«К черту этот офис. Хочу „простую“ профессию». Разбираем с HR новый тренд на рынке труда

Источник:
Анна Руденко
31.01.2024 16:00
Тотальная нехватка синих воротничков (людей, занятых физическим трудом) привела к новому тренду на рынке труда: переходу части белых воротничков (работников интеллектуального, непроизводственного труда) в синие. Такое мнение высказала ведущий хантер Рунета Алена Владимирская. По ее словам, на карьерных консультациях она и ее коллеги все чаще слышат запрос от людей 30–45 лет, желающих сменить офисные позиции на физический труд — и, возможно, даже выиграть при этом в зарплате. Office Life разбирался с экспертами, заметен ли подобный тренд на белорусском рынке и стоит ли на самом деле «менять воротнички».
Алена Владимирская,
эксперт в карьерном консультировании

— На карьерной консультации все чаще звучит запрос от людей от 30 до 45 лет: «Я работаю на неинтересной работе (например, рядовым экономистом). Перспективы у меня очень небольшие. Платят мало. Но я регулярно вижу объявления, что требуются токари, слесари, сантехники, хлебопеки, где зарплата такая же или выше, чем у меня. Где четкий рабочий день. Где нет офисных интриг. Как мне стать синим воротничком? К черту этот офис», — рассказывает Алена Владимирская.

По ее словам, тенденция, когда условные экономисты в регионах с невысокой зарплатой становятся курьерами или сантехниками и начинают зарабатывать в 3–4 раза больше, в ближайшее время будет только усиливаться.

А что думают HR-эксперты белорусского рынка?

«Возможно, вы вообще не так представляете себе работу, на которую стремитесь»

Interim HR Екатерина Литвинко, за плечами которой более 3 тыс. собеседований, признает, что нечасто сталкивается с подобными запросами кандидатов на белорусском рынке, но в целом российскую коллегу поддерживает: такая тенденция на самом деле, кажется, набирает обороты.

Екатерина Литвинко,
HRD, Interim HR

— Причин у этого несколько. Скажу честно: я часто наблюдаю людей, которые изначально пошли не в ту профессию. Задаешь вопрос: а почему вы 20 лет назад решили получать образование именно в этой сфере? Подавляющее большинство ответов такие: это не мой выбор, это за меня выбрали родители или другие значимые взрослые. Учился на платном, платили родители — просто бросить вуз было бы предательством по отношению к ним. Кто-то смог бросить «не свой» вуз, кто-то доучился и ушел в другую сферу, ну а кто-то 20 лет работает на нелюбимой и неинтересной работе, — констатирует Екатерина.

По мнению эксперта, также стать триггером для резких решений может некомфортная атмосфера в коллективе или отсутствие дальнейших целей.

— Мы устаем от офисных интриг, подковерных игр, не выстроенных в компании процессов, нам хочется спокойствия и стабильности. Плюс к 35–40 мы уже состоялись в профессии, некоторым кажется, что они достигли карьерного потолка, не видят в ней дальнейшего развития, целей, которых было бы интересно достигать. И вдруг понимают, что 20 лет ты пахал — а того, о чем захочешь вспоминать в старости, почти и не было. Вот и делают выбор, условно, в пользу работы кассиром «2 через 2», около дома, с графиком, который позволяет проводить больше времени с семьей и родными или отдавать его хобби.

Часто поворачиваются в сторону простого физического труда и люди, которые потеряли прежнюю работу и долго не могут найти новую.

— Дефицит синих воротничков привел к тому, что устроиться на массовую позицию — кассира, курьера, пекаря и т. д. — сейчас можно буквально за пять дней, и еще и повыбирать между работодателями. А со своей офисной специальностью человек может месяцами ходить по собеседованиям. Если твоя зарплата как специалиста не очень отличается от того, что предлагают, условно, за кассой супермаркета, — выбор становится понятен.

Плюс здесь очень простой вход в профессию: никакого дорогого длительного обучения без гарантий (как это было, например, в IT). Сразу — работа, сразу — деньги.

