Белорусских продавцов на маркетплейсах ждет НДС и в России. Как это будет работать
- Источник:
- Наталья Беницевич
Что за закон и когда начнет работать
Правительство России в феврале этого года внесло в Госдуму законопроект, касающийся НДС для продавцов из ЕАЭС на маркетплейсах. В марте документ приняли в первом чтении.
Предполагается, что за продажу товаров в России белорусским продавцам придется платить 20% налога от стоимости в российский бюджет. В законопроекте есть исключение для ИП, работающих через посредников по договорам комиссии. В этом случае российские посредники будут выступать как налоговые агенты.
Если документ примут, то он может начать работать через месяц после официального опубликования, но не ранее 1 июля 2024 года. Вероятность, что нововведение появится уже 1 июля — высокая, считает Ольга Иваненко, коммерческий директор Центра бухгалтерских услуг «БизнесСтарт», который плотно сотрудничает и с маркетплейсами, и с селлерами.
— Белорусы, продавая товар на маркетплейсах в России, не платили НДС. В итоге ввозной НДС и НДС по реализации этих товаров там не платил никто: ни маркетплейс, ни покупатель, ни продавец. Это правовая коллизия, а ведь суть НДС как раз в том, чтобы уравновешивать взаимоотношения между странами, — объясняет эксперт необходимость инициированного в России закона.
Что изменится для продавцов и покупателей
Пока закон не принят, сложно с точностью сказать, как нововведение будет работать. Эксперт из Беларуси, который помогает предпринимателям выходить на маркетплейсы, отметил, что если документ примут в нынешнем виде, то нашим селлерам придется уплачивать НДС в России, а это значит — автоматически закладывать его в цену.
— Вероятно, товары подорожают на эти 20% или суммы, близкие к ним. А это автоматически сделает их неконкурентоспособными по сравнению с товарами российских селлеров, — предполагает он.
Собеседник уточняет, что у Беларуси с Россией есть договор, который исключает двойное налогообложение. Возможно, при уплате НДС в России его не нужно будет платить в Беларуси.
Что делать?
В итоге у ИП может быть несколько вариантов.
Во-первых, они могут не справиться с налоговой нагрузкой и закрыть бизнес.
Во-вторых, будут открывать юрлица в России и платить налоги там. Это самый реалистичный сценарий, но с ним есть нюанс: бизнесу важно организовать работу в другой стране корректно, а это требует немалых материальных вложений.
Ольга Иваненко рассказывает, что и сейчас многие предприниматели из Беларуси открывают бизнес в России. В итоге работа выглядит так: регистрируют в России «дочку», возят туда товар из Беларуси с минимальной наценкой, уплачивают в России минимальный ввозной НДС и — как российское юрлицо — грузят товар в российский кабинет на маркетплейсе.
— Если наши предприниматели зарегистрированы в России еще и на упрощенке, то платят меньше налогов и имеют больше возможностей от самих маркетплейсов, — поясняет Ольга Иваненко.
Но при этом бизнес-процессы предприниматели оставляют в Беларуси, что неправильно: рискуют, что у нас их признают постоянным представительством российской компании. Кроме этого, есть риски дробления бизнеса и трансфертного ценообразования.
— Чтобы организовать международный бизнес корректно, нужно, чтобы он обладал всеми характеристиками самостоятельной бизнес-единицы. Не номинальными: юрадрес и бухгалтерская компания в России, а реальными. Речь о том, что в таком случае в России должно быть лицо, принимающее решения, команда, склады... Администрирование такого бизнеса будет довольно дорогим. А для чего это делать белорусу? — задается вопросом Ольга Иваненко.
По мнению эксперта, в любом случае селлеру сейчас нужно работать с бизнес-моделью и юнит-экономикой с учетом новых условий, а не просто принимать решение об открытии юрлица в России. Ведь преимущества в краткосрочной перспективе могут привести к значительным налоговым проблемам в будущем. Нужно помнить,что каждая из юрисдикций хочет получить максимальное количество налогов на своей территории и международное структурирование бизнеса — это не просто регистрация компании в Смоленске.
Как будет уплачиваться налог?
По мнению собеседников Office Life, скорее всего, маркетплейс сам будет играть роль налогового агента: удерживать налог и переводить его в российский бюджет.
Фото: Envato Elements