Как спорт помогает найти себя и добиться невозможного: история «солнечной» Варюши

Источник:
Анна Руденко
15.06.2023 08:00
«Костя, ку-ку! Ку-ку! Ну пойдем же, Костя!» 9-летняя Варюша выглядывает из спортивной раздевалки в ожидании начала тренировки по дзюдо со своим тренером Константином Полеем. У Варюши — синдром Дауна, и занятия в клубе «Прайд» в Гомеле — едва ли не единственная для девочки с дополнительными потребностями возможность развиваться в спорте. Office Life совместно с Betera продолжает цикл материалов в рамках социального проекта «Я живу с... синдромом Дауна» и сегодня расскажет, как жизнь «солнечной» Варюши, ее семьи и еще полутора сотен особенных детей меняют спорт, неравнодушные тренеры и дзюдо. О целях проекта «Я живу с... синдромом Дауна», важности борьбы со стереотипами и создании инклюзивного общества мы рассказывали в первой публикации.

— Вначале мы привели на дзюдо нашего среднего сына, — вспоминает мама Вари Виктория Гриб. — Я сказала тренеру: нужно сделать из Родиона защитника для старшей сестры Варюши. Мы допускали, что наша особенная девочка может столкнуться с недоброжелательными людьми, что ее будут обижать.

А потом мама Вика узнала, что в «Прайде» есть группы и для особенных деток. Вначале, признается, не поверила:

— С дополнительными активностями для Варюши у нас были проблемы. Наша малышка очень коммуникабельная, добрая, чудесная девочка, она ходила в обычный детский садик, сейчас — в обычную школу (хоть и учится там по отдельной программе), но еще несколько лет назад никаких других организованных занятий для детей с особенностями не было. А тут — дзюдо и возможность заниматься в отдельной группе!

На руководителя клуба Константина Полея и Варюша, и ее родители смотрят с обожанием. Девочка постоянно его обнимает, целует в щеку, держит за руку, тянет за собой и болтает, болтает, болтает... Родители же — мама Вика и папа Вадим — понимают, что благодаря большому сердцу этого улыбчивого тренера их дочка и многие другие дети получили возможность развиваться и физически, и социально.


— В «Прайде» работают 5 групп для детей с особенностями психофизического развития. Мы называем их «группы счастья», там занимаются около 150 ребят с родителями. Некоторые — как, например, Варюша — со временем переходят в обычные группы, где тренируются уже с нормотипичными детьми. Занятия для особенных деток у нас бесплатные, — рассказывает Константин Полей.

«Я ничего не знал о синдроме Дауна, когда брал таких детей»

В 2019 году Константин пошел на эксперимент: набрал первую группу детей с расстройствами аутистического спектра. Объясняет свой порыв просто: не смог отказать родителям.

Константин Полей, мастер спорта Республики Беларусь по дзюдо, основатель и руководитель «Прайда» — самой крупной школы дзюдо в Беларуси, где занимаются более 1 тыс. детей

— 3 года назад к нам в клуб обратился родитель с просьбой позаниматься с ребенком с особыми потребностями. В общей группе ему было непросто. Ребенок не реагировал на тренера, изначально не был готов общаться с другими детьми. Проблема отозвалась нам, и мы решили поработать с ним индивидуально. Я тогда ничего не знал о различных психофизических особенностях у детей: стал читать, много разговаривать с родителями, выстраивал программы тренировок опытным путем. Начинал с простейших тренировок — на координацию, ловкость. И стало получаться! Ребенок стал не только крепчать физически, но и раскрываться для внешнего мира. Так, уже через несколько месяцев у нас собралась небольшая группа детей, оказавшихся в схожей жизненной ситуации. И даже спустя время количество желающих заниматься по особой программе постоянно росло, — делится Константин Полей.

И основатель «Прайда», и родители маленькой Вари понимают, что эти тренировки проходят не для того, чтобы ребенок с особенностями попал в спорт и добился там общепринятых успехов. Этого не позволяет как минимум здоровье: у малышей с синдромом Дауна часто встречаются сопутствующие проблемы — со зрением, сердцем, моторикой, щитовидной железой. Да и не все должны быть чемпионами, говорит Константин: даже из нормотипичных маленьких спортсменов в профессиональный спорт попадают не более 3–5%. А в случае с особенными детьми успехом считаются совсем другие вещи.

— Тогда мы привели Варюшу в дзюдо для того, чтобы она окрепла: детки с синдромом Дауна часто сталкиваются с гипотонусом мышц. Варюшка была такая слабенькая, что, когда я родила сына с нормальным мышечным тонусом, казалось, что это с ним что-то не так: ручки и ножки крепенькие, кулачки сжимает. А оказалось, что как раз он был в норме, просто мы привыкли к Варюше, которая висела на нас с папой тряпочкой, — вспоминает Виктория.

#BLOCK_SLIDER_3#

Еще родители хотели решить проблему с речью: Варюша, как почти все малыши с синдромом Дауна, плохо говорила. Мама, которая постоянно максимально вкладывается в развитие своей девочки, в какой-то момент признала: через мелкую моторику — лепку, аппликацию, конструкторы — речь запустить не получилось. Значит, попробуем через крупную — нужен спорт!

