Экономика мундиаля: как менялись расходы на чемпионат мира по футболу

Источник:
Office Life
21.11.2022 08:00
Стартовало самое яркое событие года в спортивном мире — чемпионат мира по футболу. Впервые в истории один из главных спортивных турниров планеты проходит в арабской стране — 12 лет назад Катар получил право провести ЧМ-2022 по футболу. Этот мундиаль уже назвали самым дорогим за все время. И он претендует еще и на звание самого инклюзивного — с учетом вклада в безбарьерную среду. Office Life вместе с Betera изучил, сколько тратили на чемпионат мира разные страны и становится ли он с годами доступнее для самых разных категорий болельщиков.

Итак, 20 ноября трибуны новенького стадиона «Аль Байт» заполнились зрителями: в первом матче ЧМ-2022 против сборной принимающей страны выступила команда Эквадора (и, к слову, выиграла у хозяев).

Организаторы рассчитывают, что до 18 декабря праздник футбола привлечет около 1,5 млн болельщиков, а также $20 млрд в экономику страны — в краткосрочной перспективе. При этом затраты арабского государства в создание комфортных условий к чемпионату значительно превосходят эту сумму.

Как менялись расходы организаторов ЧМ в разные годы

Известно, что Катар потратил $200 млрд на строительство инфраструктуры мирового класса. Это дороги, сеть общественного транспорта, а также отели и спортивные сооружения. Причем на восемь стадионов, базы и фан-зону ушло всего $6,5 млрд. Остальные деньги направлены на «амбициозную стратегию национального развития и модернизации страны» до 2030 года.

Фото: Global Look Press

Предыдущий чемпионат — а он, как мы помним, проходил в России в 2018 году — обошелся в $11,6 млрд (по данным РБК — более $14,2 млрд). Более половины этой суммы ушло на транспортную инфраструктуру, преимущественно — в новые терминалы аэропортов.

Прошлый рекорд по тратам принадлежит Бразилии: страна вложила в чемпионат, по разным источникам, от $11,6 млрд до $15 млрд. Здесь на транспортную и городскую инфраструктуру тоже ушло больше средств, чем на возведение стадионов.

Фото: AP

При этом $3,8 млрд внес частный бизнес. Но даже этот факт не успокоил местное население, вышедшее на протесты из-за непомерных для страны трат. Люди негодовали, что миллиарды долларов направили не на социальные программы и решение жилищных вопросов. В итоге прибавка к ВВП страны от чемпионата оказалась меньше ожидаемой — не более 0,4%. Зато 300 тыс. жителей Бразилии бесплатно обучили испанскому и английскому языкам.

Ранее расходы на ЧМ по футболу в других странах по разным источникам и с учетом колебания курса были такими:

  • 2010-й, ЮАР — $3,6 млрд;

  • 2006-й, Германия — $4,3–7,7 млрд;

  • 2002-й, Южная Корея и Япония — $7–8,1 млрд;

  • 1998-й, Франция — $1,6–2,3 млрд;

  • 1994-й, США — $30–500 млн.

Чемпионаты в США и Франции среди перечисленных выше оказались самыми эффективными для экономик стран-организаторов. Все потому, что инфраструктура принимающих городов и без того была достаточно развитой и не требовала больших вложений, за исключением как раз спортивных арен.

Как видим, с каждым годом хозяева все больше раскошеливаются на мундиаль, но не ради краткосрочного эффекта, а ради создания «наследия для нескольких будущих поколений».

Замки на песке

Даже если некоторые аспекты подготовки и проведения турнира 2022 года вызывают споры (как то права трудовых мигрантов или продажа алкоголя), арены катарцы построили совершенно восхитительные. Причем разработали собственное ноу-хау — систему охлаждения по принципу «пузыря» из циркулирующего холодного воздуха, подпитываемую от солнечных батарей.

Хотя восемь стадионов разбросаны по пяти городам, до каждого можно добраться на суперсовременном метро Дохи, которое строилось как раз к чемпионату.

Фото: Getty Images

За исключением «Халифа», который подвергся масштабной реконструкции, остальные арены построены с нуля. После футбольных баталий эти сооружения не развеются песком по ветру. Почти все они должны прослужить 100 лет. Исключение — арена «Рас Абу Абуд», которую еще называют «Стадион 974» или «лего-стадионом»: он собран из 974 (в соответствии с международным телефонным кодом Катара) грузовых контейнеров и после чемпионата будет полностью разобран.

