Привлечь деньги в страну. В Беларуси создают «промышленные гостиницы» для инвесторов

Источник:
Оксана Кузнецова
23.05.2023 08:00
Динамика иностранных инвестиций в Беларусь в 2022-м была тревожной — за год они сократились на 20%, а прямые инвестиции — на 10%. Почему так случилось, на что рассчитывать в этом году и как могут изменить ситуацию инвестпроекты в городах «80+» — все эти вопросы Office Life обсудил с директором Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП) Дмитрием Красовским.
Фото: Envato Elements
Дмитрий Красовский,
директор Национального агентства инвестиций и приватизации

Как объясняет собеседник, основное снижение иностранных инвестиций в прошлом году произошло за счет сокращения портфельных инвестиций — они упали на 70%.

— Надо учитывать глобальный тренд последних лет. Начиная с пандемийного 2020 года мир инвестиций сильно трясет. И на этом фоне Беларусь выглядела удивительно: мы опередили Россию по объему прямых иностранных инвестиций на чистой основе, — напоминает директор НАИП. — В 2021-м развитые страны принялись накачивать финансовые рынки ликвидностью. Поддерживался бизнес, пострадавший от пандемии COVID-19.

Сейчас на смену пришло ужесточение денежной политики, потому 2023 год будет не лучшим для инвестиций. И Беларусь здесь не станет исключением. По прогнозу ЮНКТАД, в ближайшие годы в Европе ожидается снижение притока инвестиций на 30–40%, в США — на 35%, а в среднем по миру — примерно на 40%.

Но при этом, говорит Дмитрий Красовский, нам достаточно переориентировать на себя очень небольшой поток мирового объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ), который в среднем составляет $1,5 трлн в год. Наша доля в нем — меньше 0,1%. Чтобы ее увеличить, надо привлечь чуть более $1,5 млрд. И это вполне реально.

Что интересует инвесторов в Беларуси

Статистика говорит, что больше всего иностранных инвестиций приходится на промышленность, торговлю, транспорт и логистику.

— Такая структура практически не меняется на протяжении последних лет. Эти топовые позиции лидируют не потому, что они более интересные, а потому что более капиталоемкие. Мы видим инвесторов, которых интересуют сельское хозяйство и строительство, но капиталоемкость этих отраслей не такая высокая, — объясняет директор НАИП. — Например, в IT-секторе соотношение трудоемкости и капиталоемкости минимальное среди всех: нужно много квалифицированной рабочей силы, а капиталовложения практически не требуются. Поэтому отраслевая структура инвестиций не отражает отраслевых приоритетов инвесторов.

Фото: Envato Elements

От долговых инструментов к «живым» деньгам: реально?

В структуре ПИИ с давних пор высокая доля долговых инструментов. К примеру, в прошлом году на них пришлось более половины всех вложений, а еще почти 40% — это реинвестирование. Как сделать, чтобы большую часть ПИИ составляли «живые» деньги?

— В нашей стране структура инвестиций мало чем отличается от общемировых тенденций, — подчеркивает Дмитрий Красовский. — Реинвестирование — это обычно половина всех инвестиций в мире. В Беларуси эта доля колеблется в разные годы от 40 до 60%. Для нас позитивный сигнал в том, что бизнес, реинвестируя, подтверждает: он здесь надолго и видит перспективы. Средняя окупаемость инвестиций колеблется от 4 до 10–12 лет в разных отраслях. За этот срок инвестор и видит возможность возврата вложений. Поэтому тенденция реинвестирования для нас — очень хороший знак.

Конечно, долговые инструменты как рисковый вид инвестирования хотелось бы сократить, но повлиять на решение инвестора нельзя.

— Как мы можем вмешиваться в этот процесс? Наверное, никак. Это исключительно решение инвестора, у него есть выбор из множества вариантов структурирования проекта, и какие-то проекты структурируются именно так — через долговые инструменты, — рассуждает директор НАИП. — По сравнению со странами ЕАЭС доля долговых инструментов у нас сопоставима. Например, в Казахстане она достигает почти 58%.

Не только Россия. Кто еще инвестирует в Беларусь

По итогам прошлого года самыми крупными инвесторами в нашу экономику оказались Россия, Кипр и Нидерланды.

— РФ сохранит лидерство в потоке инвестиций, который идет в Беларусь. Страны ЕС тоже заметны в списке инвесторов — их вклад связан с реинвестированием капитала. Не думаю, что они этот цикл остановят и покинут топ инвесторов, — считает Дмитрий Красовский.

При этом, по его мнению, в потоке инвестиции не хватает вложений из Индии:

— А ведь это страна с крупной экономикой, и мы плотно работаем над тем, чтобы сделать Беларусь интересной для индийских компаний.

На первый взгляд, в структуре иностранных инвестиций на уровне страны относительно мало вложений из Китая и еще меньше — из стран Ближнего Востока. Однако здесь Дмитрий Красовский оптимистичен:

— Если говорить о Китае, то прошлый год для него прошел под знаком локдауна, проводилась политика «нулевой терпимости» к ковиду. Только с середины года начали снимать ограничения, оживились контакты, поездки, встречи в бизнесе. Как попадают в статистику инвестиции из КНР? Это строительство, поставки оборудования. Если логистически и физически это было невозможно, то и инвестиции в статистике не отразились. Сейчас экономика Китая восстанавливается, и ситуация с инвестированием на страновом уровне изменится.

Что касается объема чистых ПИИ из ОАЭ, то они присутствуют, более того, они на третьем месте в списке инвесторов с показателем $82 млн — это 5,4% всех ПИИ.