— Когда Варюша пришла в «Прайд», она не могла прыгнуть двумя ногами с места. Детки с синдромом Дауна обычно от рождения очень гибкие, но были проблемы с координацией, некоторой физической активностью, — рассказывает мама.

— А сейчас она вот как прыгает, бегает, борется! Давай, Варюша, побеждай Константина Викторовича, вперед! — с гордостью поддерживает дочку папа Вадим.

Варюша в это время раз за разом бросает через бедро своего тренера, заливисто хохочет и обнимает Константина после каждой победы. Кажется, счастливы и тренер, и ученица.

#BLOCK_SLIDER_1#

— Конечно, это не тренировки по дзюдо в привычном для нас виде. И соревнования, которые мы проводим для особенных групп, тоже отличаются требованиями. Все эти занятия направлены в первую очередь на развитие двигательных и социальных навыков у детей. Все особенные детки разные, с разной физической и психической подготовкой, к каждому нужен индивидуальный подход. Тренер работает в первую очередь как инструктор: показывает упражнения и как их правильно выполнять, а уже родители следом повторяют их с детьми. Тем не менее это не помешало Варе не только обрести уверенность в себе, самостоятельность и выносливость, но и начать участвовать в соревнованиях с нормотипичными детьми, — поясняет Константин.

— Но здесь есть и твоя заслуга, не только дзюдо, — говорит жене папа Вадим. — Просто наша мама, как сейчас и наш тренер, никогда не относилась к дочке с жалостью и требовала от нее так же, как и от других наших детей.

«Это мой ребенок. Я заберу ее домой и буду растить в любви и радости»

Сегодня в семье Гриб растут трое детей: особенная Варюша и нормотипичные Родион и Арина. Младшие, говорят родители, родились только благодаря тому, что первой на свет появилась особенная Варя.

— Пока мы проживали стадию принятия того, что у нас родился особенный ребенок, я очень захотела родить Варе братика и сестричку, — рассказывает Виктория.

Мама признается: конечно, и в их семье, где сейчас особенную Варюшу обожают и балуют, появление ребенка с синдромом Дауна когда-то стало шоком. Совершенно здоровая тщательно спланированная беременность, все необходимые обследования — родители ждали здорового малыша, и о той самой лишней хромосоме, которая приводит в этот мир «солнечных» детей, почти ничего не знали.

— В роддоме мне мягко объясняли, что с такими детками может быть сложно. Рассказывали о том, что это будет мой крест: папы-то, мол, из семей с такими детьми часто уходят. Близкие родственники тоже нас не поддержали. Но для меня было очевидно: это мой ребенок, я заберу ее домой и буду растить в любви и радости, — рассказывает Виктория.

Так и вышло: Варя живет свою счастливую жизнь в семье с папой, мамой, братом и сестрой. Девочка учится, посещает модельную школу, занимается дзюдо и влюбляет в себя всех взрослых и детей, с которыми общается.

— Варюша, поздравляю тебя с желтым поясом — твоим новым достижением в дзюдо! Ты получаешь его за то, что день за днем на тренировках проявляешь упорство, можешь перебороть себя, становишься все более физически развитой, — торжественно говорит Константин Полей. Мама и папа светятся от счастья и разве что чуть-чуть переживают: чтобы младший Родион не расстроился, что Варюша получила желтый пояс раньше него. А Варечка, купаясь в лучах славы, обнимает тренера и радостно, почти профессионально, позирует для фото.

#BLOCK_SLIDER_2#

— На самом деле для родителей особенных детей больше всего важны не пояса, награды и кубки, а то, что их детей здесь с радостью встречают, заряжают верой в собственные силы и учат никогда не сдаваться, — говорит Константин.

Сейчас основатель «Прайда» мечтает о том, чтобы масштабировать занятия клуба и, в частности, «групп счастья» на другие города Беларуси: там, судя по интересу родителей особенных детей в Instagram «Прайда», тоже есть желающие, и немало. Начинать планирует с Минска.

— Моя цель — открыть такие группы для детей с особыми потребностями в Минске. Мы сотрудничаем с Betera уже длительное время, поэтому рады были узнать, что они запускают проект, который поможет детям с синдромом Дауна в реабилитации и даст нам возможность расширить наше дело и открыть филиал клуба в столице. У нас уже есть наработки и опыт, осталось найти подходящие залы с «подъемной» арендной платой и специалистов для таких занятий. А вообще, было бы очень классно, если бы каждый спортивный клуб в разных видах спорта смог создать хотя бы одну такую группу, чтобы дать возможность заниматься всем особенным детям в Беларуси.

— А наша Варюша мечтает о том, чтобы стать помощником тренера по дзюдо, — говорит Виктория. — Она вырастет, всему научится и будет помогать Константину Викторовичу заниматься с другими особенными детками.

— И у Варюши с ее целеустремленностью, ответственностью и позитивным характером все обязательно получится, — уверен Константин Полей.

Фото: Павел Садовский / Office Life

Партнерский материал