Как судиться с партнерами из недружественных стран. Разбор от юристов

Источник:
Ярослав Лаберко
20.09.2023 12:00
Этим летом в Беларуси вступил в силу закон «О применении специальных ограничительных мер». В нем прописаны принцип и порядок применения специальных ограничительных мер в ответ на недружественные действия иностранных государств. Office Life пообщался с юристами и выяснил, что этот закон меняет, как он будет работать и чем может помочь бизнесу.

Что в законе

Надежда Королева,
заведующая юридической консультацией «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

По сути, говорит заведующая Минской областной специализированной юридической консультацией «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство» Надежда Королева, закон легально выделяет новый вид правового регулирования в стране — специальные ограничительные меры.

— Этот закон как бы резюмирует уже введенные ограничения в отношении государств, совершающих недружественные действия, или лиц, связанных с государствами, — рассказывает юрист. — В то же время закон должен стать основной отправной точкой применения любых ограничительных мер в контексте санкционного ответа.

Что такое специальные ограничительные меры

— Недружественные действия — это действия дискриминационного характера, которые могут совершить только иностранные государства против Беларуси, ее граждан и организаций. То есть это практически все действия, совершенные в отношении страны за последние годы в рамках различных санкций и ограничений, — объясняет эксперт.

Специальные ограничительные меры — это меры экономического характера и иные меры противодействия.

При этом, по словам Надежды Королевой, некоторые из этих мер уже работают. Это, например, ограничение импорта ряда товаров из иностранных государств, запрет на финансовые операции, мораторий на исполнение договоров по внешнеторговым обязательствам и т. д.

Эксперт отмечает, что перечень таких мер не закрыт и может дополняться правительством. Оно, к слову, и будет принимать решение о применении или отмене специальных ограничительных мер.

Судебные нововведения: исключительная подсудность

В законе есть статья 10, расширяющая круг дел, которые могут рассматривать только белорусские суды.

Тимур Сысуев,
адвокат юридической консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство», доцент юридического факультета БГУ

— При возникновении любого трансграничного спора между субъектами из разных государств всегда возникает вопрос: в суд какой страны обращаться, поскольку истец и ответчик находятся в разных странах, — рассказывает адвокат юридической консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство» Тимур Сысуев. — По общему правилу дело должно рассматриваться по месту нахождения ответчика. Истец этому правилу часто следовать не хочет, так как нужно обращаться в суд другого государства, где ему неизвестны правила судопроизводства и он опасается местного протекционизма.

По словам эксперта, закон любой страны устанавливает определенные правила компетенции национальных судов по делам с иностранными лицами.

Например, национальный суд может рассматривать дела, если на территории страны находится ответчик, его имущество и т. д. В другой стране есть свои правила. Естественно, они могут друг другу противоречить.

— Тогда возникает ситуация, когда в каждой стране национальный закон говорит, что по этому делу компетентен суд этой страны. В результате возбуждаются параллельные процессы в разных судах разных стран и выносятся противоречащие друг другу решения. Чтобы как-то это нивелировать, такие вопросы регулируются в международных договорах. Например, в договорах по вопросам правовой помощи. Беларусь связана такими соглашениями только с 30–35 государствами, — говорит Тимур Сысуев.

В национальных законах всегда устанавливается и так называемая исключительная компетенция национальных судов по делам, которые с точки зрения государства должны рассматриваться только в местных судах.

— Это, например, споры с госорганами о законности их действий, споры о правах на недвижимость и т. д. Наша страна не признает рассмотрение таких дел где-либо за своими пределами. Естественно, если иностранный суд или арбитраж по такому делу вынесет решение, Беларусь его признавать не будет, — объясняет Тимур Сысуев. — Что касается споров в области бизнеса, а это обычно дела, вытекающие из контрактов, они, как правило, не подпадают под исключительную подсудность.

Однако статья 10 нового закона создает и новое правило подсудности: теперь при соблюдении определенных условий белорусский суд приобретает исключительную компетенцию по абсолютно любому делу, в том числе коммерческому.

В силу пункта 1 статьи 10 закона к исключительной компетенции белорусских судов относятся:

1) дела по спорам с участием Республики Беларусь, белорусских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, в отношении которых совершены недружественные действия;

2) дела по спорам с участием белорусских лиц между собой или с иностранными лицами, если основанием для таких споров являются недружественные действия.