— В этом году планируется организовать бизнес-миссию с нашими партнерами, с посольством ОАЭ и Банком развития. Намечены визиты эмиратских деловых кругов в Беларусь. Это позволит зародить серию новых проектов для всего ближневосточного мира в Беларуси, — говорит собеседник.

Из стран этого региона в НАИП также выделяют Турцию и Израиль. Они занимают 11-е и 20-е места среди крупнейших инвесторов. По сравнению с 2021 годом приток ПИИ из Турции увеличился в 7,5 раза, до $17,9 млн, а Израиль инвестировал $9,3 млн.

Фото: Office Life

За год продажа недвижимости нерезидентам выросла в два раза

В Беларуси ПИИ на чистой основе увеличились за год на 15%, но за счет двух позиций: вложений в банковский сектор и продажи недвижимости белорусскими гражданами иностранцам. В НАИП предполагают, что основной рост дал высокий спрос россиян на недвижимость у нас. В 2022 году продажа недвижимости нерезидентам достигла $184 млн, это почти вдвое выше уровня 2021-го и в 2,7 раза больше, чем в 2020-м.

— Мы видим, что инвесторы в жилую недвижимость приходят, строят целые кварталы. Сейчас работаем со странами Южной Азии — Пакистаном, Индией. Кстати, у бизнесменов из Пакистана покупка жилья в европейской стране — это что-то вроде национальной идеи. У них бизнес начинается после покупки жилой недвижимости. И мы ждем, что дальнейший интерес выльется в инвестиции в производственную сферу и услуги, — рассказывает Дмитрий Красовский.

Как «успокаивали» инвесторов в марте 2022-го

Директор НАИП добавляет, что стабилизировать ситуацию с иностранными инвестициями в стране в непростом 2022 году помог оперативный контактный центр для помощи бизнесу.

В марте 2022-го специалисты НАИП, общаясь с инвесторами, прочувствовали ситуацию, в которую попали компании с иностранным капиталом, активно интегрированные в международные экономические процессы.

— В первую очередь это была проблема информационного вакуума, мешающая прогнозировать свои дальнейшие действия. Любой бизнес начинается с прогнозов и ожиданий. А инвестиции — это всегда ставка на будущее. И первая реакция на серьезные геополитические события — взять паузу, приостановить работу. К тому же вакуум всегда наполняется слухами, домыслами, опасениями. Мы поняли, что надо наладить достоверную обратную связь, разъяснить шаги правительства. Мы показали, что многие слухи и домыслы абсолютно беспочвенны. С одной стороны, мы предоставляли информацию компаниям, а с другой — собирали проблемные вопросы и вносили их на рассмотрение оперативного штаба правительства, — вспоминает Дмитрий Красовский.

Почти два месяца контактный центр работал в режиме 24/7. Со временем поток обращений сократился, поскольку бизнес адаптировался, появились разъясняющие документы. Проблемных вопросов стало меньше. Теперь центр переведен на обычный график, а в I квартале 2023 года обращений в центр и вовсе не было.

Вдохновленные «Великим камнем»

Индустриальный парк «Великий камень». Фото: industrialpark.by

Сейчас НАИП сфокусирован на проекте «Индустриальный парк».

— Есть два пилотных проекта по созданию индустриальных парков в городах «80+» — в Барановичах и Пинске, — рассказывает Дмитрий Красовский. — Изучив российский и мировой опыт, выбрали оптимальную концепцию. Ее можно красиво назвать «промышленной гостиницей».

В такой модели бизнесу предлагается не просто готовая инфраструктура, а помещения для недорогой аренды. Можно выбрать любую площадь, огородить гибкими стенами, поставить оборудование и начинать работать. Это очень интересно малому и среднему бизнесу. Никакого минимального порога входа в парк по инвестициям нет. Основную нагрузку на себя берет государство как главный инвестор.

Но поскольку ресурсы государства не безграничны, агентство работает над созданием условий прихода частного капитала в инфраструктуру. Здесь решили позаимствовать российский опыт — выделение субсидий для поддержки парков и управляющих компаний.

К 2030 году запланировано появление индустриальных парков во всех городах «80+», при этом некоторые из них будут создаваться за счет частных инвестиций в инфраструктуру.

— Возвращаясь к первым проектам, скажу, что площадь Пинского парка — 50 га, а Барановичского — 83 га, — уточняет собеседник. — В них выделены стартовые зоны, которые сейчас застраиваются. На их заполнение уйдет три-четыре года. Будет занято 10–13 га. Если растущий бизнес не устраивают типовые помещения, в парке можно взять свободный земельный участок и построить свое здание. Это тоже будет выгодно, потому что инфраструктура с запасом мощности к парку уже подведена.

При этом, по словам директора НАИП, для иностранных инвесторов при принятии решения о развитии бизнеса в нашей стране на первом месте стоят вовсе не налоговые льготы:

— Инвестор готов работать в обычном правовом режиме, если государство предоставит хорошую инфраструктуру и если в местности есть доступ к квалифицированной рабочей силе. К сожалению, с этим тоже есть проблемы. Когда проблемы осознанны — это главное, это позволяет выработать решение.

Самым лучшим и быстрым решением проблемы инфраструктуры являются промышленные парки. Площадка с готовой инфраструктурой заполняется наполовину за три-пять лет, а за 10 — на 90%. Все это время государство получает налоговые поступления, а инвестиции в инфраструктуру окупаются, — подытоживает Дмитрий Красовский.