Подсолнухи вместо картошки? Белорусский климат будет все больше напоминать север Украины
- Источник:
- Наталья Беницевич
Известный академик НАН Беларуси в области климатологии и геоэкологии Владимир Логинов рассказал Office Life, как стране адаптироваться к изменениям климата и какие плюсы и минусы они несут.
Почему климат стал теплее?
На самом деле климат менялся на протяжении всего существования планеты. В далекие геологические эпохи на территории Беларуси росли тропические леса и даже водились слоны. Только за последние 130–140 лет среднегодовая температура у нас увеличилась на 1,4°С. В этом столетии она была 7,5°С, тогда как в самые холодные периоды инструментальных наблюдений, например в 1911–1970 годах, — почти на 2°С ниже.
Если темпы роста температуры сохранятся, то, исходя из парниковой теории, к концу столетия зимой у нас будет теплее еще на 1–4°С, весной — несколько меньше, а летом и осенью — на 1–2°С.
— Разброс оценок остается большим, поскольку сценарии изменения содержания парниковых газов в атмосфере не определены. Парниковые газы — один из факторов изменения климата. Не ясно, как быстро пойдет декарбонизация экономики (снижение выбросов углекислого газа на единицу ВВП. — Прим. OL), пока темпы снижения парниковых газов заметны только в небольшом числе стран, а зеленая экономика развивается слабо, — говорит академик Владимир Логинов.
По разным оценкам, на парниковые газы в общем вкладе в потепление климата приходится 70–95%. Есть и естественные причины таких трансформаций, например изменение притока солнечной радиации на поверхность Земли за счет колебаний содержания аэрозоля. Извержение вулканов снижает приток солнечной радиации, и, как правило, после такого катаклизма лето будет холодным.
— Интересно, что с 1991 года не было ни одного крупного извержения. И помимо того, что атмосфера очищалась от вулканического аэрозоля, уменьшалось содержание и аэрозоля антропогенного. В итоге летние сезоны стали более теплыми, — говорит академик.
Аэрозоли, которые влияют на приток солнечной радиации, имеют не только естественное происхождение. В послевоенное время, примерно с 1946 года до середины 1970-х годов, содержание антропогенных аэрозолей в атмосфере увеличивалось. Это связано с восстановлением экономики после Второй мировой войны и активной работой промышленности. С 70-х по 90-е годы уровень выбросов не менялся, а затем за счет улучшения технологий производства стал снижаться.
Изменения этих факторов содержат как трендовые, так и циклические составляющие. По словам Владимира Логинова, в климатической системе существуют автоколебания: сейчас мы находимся на ветви спада квазишестидесятилетнего цикла, и через пять-десять лет климат может стать более холодным, чем сейчас.
Но на климат, кроме циклических и трендовых составляющих, влияют еще и случайные факторы. На последние может приходиться до 30%.
— Именно поэтому прогнозы погоды никогда не будут полностью оправдываться, — объясняет Владимир Логинов. — Сегодня научились хорошо предсказывать погоду на несколько дней. Долгосрочные прогнозы оправдываются на 60–70%. Чтобы они стали более точными, нужно знать изменение начальных условий на верхней и нижней границе атмосферы, а этого пока нет.
Несмотря на то что дать точный прогноз изменения климата невозможно, тенденция к его потеплению очевидна.
Ливни и засухи стали для нас нормой
Изменения климата сопровождаются более теплыми зимами, частым гололедом, увеличением количества жарких дней летом, ливнями, засухами, уменьшением количества туманов, изморози и метелей. Академик Владимир Логинов говорит, что к происходящему в природе уже нужно привыкать, теперь это наша нормальность.
Из-за большего количества жарких дней увеличилось испарение влаги, и осадки стали интенсивными, но кратковременными. За 15 минут ливня может выпасть столько же осадков, сколько за три часа обложных дождей. Но хорошо промочить почву могут именно обложные дожди, которых сейчас не хватает.
По логике, рост температур должен увеличивать количество шквалистых ветров с порывами от 20 метров в секунду и более. Но по статистике, с 1966 до середины 1970-х годов в Беларуси было большое количество разрушительных шквалов, а в 1972 году их было 52. При этом температура воздуха не была высокой. В последние годы количество шквалов уменьшилось по сравнению с 60–70-ми годами. Владимир Логинов это объясняет нелинейной связью температуры теплого периода и числа шквалов и подчеркивает, что в природе чаще всего встречаются именно нелинейные связи.
Опасные метеорологические явления чаще всего наблюдаются летом, на эту пору года приходится 80% от общего числа. Но они имеют локальные особенности. Например, в Новогрудском районе на возвышенности чаще бывает град, сильный ветер и ливни, чем в соседних низменных районах. А в Житковичском районе, где пойма Припяти и большое испарение, встречается частая повторяемость гроз, ливней и обложных дождей. В Минске из-за специфики местности всегда больше осадков выпадает на востоке города.
Условия для подсолнечников станут лучше, а для картофеля — хуже
Из-за потепления климата период вегетации для растений увеличился до десяти дней. Нашими культурами сейчас вполне могут стать кукуруза, подсолнечник, свекла, соя, просо. Ими можно засевать все большие площади. Зона выращивания теплолюбивых культур продвинулась по стране на 100–120 километров севернее.
Условия для роста льна, картофеля и капусты становятся хуже. Поэтому рекомендуется обратить внимание на другие сорта картофеля.
За счет потепления лучше стали условия и для перезимовки вредителей. Это значит, что сейчас нужно больше использовать химических и биологических средств защиты растений.
Из-за частых засух нужно переходить на систему орошения.
Интересно, что увеличилось количество не только засушливых дней, но и дней заморозков на мелиорированных почвах. По словам Владимира Логинова, это очень заметно в южной части Беларуси. Там количество заморозков стало соизмеримым с северными регионами страны.
Академик считает, что вклад климата в продуктивность сельскохозяйственного производства — 15–20%. А самые большие резервы в подъеме сельского хозяйства связаны с технологиями и удобрениями.
Запреты на посещение лесов будут все чаще
Потепление увеличило и пожароопасный период. Все чаще Минлесхоз вводит ограничения и запреты на посещения лесов, видимо, так будет и дальше. Причем опасность пожаров выросла и на торфяных болотах. Из-за снижения уровня грунтовых вод и повышения интенсивности испарения болота будут все активнее зарастать.
В Беларуси будет все меньше еловых лесов. Единственный регион, где они будут развиваться, — север и восток страны. Там сильнее выражена континентальность климата.
По оценкам Владимира Логинова, к 2050 году прирост сосновых лесов может уменьшиться на 8–10%, а дуб останется одной из немногих древесных пород, которая может повысить прирост до 5%.
По прогнозам, все больше будут меняться сроки и процессы замерзания и вскрытия рек и водоемов. Весенние паводки уже стали менее интенсивными: выпадает меньше снега, продолжительность залегания снежного покрова сокращается, увеличивается повторяемость оттепелей.
Так как растет не только температура воздуха, но и воды, ее качество в водоемах ухудшается, они начинают зарастать.
И, учитывая все эти моменты, по мнению собеседника, возникают проблемы с речным судоходством.
— Белорусский климат все больше будет чем-то напоминать северные области Украины: Киевскую, Черниговскую, Сумскую и Житомирскую, — резюмирует академик Владимир Логинов.
Фото: Envato Elements