«Пианинки», валенки и другие. Топ-5 уникальных фабрик Беларуси из СССР: что с ними стало?
- Источник:
- Антон Гордзялковский
Борисовская фабрика пианино
Свою историю это производство вело с 1935 года, пережило войну и освоило выпуск главного бренда — пианино «Беларусь». В 1976-м на базе предприятия создали производственное объединение «Белмузпром». В состав «Белмузпрома» также вошел завод музыкальных изделий в Бобре — еще одно, утраченное к нынешнему времени предприятие.
Удивительно, но расцвет Борисовской фабрики пианино пришелся на время, когда все кругом крушилось, — на конец 1990-х. Связан он с белорусским и нидерландским частными партнерами, скооперировавшимися с фабрикой в продвижении продукции. В 1987 году СП «Пианофортекс» получило эксклюзивные права на продажу борисовских пианино, цимбал и ксилофонов на внешних рынках.
Нидерландцы усовершенствовали сам продукт, а там, где нужно, просто меняли лейбл «Беларусь» на зарегистрированные на Западе бренды с «капиталистическим» звучанием — Holstein, Sсhubert, Irmbach, Forte, Wieller и Sängler & Söhne. В 1989 году продукция борисовской фабрики поставлялась в 42 страны мира, среди которых были Нидерланды, Италия, Англия, ФРГ, Норвегия, Франция, Бельгия, Польша, ГДР, Югославия, Канада, Австралия, КНР. «Белмузпром» вошел в первую десятку крупнейших мировых производителей недорогих пианино с примерной долей на рынке в 15%.
Успешный проект с представителями Страны тюльпанов закончился с развалом Советского Союза. С начала 1990-х борисовская фабрика, быстро утратив свои позиции на внешних рынках, начала скатываться в пропасть. В начале 2000-х объем выпуска пианино сократился с 10 тыс. (в 1989-м) до менее 1 тыс. единиц, число сотрудников — с 2,3 тыс. до четырех сотен. В 2006 году по предписанию МЧС производство и вовсе было остановлено из-за аварийного состояния цехов. После нескольких неудачных попыток спасения предприятия в 2010-х стартовала процедура банкротства. Она затянулась на многие годы и пару лет назад была закрыта судом на основании завершения ликвидационного производства.
В советские времена в Беларуси также выпускали баяны — на Молодечненском заводе музыкальных инструментов. Это предприятие прекратило существование в 1990-е.
Борисовский хрустальный завод
История соседа и соратника «пианинки» по несчастью начиналась еще в царские времена — в 1895-м.
И до революции, и в советское время он долгое время выпускал столовую посуду. Расцвет Борисовского хрустального завода начался в 1970-е, когда предприятие освоило производство хрусталя — одного из символов достатка тех времен, в который население щедро вкладывало не обеспеченные качественным товаром рубли.
В 2010-е у предприятия оставалась еще собственная сбытовая структура в Латвии — Borisov Crystal. Но во времена независимости хрусталь перестал быть предметом роскоши, а серийное производство, на котором в 2010-х широко в ходу был ручной труд, не могло долго существовать. В 2013 году было возбуждено дело о банкротстве хрустального завода. Его пытались санировать, наладив выпуск стеклянных медицинских изделий. В итоге под этот проект было создано отдельное юрлицо, а сам хрустальный завод несколько лет пребывает в процессе ликвидации.
Минская зеркальная фабрика
У наших читателей и даже, скорее, у их родителей наверняка где-нибудь в кладовках или на дачах сохранились бытовые зеркала в оправе в виде солнышка — это одно из самых ходовых изделий уже несуществующей Минской зеркальной фабрики.
Она была основана в 1929 году, входила в структуру местной промышленности. В 1990-е Минская зеркальная фабрика акционировалась. 52% ее акций выкупил коллектив и... остался без крыши. По плану застройки Минска производственные помещения фабрики на Партизанском проспекте должны были пойти под сооружение второй очереди гостиницы «Турист». Саму фабрику хотели перенести в строящееся здание на ул. Гусовского. Но в 1998 году акционеры Минской зеркальной фабрики продали его «Табак-инвесту» под частную «табачку». Просчитали, что с такими доходами, которые они имеют от производства и реализации зеркал, им придется работать около 75 лет, чтобы заработать на достройку нового здания.
Власти, оценив маркетинговые перспективы зеркал, не стали помогать акционерам в поисках новой площадки. В итоге, помыкавшись еще несколько лет, фабрика была закрыта, а акционерное общество ликвидировано в 2010 году. В конце 2010-х площадку минской «зеркалки» выкупил столичный девелопер под строительство многофункционального комплекса.
«Коллега» минской «зеркалки» в Гомеле прекратила свое существование в 2009-м, войдя в состав «Гомельстекла».
Смиловичская валяльно-войлочная фабрика
В бывшем СССР производством валенок занималось свыше 30 фабрик (у них был даже свой научный институт в Москве), три из них были на территории Беларуси: в Смиловичах, Новогрудке и Бобруйске.
Основанная в 1928 году Смиловичская валяльно-войлочная фабрика — единственная в нашей республике и одна из немногих на постсоветском пространстве, кто продолжает работать по валеночному профилю.
Бывшие и нынешние сотрудники в том, что фабрика сохранилась, видят заслугу ее предприимчивого экс-директора из 1990-х Василия Сабана. Тот, поняв, что только на валенках не выехать, диверсифицировал предприятие (открыл мебельный и швейные цеха) и запасся оборудованием и комплектующими для основного профиля, купив их у остановившейся Кемеровской валяльно-войлочной фабрики.
Сегодня, кроме разнообразных валенок, в Смиловичах шьют шерстяные одеяла и подушки.
«Можелит»
Бывший Могилевский желатиновый завод — еще одно дитя индустриализации Беларуси 1930-х годов. Он был заложен в 1937 году и выпускал костную муку и клей-галерту. В 1970-е на предприятии было освоено производство пищевого желатина. После закрытия вредного костного подразделения желатин является главным продуктом «Можелита».
До недавнего времени могилевское предприятие было одним из двух на постсоветском пространстве действующих производств по этому профилю. Второе — в Лисичанске — оказалось в зоне боевых действий и больше не работает.