«Поезд дальше не идет». Как белорусы ездили в Москву в объезд рухнувшего моста

Источник:
Анна Руденко
11.04.2024 12:30
На днях в России обрушился мост — прямо на железнодорожные пути, соединяющие белорусские города с Москвой. Движение на участке под Вязьмой было закрыто ровно на сутки. И если для грузоперевозчиков, по их словам, особой проблемой это ЧП не стало, то пассажирские поезда шли с большим — до пяти часов — опозданием. Office Life расспросил людей, которые в проблемные сутки оказались в этих поездах, как они добирались из Минска в Москву и обратно (приходилось объезжать и по ж/д, и автобусами!), а также спросил специалиста по защите прав потребителей, имеют ли опоздавшие пассажиры право на компенсацию.
Фото: Московская межрегиональная транспортная прокуратура

Что произошло? Кратко

  • Около 18:00 в понедельник, 8 апреля, в городе Вязьме Смоленской области обрушился путепровод, расположенный над железнодорожными путями. Погибла женщина, пострадали еще пять человек, под завалами оказался участок железной дороги.
  • Через Вязьму в столицу России идут пассажирские поезда из Минска, Бреста, Гомеля, Полоцка, Гродно и ряд других.
  • Спустя несколько часов после ЧП железнодорожники сообщили, что пассажирские составы из городов Беларуси в Москву и обратно некоторое время будут ходить в обход участка, поврежденного из-за обрушения путепровода. Смена маршрута коснулась восьми поездов. Задержки в пути составляли до пяти часов.
  • В обход поехали поезда № 56 Гомель — Москва, № 55 Москва — Гомель, № 2 Минск — Москва, № 1 Москва — Минск, № 3 Москва — Брест, № 8 Брест — Москва, № 28 Брест — Москва и № 27 Москва — Брест.
  • БелЖД предложила всем пассажирам без доплат переоформить на другие сроки или вернуть билеты на эти поезда.
  • Пассажиры «Ласточек» объезжали проблемный участок на автобусах.

«Людей партиями перевозили на следующую за заваленным участком станцию»

Минчанин Вадим выехал из Москвы на «Ласточке» в 16:00 в понедельник, 8 апреля. Вначале поезд шел по расписанию — но внезапно остановился. Пассажиры получили СМС от неизвестного абонента: мол, поезд задерживается на четыре часа, приносим извинения, делаем все возможное, чтобы быстрее решить проблему. Позже пассажирам объявили по громкой связи: впереди обрушился мост, поезд дальше не идет, забирайте багаж, выходите из «Ласточки».

Фото: из архива Вадима

— Начальник поезда объявил, что минимум четыре часа мы будем стоять. Если кто-то торопится — например, на пересадку на другой поезд или на самолет, — можно обратиться к проводнику: каждую проблему попробуют решить в индивидуальном порядке, — рассказывает Вадим.

По его словам, кто-то обращался к проводникам, кто-то скооперировался и искал такси до Смоленска. В целом паники или громкого недовольства среди пассажиров не было: люди уже знали, что причина задержки — в обрушении моста, и понимали, что это не вина РЖД.

— В Вязьме организовали трансфер: видно было, что на станцию приезжал весь транспорт, который только нашли в этом небольшом городе — в том числе старенькие пазики и микроавтобусы. Людей стали партиями перевозить на станцию Семлево — следующую за заваленным участком ж/д, — рассказывает Вадим.

«Ласточка», в которой ехал Вадим, была очень крупным составом — состоящим из 10 вагонов (на этом же маршруте ходят и экспрессы из 4–5 вагонов). По ощущениям мужчины, все они были заполнены. То есть времени на перевозку такого количества людей потребовалось немало.

— Все было организовано следующим образом: наша «Ласточка» стала в Вязьме, встречная из Минска — в Семлево. Автобус вез группу наших туда, там забирал группу встречных — и мы менялись поездами. Наша бывшая «Ласточка» отправилась в Москву, та, что приехала из Минска, должна была снова ехать в Минск. Предложили еще и поезда до Смоленска — кто-то выбирал их, — объясняет Вадим. По его словам, дорога на автобусе занимала примерно 20 минут, путь составлял 30 км.

Примерно в 22:40 Вадим и его коллеги по несчастью оказались в поезде на Минск. В 03:40 состав приехал на железнодорожный вокзал столицы. По расписанию он должен был прибыть в Минск еще в 22:55.

— Уже в поезде на Минск всем предложили бесплатно чай или кофе, дали воду, угостили шоколадным батончиком, — рассказывает Вадим. — Все было довольно суматошно, необходимого запаса еды, воды, горячих напитков, кажется, не было — так что повезло, что часть пассажиров из моего поезда отсеялись по дороге: уехали на такси, сели в поезда в Смоленск. С другой стороны, как железнодорожники могли предполагать, что такое произойдет?.. В целом все мобилизовались довольно оперативно.

По словам Вадима, лично он за компенсацией потерянного времени обращаться не планирует: считает, что перевозчик РЖД, который не выполнил свои перед ним обязательства, такая же жертва обстоятельств, как и пассажиры.

«Желающим раздавали заявления на компенсацию»

Дмитрий выехал «Ласточкой» из Москвы в Минск на следующее утро после обрушения моста: его поезд отправлялся в 06:20 во вторник, 9 апреля. Новости он, признается, не читал, о ЧП в Вязьме не знал — и таких, вспоминает мужчина, в его вагоне было большинство.