Екатерина объясняет, что в некоторых компаниях, где ты, например, рядовой экономист, сложностей может быть больше, чем на условном складе за ту же зарплату: стрессовая работа, отсутствие соцпакета, постоянные овертаймы, невозможность взять отпуск, когда тебе это нужно, уйти на больничный с ребенком, работать по подходящему тебе графику.

По мнению эксперта, если уж человек решил, что ему невыносимо на прежней работе, то он так или иначе ее сменит. Но «менять ли воротнички», все серьезно не проанализировав?

— Если уже уходить из интеллектуального труда в физический, то понимать, зачем и как надолго. И не думайте, что это только вначале вам не очень нравится идея работать на складе — а потом вы эту работу вдруг как полюбите! Представьте, что не полюбите никогда — и ради чего тогда все это?

Екатерина упоминает еще один тонкий момент: вы можете столкнуться не только с новой работой, но и с новым коллективом, который может очень от вас отличаться.

— В команде может быть иной уровень образования, социальный статус, другая корпоративная культура, для общения употребляется другая лексика... Чем более «рафинированная» ваша специальность сегодня, тем меньше вероятность, что вы впишетесь в очень простую профессию.

Екатерина Литвинко считает, что в ближайшем будущем тренд будет развиваться, если состояние дел в экономике будет ухудшаться, а уровень жизни — снижаться. Пока же он еще только зарождается.

Советы эксперта

1. Возьмите лист бумаги, разделите на две части и сформулируйте для себя плюсы и минусы своей новой работы. Разрежьте его на две части и повесьте дома в разных местах. Попробуйте считать свои эмоции: вот вы подходите к листу с плюсами — но на вас накатывает раздражение и страх? Значит, возможно, не такие уж это и плюсы. Смотрите на минусы и чувствуете, что не сможете с ними смириться? Скорее всего, так и будет.

2. Ходите на собеседования на разные позиции, которые сейчас кажутся вам привлекательными. Так вы хотя бы разберетесь, чем на самом деле занимается человек на той или иной должности. Возможно, вы вообще себе не так представляете работу, на которую стремитесь. Стоит сверить зарплату: а соответствуют ли реальные выплаты тому, что обещают в вакансии?

3. Не предавайте себя: смотрите только в сторону того, что вас радует. Если вы искренне мечтали печь хлеб, возможно, у вас это получится. А если единственное, что вам реально интересно, — это, например, наука, не стоит идти в кассиры, скорее всего, вы скоро возненавидите то, что у вас больше нет возможности заниматься любимым делом. Если причина запланированного перехода — финансовая, лучше поищите подработку в своей сфере.

«Так устали в банке, что искренне хотите пойти мыть полы? Да ладно!»

HR Ксения Кручинина сразу уточняет: если и есть подобный тренд, то он скорее о мечтах, чем о реальных переходах. В карьерном консультировании с желанием «прямо сейчас все бросить и зажить спокойной понятной жизнью на непыльной работе» она сталкивается часто — но оно не трансформируется в реальные кейсы.

Ксения Кручинина,
HR

— Все врут. Кто-то так устал в банке, что искренне хочет пойти мыть полы? Да ладно! Он просто никогда на самом деле не мыл полы «в промышленных масштабах» и в принципе ничего не видел, кроме своего удобного офисного кресла.

Есть считаные люди, которые искренне знают, чего хотят. И если они выгорают на работе, то уходят в сферу, которая была им знакома. Условно, выгорел ты как специалист в продажах — и пошел преподавать йогу или открыл пекарню. Но до этого ты 10 лет серьезно занимался йогой и пек хлеб дома, постигая тонкости ремесла. А еще у тебя есть предпринимательская жилка — и все получилось. В такие истории я верю.

В подавляющем же большинстве случаев в человеке говорит усталость: ты выгорел, не видишь, какими должны быть твои дальнейшие шаги в профессии. Но Ксения просит не думать, что сейчас вы бросите свою надоевшую офисную работу за $1000, пойдете работать турагентом за $300 и будете счастливы.

— Это мечты. Если в основе не глубинная мотивация, а усталость, мозг не даст тебе нужный маршрут к достижению цели. Он скажет тебе: «Ок, давай расслабимся, пофантазируем, что ты работаешь в туризме за $300 и счастлив, и дальше будем работать в банке за $1000».

