Судьба «Яндекс.Такси» в Беларуси: стать диспетчером или освободить место национальному оператору?
- Источник:
- Оксана Кузнецова
О чем речь?
- В законодательстве прописано, что между перевозчиком и диспетчером такси заключается договор об оказании услуг диспетчера такси. Диспетчер обязан круглосуточно принимать заказы, искать автомобили-такси и передавать эти заказы водителям.
- Передавать заказы, в том числе с помощью электронной информационной системы, можно только перевозчикам, которые соответствуют требованиям законодательства.
- Нельзя передавать заказы, если перевозчик не заключил с диспетчером договор на оказание услуг. То есть посредническая деятельность при передаче заказов, например, через подключение к какой-то платформе является незаконной.
Почему к этой теме вернулись снова? Дело в том, что скоро вступит в силу новый указ «Об автомобильных перевозках пассажиров», который среди прочего подразумевает создание госреестра перевозок. В реестр должны попасть и перевозчики, и диспетчеры такси. При этом с 1 августа до 31 октября сделать это можно бесплатно.
Касаются новые требования и таких сервисов электронных платформ, как «Яндекс.Такси», обратила внимание в комментарии Office Life председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Катерина Станкевич.
Эксперт объясняет, что для регулирования деятельности интернет-платформ (не только «Яндекс.Такси») в нашей стране были специально внесены изменения в законодательство: им разрешили быть «информационным ресурсом». Так их программное обеспечение получило правовой статус, позволяющий принимать и передавать заказы.
— При этом статус владельца такого информационного ресурса в рамках закона — это диспетчер по перевозке пассажиров автомобилями-такси. Однако «Яндекс.Такси» и аналогичные электронные платформы не хотят признавать себя диспетчерами. Отсюда и проблема с посредниками на рынке пассажирских перевозок.
— Если «Яндекс.Такси» признает себя диспетчером автомобилей-такси, то тогда по законодательству деньги за заказы будут идти непосредственно перевозчику, владельцам таксопарков. Из этих денег перевозчики должны платить «Яндекс.Такси» за оказанные услуги: прием и передачу заказов, — объясняет Катерина Станкевич.
А сейчас ситуация прямо противоположная: деньги сначала получает «Яндекс», а потом пересылает их перевозчикам.
Что может быть дальше?
Глава Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров считает, что когда вступит в силу указ «Об автомобильных перевозках пассажиров», всем придется научиться уважать национальных перевозчиков, чтобы они могли эффективно работать в рамках транспортного законодательства и финансово-экономического.
— Допускаю, что «Яндекс.Такси» переживает, что не сможет взыскать деньги за услуги, но если какой-то автопарк не заплатил за услуги, его можно отключить до погашения задолженности. Такая практика уже наработана сервисом такси 135, который работает в статусе диспетчера: у него деньги сначала получает перевозчик.
Катерина Станкевич объясняет, что государство и регуляторы не могут отдать приоритет удобству и комфорту программистов в ущерб интересам тех, кто ежедневно оказывает услугу перевозки пассажиров. Без водителей и программисты зарабатывать не смогут.
— Государство в целом заинтересовано не только в уплате налогов, но и в том, чтобы закон был един для всех. А сейчас все понимают, что «Яндекс.Такси» существует в некоем особом правовом статусе, — считает Катерина Станкевич. — Однако эта компания и другие интернет-платформы могут себя относительно свободно чувствовать только до тех пор, пока на рынке пассажирских перевозок не создан национальный оператор. А такой сценарий вполне возможен, — предупреждает глава АППП.