— Перед посадкой проводница предупредила: по ходу движения нужно будет пересесть в другой поезд. Уже в вагоне пассажирам по громкой связи рассказали об обрушении моста и участке дороги, через который невозможно проехать, — рассказывает Дмитрий.

В 8:30 его состав остановился в Вязьме, до 11:40 пассажиры ждали указаний о дальнейших действиях от начальника поезда.

— Потом за нами приехали автобусы: они привезли со станции Семлево пассажиров встречной «Ласточки» и отвезли нас.

Фото: из архива Дмитрия

Дмитрий говорит, что среди пассажиров не было возмущения сложившейся ситуацией — но, отмечает он, ощущалось некое непонимание: «Казалось, что ни у кого, кто за нас отвечал, нет четкого плана, все ориентируются по ситуации».

— После трех часов ожидания поезда нам предложили еду — консерву из риса и тушенки. В поезде на Минск выдали по упаковке растворимой лапши, предлагали воду, чай и кофе, — рассказывает пассажир.

Фото: из архива Дмитрия

В дороге проводники интересовались, будет ли кто-то писать претензии к РЖД, желающим раздавали заявления на компенсацию. Дмитрий говорит, что лично он от претензий отказался — все же никаких затрат, кроме временных, от ситуации не понес, — но около половины его попутчиков решили заполнить заявления.

Дорога в Минск от станции Семлево оказалась чуть дольше обычного: Дмитрий говорит, что по стандартному маршруту его «Ласточка» должна была остановиться лишь в Смоленске и Орше, поезд же, на котором он ехал, делал много остановок на маленьких станциях.

В 18:10 пассажиры приехали в Минск — вся дорога из Москвы заняла 12 часов. По расписанию поезд должен был прибыть на столичный вокзал в 13:10.

«Долго стояли „в пробке“ где-то под Калугой»

Проект-менеджер Анна с коллегой вечером 8 апреля должны были выехать ночным поездом Брест — Москва в столицу России на рабочую конференцию. Девушка рассказывает, что о недавнем обрушении моста узнала буквально спустя час из новостей — и сразу набрала телефон билетных касс минского вокзала.

Ей ответили: мол, ваш поезд выезжает по расписанию в 23:55, то, что он проследует по территории Беларуси без задержек, БелЖД ей гарантировать может, а как будет складываться ситуация в России — сейчас сказать точно не может никто.

Решили ехать: у девушек был запас времени, они подумали, что на мероприятие точно успеют.

Фото: rw.by

— Уже в вагоне проводница предупредила всех: едем с опозданием минимум на 3–4 часа, поврежденный участок будем объезжать по другим путям. Многие пассажиры были еще не в курсе ЧП, но в целом все ситуацию приняли нормально. Уже в пути проводники обходили купе и спрашивали, есть ли у кого-то риски опоздать, например, на самолет. Если да — предлагали варианты решения проблемы: от заявления на компенсацию потерь до, например, высадки на станции, где всех таких пассажиров пересадили бы в автобус, который отвезет их в объезд поврежденного участка — и там можно будет сесть в другой поезд, — рассказывает Анна.

Пассажирка вспоминает, что ночью их поезд долго стоял «в пробке» где-то под Калугой, но это особенно никого не волновало — все спали.

Поезд Анны должен был приехать в Москву в 09:35 9 апреля — а прибыл на Белорусский вокзал примерно в 13:20.

Комментарий юриста

Office Life попросил юриста, специалиста по защите прав потребителей Ивана Райченка рассказать, имеет ли право пассажир, опоздавший в точку назначения, потребовать компенсации от перевозчика.

— Вопросы международных железнодорожных перевозок регулирует соглашение между железнодорожными администрациями государств — участников Содружества независимых государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм соглашения о международном пассажирском сообщении от от 28 октября 2009 года, а также соглашение о международном пассажирском сообщении от 1 ноября 1951 года.

Согласно соглашению о международном пассажирском сообщении (§ 1 ст. 28), в случае опоздания или отмены поезда перевозчик или уполномоченное им лицо обязано удостоверить на проездном документе (отметить на билете), что поезд опоздал или был отменен.

Согласно § 3 ст. 36 этого же соглашения, перевозчик освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору перевозки вследствие, в частности, «возникновения обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело» или же «действий третьих лиц, которые перевозчик, несмотря на применение всех мер предосторожности, не смог избежать или предотвратить их последствия».

Как будет расценена эта ситуация, будет ли установлена вина перевозчика или же перевозчик сошлется на обстоятельства непреодолимой силы, станет ясно по результатам рассмотрения претензии пассажира, объясняет юрист.

В любом случае пассажир, купивший билет в Беларуси, имеет право обратиться в билетные кассы с вопросом о компенсации, поясняет Иван Райченок.

Также пассажиры «Ласточки» могут обратиться с претензией к РЖД: позвонив на горячую линию перевозчика, отправив жалобу по почте или обратившись онлайн через сайт.

Вечером 9 апреля российские железнодорожники открыли движение по одному пути на перегоне Семлево — Вязьма, который был завален после обрушения моста. Первый поезд по расчищенным путям прошел в 20:10. Пока шли работы на остальных путях, движение поездов на участке было организовано в реверсивном режиме по одному пути. К 10 апреля пути полностью расчистили и восстановили движение.