Топ-5 кооперативов Беларуси советской эпохи. На чем зарабатывали и почему это закончилось

Источник:
Вадим Сехович
05.07.2023 07:00
Ровно 35 лет назад, в июле 1988 года, заработал закон «О кооперации в СССР» — важнейший в истории национального и всего постсоветского бизнеса документ. О том, как создавались первые кооперативы в БССР и какие из них добились наибольшего успеха, вспомнил Office Life.

Белорусский след

Фото: ed-glezin.livejournal.com

Первую отмашку кооператорам дали еще в 1987 году, когда появилось сразу три целевых постановления Совмина СССР. Они «в порядке эксперимента» разрешали создание кооперативов для бытового обслуживания населения, производства товаров народного потребления, а также в сфере общепита. Поэтому, когда появился всесоюзный закон, в БССР было уже 1372 кооператива.

Под текстом закона «О кооперации в СССР» стоит подпись белоруса — председателя Президиума Верховного совета СССР Андрея Громыко. Кстати, именно он оставил автограф и под документом, который двумя годами ранее разрешил в СССР «индивидуальную трудовую деятельность».

Зачем советским чиновникам понадобились кооперативы? В стратегическом плане они верили, что кооперация усилит «процесс демократизации хозяйственной жизни» и придаст «новый импульс колхозному движению». В тактическом плане власти надеялись, что кооперативы в условиях дефицита будут гибче удовлетворять растущие потребности народного хозяйства и населения.

Справка Office Life

Что власти разрешили кооперативам?

  • Кооперативы и их члены объявлялись равноправными составляющими экономики тогда еще социалистического государства. Вмешательство государства в их деятельность не допускалось, а при несогласии с ликвидацией члены кооператива могли жаловаться даже в Совмин.

  • Дифференцированный подход к налогообложению.

  • Самостоятельность в ценообразовании (правда, с многочисленными оговорками).

  • Свобода в распределении доходов и формировании фонда оплаты труда.

  • Принимать на работу людей со стороны (правда, соотношение членов кооператива и работников, привлекаемых извне, нужно было обосновывать).

  • Местные власти должны были безвозмездно выделять кооперативам землю, здания, оборудования, лимиты на централизованные ресурсы, помогать им с кредитами и т. д.

  • Кооперативам разрешалось выпускать акции, объединяться в союзы для реализации крупных инвестпроектов, учреждать банки и входить в состав совместных предприятий.

  • Кооперативы могли получить лицензию на внешнеэкономическую деятельность и зарабатывать валюту (которую, правда, в обязательном порядке и на условиях государства потом должны были менять на рубли).

Кооперативный бум...

Михаил и Раиса Горбачевы в первых кооперативных магазинах. Фото: 22-91.ru

Новый закон подтолкнул жителей БССР идти в кооперативы. Через полтора года в республике их было уже около 4,5 тыс., а трудилось в них свыше 120 тыс. человек.

У кооператоров появился свой корпоративный орган (Союз кооперативов БССР), а также профсоюз. Новой форме хозяйствования власти придавали большое значение, а потому в структуре Совмина появился «отдел кооперативной сферы экономики и индивидуальной трудовой деятельности». А Владимир Карягин, один из первых кооператоров, начавший тогда активную общественную деятельность, и вовсе ратовал за создание Министерства кооперативов.

Сферы, в которых были заняты первые кооператоры страны, часто были весьма необычными.

  • Например, первый в Бресте производственный кооператив «Прогресс» за символические деньги приобретал у Брестского коврово-суконного объединения отходы — ворс, который при отделке состригали с ковров. А затем там же, в арендованных помещениях, на своих прессах превращал его в утеплительные плиты для строительства дач.

  • При «Интеграле» работал кооператив «Малыш», задачей которого был присмотр за детьми сотрудниц предприятия и в целом всех желающих минчанок. Кооператоры зарабатывали на уходе, кормлении, прогулках, отводе в школу и даже подготовке с детьми уроков.

  • Некоторое время существовал кооператив на минской АЗС № 10 по улице Некрасова. Там за 20 копеек его члены заправляли автомобили и при необходимости меняли масло, водителю при этом даже не нужно было выходить из салона.

  • В минском парке им. Челюскинцев работал кооперативный цирк «Волчок», который открыл клоун Леонид Волчок.