Так что, резюмирует Ксения, тренд мечтать есть, а тренда уходить на позиции синих воротничков она пока не видит.

Советы эксперта

Чтобы трезво оценить свою ситуацию и плыть дальше от здравого смысла, а не эмоций и фантазий, попробуйте себя в новой работе — например, бариста, пекарем, клинером или о чем вы еще мечтали — на условиях частичной занятости. Если это невозможно — в формате хобби, в свободное время, но за деньги. Посмотрите, какой доход вам может приносить эта деятельность, а главное — действительно ли она принесет то удовольствие, которого вы ждете.

Как быть, когда нет сил и смыслов?

Екатерина Курьянчик,
коуч

Коуч Екатерина Курьянчик объясняет, что чаще всего человек приходит к желанию сменить работу по разным причинам.

  • «Устал и хочу все бросить»

Здесь речь об эмоциональном выгорании. С таким запросом, объясняет эксперт, может прийти практически любой думающий человек. Это происходит, когда ты длительное время вкладываешь намного больше ресурсов — энергии, времени, эмоций, средств — в достижение цели, чем получаешь в ответ.

— Если вы выгорели, знайте: ваш организм вас спасает и просит пересмотреть отношение к себе.

  • «Хочу печь хлеб» (хотя всю жизнь работал на управленческих позициях)

Это история о внутреннем конфликте или, как говорят, кризисе возраста, когда человек потерял старые смыслы или нашел новые.

— Смысловое обрушение «помолодело»: раньше кризис накрывал людей ближе к 40 годам. Сейчас — от 30 лет.

Если произошел экзистенциальный кризис — непонятно, чего ради вертеться как белка в колесе. Но не спешите распродавать все свое имущество и покупать красный Ferrari. Почистите кэш и обновите прошивку своего мышления. Займитесь исследовательской деятельностью и пересмотрите пирамиду своих приоритетов. Это нормально — меняться со временем.

Если отнестись к кризису с должным вниманием, то после него начнется отличный новый жизненный этап, с новыми ценностями и приоритетами.

А если вы нашли новый смысл и после 20 лет управленческого опыта хотите «печь хлеб», то упакуйте его в красивый новый этап вашей жизни. Но помните: это должна быть ваша жизнь. Если забывать сверять свои мечты и цели с внутренним компасом, то легко попасть под обаяние чужой ролевой модели.

— Люди смотрят на актеров, блогеров и прочих медийных персон, сравнивают себя и «примеряют» чужие «хотелки» и успехи. Одна знакомая чуть корову не купила, чтобы домашние сыры делать — так впечатлилась мастером на обучении. А вообще, она работает менеджером.

Настраивайте внутренний компас, актуализируйте ваши мечты, цели и жизненные стратегии, тем самым вы убережете себя от обрушений и психоэмоциональных провалов.

По словам Екатерины, в эмоциональном выгорании есть пять стадий. Если речь идет о последних, тяжелых стадиях, то там есть главный признак — мотивация «уйти от»: отсюда — куда угодно. Вы хотите, чтобы это прекратилось.

В потере смыслов у человека есть ресурс на мотивацию «идти к»: куда же мне теперь идти, чем теперь заниматься? То есть вы желаете, чтобы нашелся новый смысл.

Попробуйте понять, какого результата вы хотите добиться, если, например, решили уволиться из банка, чтобы стать бариста. Что вы хотите получить в результате этого действия? Стать бариста или вам просто нужен был отдых от вашей деятельности?

Уточните, какие ресурсы для этого вам нужны и какие у вас есть.

Обязательно продумайте, в каком внутреннем состоянии вы планируете быть в процессе и при достижении цели.

Проверьте свою цель на адекватность по стандартному принципу SMART. Она должна быть:

  • S — Specific — конкретной;

  • M — Measurable — измеримой;

  • A — Achievable — достижимой;

  • R — Relevant — значимой;

  • T —Time bound — ограниченной во времени.

И, конечно, продумайте, а лучше пропишите план-стратегию. Когда у вашего мозга есть не только план А, но и B, и C, он не мучает вас тревогами и страхами.

Фото: Envato Elements