— Базовая логика этой нормы в том, что если в отношении белорусского юридического или физического лица совершены так называемые недружественные действия, то в силу этого при рассмотрении дела возникает компетенция белорусского суда. Белорусский субъект может обратиться в суд по месту своего нахождения. То есть это правило расширяет исключительную компетенцию национальных судов на все споры, в которые вовлечены субъекты, в отношении которых совершаются недружественные действия, — подытоживает эксперт.

Запрет иностранного разбирательства

— В новом законе есть также статья 11, которая позволяет белорусскому субъекту обратиться в национальный суд с просьбой запретить иностранному лицу инициировать или продолжать рассматривать дело в иностранном суде или арбитраже, — продолжает Тимур Сысуев.

Кстати, этот институт появился в англосаксонской системе права, в США. В 2020 году его перенял российский законодатель, а теперь и белорусский.

По словам эксперта, смысл этой нормы — в создании превентивного механизма защиты белорусских субъектов хозяйствования против вынесения решения в суде или арбитраже другого государства.

Обычно ситуация выглядит так: белорусское лицо, чаще всего ответчик по делу, сталкивается с возбуждением против него дела в иностранном суде. У него есть выбор: защищаться там и, соответственно, нести расходы или не защищаться и надеяться, что через некоторое время, когда вынесут решение, иностранный истец обратится в белорусский суд с просьбой это решение исполнить, и уже тогда можно будет против исполнения возражать.

— Судебный (арбитражный) процесс в зарубежных судах обычно очень длительный. Какая-то определенность может возникнуть только через несколько лет. Все это время белорусский субъект не знает, что ему делать: защищаться, нести расходы или замкнуться в гордом молчании и ждать решения, — рассказывает юрист. — Новый механизм позволяет белорусскому субъекту, не дожидаясь окончания рассмотрения дела за рубежом, обратиться в белорусский суд с просьбой вынести решение, запрещающее иностранному лицу начинать или продолжать процесс в суде или арбитраже. Причем белорусский субъект может это сделать, когда дело уже возбуждено или когда есть очевидная возможность, что такое дело возбудят, например когда есть претензии со стороны иностранного контрагента, пришла копия искового заявления и т. д.

По словам Тимура Сысуева, это превентивный механизм, направленный в будущее. Его основная задача — создать для белорусского субъекта состояние правовой определенности. Чтобы он понимал, что можно не защищаться, не нести расходы, не тратить время на администрирование и т. д., поскольку решение суда все равно исполняться не будет.

— Понятно, что если у белорусского субъекта есть активы за границей, то это решение все-таки могут исполнить — например, за счет этих активов, — обращает внимание Тимур Сысуев.

Справка Office Life

Как запретить иностранцу судиться с белорусской компанией

Чтобы белорусский суд вынес постановление о запрете разбирательства в иностранном суде или арбитраже, нужно, чтобы совпало несколько условий:

  1. Во время процесса необходимо доказать, что в отношении белорусского субъекта применены ограничительные недружественные меры и в силу этого белорусский суд имеет исключительную компетенцию.

  2. Если стороны в договоре установили, что споры рассматриваются в иностранном суде или арбитраже, то для рассмотрения дела в белорусском суде необходимо доказать, что белорусский субъект не может в иностранном суде или иностранном арбитраже по каким-то причинам доброкачественно защищаться, например не может нанять местного адвоката и т. д.

Что даст этот закон бизнесу

С введением санкций белорусские компании сталкиваются с затруднениями в защите своих прав в иностранных судах или арбитражах. Практически невозможно найти местного адвоката или перевести деньги на обязательные судебные или арбитражные сборы.

— Например, сейчас мы ищем адвоката для клиента в Австрии. И с нами просто никто не вступает в переписку: видят, что письмо из Беларуси, и просто на него не отвечают. Такого никогда не было. Юрист на письма юриста всегда отвечал моментально, так как для него это потенциальная работа. Адвокаты в любой стране обязаны оказывать юридическую помощь, — делится наблюдениями Тимур Сысуев.

По словам юриста, скорее всего, нормы нового закона будут популярны у крупных государственных компаний или компаний с долей государства, а также у частных компаний, у которых есть действующие зарубежные контракты и нерешенные споры.

— Как мне кажется, это такой нишевый механизм, который будет востребован крупными игроками в трансграничных спорах. Я не думаю, что таких дел будет сотни, скорее всего, их количество будет незначительно.

Фото: Envato Elements