раза и была одной из самых быстрорастущих в Европе.

— В ковидном 2020 году мы уже подошли к насыщению рынка, — продолжает Сергей Повалишев. — Можно сказать, что к этому времени создание сайтов стало повсеместной практикой, поэтому такого скачка, как на мировых рынках, из-за ухода в онлайн мы не ощутили.

А вот самым тяжелым в истории Байнета пока можно назвать 2021 год.

— Тогда впервые за все время за год удалилось больше доменов, чем было зарегистрировано новых. Причем эта тенденция прослеживалась практически каждый месяц. Количество новых регистраций упало на 20%. Но Байнет, по сути, не ограничивается зоной .BY, и за тот же год количество регистраций международных доменов белорусских сайтов в нашей компании выросло на 13%. К слову, после пандемии во всем мире число новых регистраций пошло вниз после взрывного роста в 2020-м.

В 2022 году тенденция изменилась, спрос на домены снова вернулся — во многом благодаря тому, что компании расширяются, развивают новые направления и для них создают новые сайты. Покупают домены в зоне .BY и иностранные компании, и частные лица-нерезиденты. В топе стран предсказуемо находится Россия, но здесь, кстати, спрос вырос незначительно — 250–280 регистраций в год от резидентов РФ. Кстати, после России страной с самым большим интересом к .BY является Китай, хотя несколько лет назад его вообще не было в рейтинге.

По словам Сергея Повалишева, повторить взрывной рост 2013–2014 годов в Байнете возможно, но должно совпасть много факторов, и в первую очередь — рост малого бизнеса.

Байнет в цифрах

«Зона .БЕЛ — это не конкурент .BY»

В 2015 году в нашей стране появилась доменная зона .БЕЛ. Сейчас она занимает второе место среди всех кириллических доменных зон, уступая только .РФ.

Денис Отвалко,
технический директор hoster.by

— Когда собирались подавать заявку на ее регистрацию, первая мысль была, что называться она будет .РБ, — вспоминает Денис Отвалко, технический директор hoster.by. — Однако в ICANN обратили внимание, что есть еще Республика Болгария, которая потенциально может на нее претендовать.

Кстати, в свое время, например, домен .amazon не смогла зарегистрировать компания Amazon, потому что на него могут претендовать страны Амазонии.

К слову, считать .БЕЛ конкурентом .BY — неправильно. Это скорее дополнительный инструмент.

— Если вы обратите внимание на рекламу в городе, то увидите домены .БЕЛ буквально повсюду — их банально проще запомнить и потом воспроизвести в строке браузера. Вот простой пример: во время последней переписи населения появился сайт «перепись.бел». Всем понятно, что это значит. А теперь представьте, сколько людей могут сказать, как слово «перепись» будет звучать на английском, и сколько из них смогут еще и написать его правильно.

Домены на кириллице нужны и людям старшего поколения, и тем, кто хочет имя на белорусском языке, и тем, кто вкладывается в продвижение через наружную, ТВ- или радиорекламу.

«Белорусы помогают писать правила для Всемирного интернета»

#BLOCK_SLIDER_1#

Благодаря Байнету Беларусь звучала и на международной арене. Например, в свое время hoster.by был соорганизатором Минской недели интернета — мероприятие объединило Восточноевропейский DNS-форум (крупная региональная конференция ICANN) и ENOG (конференция RIPE NCC).

В 2016 году эксперты hoster.by вместе с представителями различных стран участвовали в разработке глобальной политики ICANN, регулирующей функционирование доменных зон по всему миру. Из десяти экспертов, занимавшихся этим важным вопросом, двое представляли Беларусь.

Совместно с корпорацией ICANN удалось установить первый в Беларуси L-Root-сервер. Он не только увеличил скорость обработки DNS-запросов в Байнете, но и повлиял на стабильную работу глобального интернета.

— Наличие собственного корневого сервера имеет критическое значение для безопасности, стабильности и отказоустойчивости национального сегмента Сети. Так, в случае проблем на внешних каналах связи Беларуси корневой DNS-сервер остается в стабильном работоспособном состоянии, а белорусский сегмент Сети — доступным для пользователей, — объясняет Денис Отвалко.

А в этом году — 3 декабря — Минск станет центром обсуждения будущего интернета на шестом Форуме по управлению интернетом Belarus IGF-2024.

Фото: Hoster.by, Office Life, web.archive.org

Инфографика: Кристина Кашкан