Состав участников кооперативного движения был достаточно разношерстным — от студентов до профессоров, от рабочих до директоров заводов. Попадались среди них высокопоставленные партийцы и чиновники. Один из них — бывший зампред Червенского райисполкома Николай Суша — был избран президентом Союза кооперативов БССР.

...И кооперативный упадок

Фото: Валерий Христофоров / ТАСС

И все же кооперативы не спасли социалистическую экономику и в какой-то мере ускорили ее крушение. Даже в период наивысшего расцвета — в конце 80-х — их вклад в экономику был мизерным. А в БССР этот показатель был и вовсе меньше, чем в большинстве других республик Советского Союза. Сказались как темпы регистрации (по числу на душу населения БССР опережала только Туркменистан и Таджикистан), так и одни из самых жестких в СССР меры регулирования.

В итоге через год после появления закона кооперативы БССР смогли произвести только 0,4% от всего объема товаров народного потребления, а их доля в секторе бытовых услуг составила 3%.

Связано это было в том числе и с тем, что многие кооперативы быстро ушли в сферу, которая обещала наибольшие доходы в сжатые сроки — в торгово-закупочную деятельность. На покупке товаров в одном месте и перепродаже в другом (как правило, «госам» по завышенной в разы цене) тогда были сделаны многие состояния.

Фото: Игорь Зотин / ТАСС

Кроме того, большое количество кооперативов создавалось при госпредприятиях и госорганизациях. Как правило, их участниками становились руководители этих компаний, такие кооператоры получали самые маржинальные заказы.

Наконец, часто, взяв кредит, новоявленные кооператоры растворялись на пространстве «единого и могучего».

Поэтому уже в 1988-м власти на союзном и республиканском уровне начали ограничивать деятельность кооперативов. Сначала это коснулось видов деятельности и запрета директорам и чиновникам (а равно и возглавляемым ими предприятиям и организациям) входить в их состав. Затем оставшиеся кооперативы «отрегулировали» ставками подоходного налога. Самая маленькая (1%) — для тех, кто занимался уходом за больными, инвалидами и детьми, а самая большая — 60% — на торгово-закупочную деятельность .

К началу 1990-х кооперативы и вовсе изжили себя как источник накопления капитала. Их участники, получив первый опыт (а кое-кто и приличные деньги), постепенно перевели свои активы в новые формы хозяйствования — малые и совместные предприятия, ассоциации, концерны, комбанки и т. д.

Топ-5 самых известных кооперативов Беларуси советской эпохи

«Метроном»

Крупнейший в БССР по оборотам кооператив, созданный Сергеем Брюккером. Начинал с цветочной торговли, потом занялся строительством (строил даже в Польше), оптовой торговлей, пошивом одежды, производством контрольно-измерительных приборов, транспортными услугами, рекламной деятельностью и туризмом. Имел филиалы на территории РСФСР и Латвийской ССР, первым из белорусских кооперативов открыл дочернее предприятие за пределами СССР — в ПНР. Стал соучредителем и владельцем контрольного пакета третьего по полученной лицензии комбанка в БССР — Микобанка.

«Гарантия»

Таксомоторный кооператив был создан отставным офицером ВМС СССР Владимиром Перочинским на базе минского отделения республиканского общества автомотолюбителей. В конце 1980-х — это крупнейшее частное такси в Минске и республике. В нем на пике расцвета работали 1 тыс. водителей.

Фото: ed-glezin.livejournal.com

«Строитель»

Крупнейший витебский строительный кооператив прославился тем, что учредил первый в БССР новый банк — кооперативный банк «Двина». Банк создавался для кредитования собственного проекта по строительству кирпичного завода в области.

«Сонет»

В конце 1980-х этот кооператив стал крупнейшим в республике производителем персональных компьютеров. Они назывались Baltic и были аналогом популярного тогда британского ZX Spectrum. У истоков «Сонета» стоял Евгений Хвастович — будущий акционер футбольного клуба «Динамо-Минск».

Фото: zxbyte.ru

«ДИА»

Кооператив производил набойки для женских туфель, которые принесли состояние его руководителю Георгию Островскому. В конце 1980-х он уехал из Беларуси, но через несколько лет вернулся как партнер американской компании Besser и построил несколько заводов по выпуску стройматериалов у нас в стране и в других республиках бывшего СССР.