На других аренах часть полезных площадей трансформируют, а часть трибун передадут в развивающиеся страны. К примеру, «Аль Тумама» потеряет половину зрительских мест, на территории спорткомплекса разместят центр спортивной медицины и бутик-отель.

Сохранится и прочая инфраструктура — на радость местным жителям и туристам. В том числе людям с инвалидностью, в глазах которых Катар станет еще привлекательнее благодаря своей доступности и комфорту пребывания.

Как спорт стирает барьеры

Инклюзия постепенно проникала в ЧМ по футболу. Основательно в разные социально ответственные проекты FIFA «впряглась» в 2005 году после призыва ООН более активно использовать потенциал спорта.

Большинство проектов были связаны с защитой окружающей среды, борьбой с неравенством. Но уже к чемпионату в Бразилии подготовлена первая комплексная стратегия в области устойчивого развития. И введено обязательное требование к стадионам — прохождение сертификации архитектурно-строительных решений.

Президент FIFA Джанни Инфантино уже похвалил усилия Катара, который не пожалел средств в стремлении заявить о себе как о «глобальном центре устойчивого развития».

Для этого должен быть соблюден девиз ООН «никого не оставить в стороне». Хотя у представителей определенных меньшинств по-прежнему есть основания проявить осторожность при поездке в Катар, для людей с ограниченной мобильностью или любой формой инвалидности проблем с посещением спортивных и иных туристических площадок возникнуть не должно.

Фото: qf.org.qa

Для таких болельщиков обеспечена доступность информации в разных форматах, а также система продажи билетов. Позаботились организаторы и о транспортном обслуживании людей с инвалидностью и маломобильных (к ним также относятся пожилые, беременные, родители с детьми в колясках, травмированные и вынужденные временно пользоваться спецприспособлениями).

На всех аренах продуманы входные группы и контрольно-пропускные пункты, туалеты, буфеты, точки продажи сувениров и спортивной атрибутики. Уложены нескользящие напольные покрытия, а при строительстве использованы материалы, не влияющие на акустику.

На стадионах созданы даже сенсорные комнаты для любителей спорта с ментальными особенностями. С персоналом и волонтерами, которые будут работать на чемпионате, проведены тренинги по оказанию помощи людям с ограниченными возможностями и маломобильными. Для них предусмотрены специальные места в каждой зрительской зоне, включая VIP.

Катарцы говорят, что многие идеи подсмотрели у России, где также обеспечивались эти принципы инклюзивности. Во всяком случае колясочников на трибунах в 2018 году было замечено немало, причем как российских болельщиков, так и иностранных. По отзывам и тех и других на самих спортивных объектах у них не было проблем с передвижением.

Фото: pfc-cska.com

Трудности случались разве что в самих городах, где на тротуарах недостаточно уклонов и сложно преодолевать бордюры, не хватает пандусов, а старые станции московского метро без лифтов — вообще отдельный квест.

К слову, в Сочи, где принимали Олимпиаду-2014, уже тогда адаптировали инфраструктуру для маломобильных болельщиков. А к футбольному чемпионату дополнительно сделали доступными еще более 50 мест для их размещения и питания.

Также в принимающих городах на гостевых маршрутах уложили тактильную плитку, применили и другие системы навигации, установили системы звукового оповещения на оживленных перекрестках, набережные оборудовали поручнями, обустроили съезды и пандусы, при обновлении парка городского транспорта закупали низкопольные машины.

У каждой страны свои нормы по созданию безбарьерной среды, но и FIFA тоже имеет перечень требований. В организации есть Департамент устойчивого развития, который формирует рабочую группу с привлечением общественных организаций инвалидов принимающей страны. Они проводят аудит инклюзивной среды как до, так и во время чемпионатов — чтобы затем внести предложения, как улучшить инфраструктуру, какие ошибки исправить.

Вот так с подачи футбола и вообще спорта ускоряется тренд на стирание барьеров в городской среде.

С чего все начиналось?

На самом деле — с менеджмента. Без подготовки персонала спортивных объектов полностью безбарьерной среды не получится.

В странах с развитым законодательством этим озаботились давно. Например, на основе актов о дискриминации инвалидов (Disability Discrimination Act), появившихся в Австралии в 1992 году, в Великобритании — в 1995-м, создавалась система взглядов на организацию доступной среды для людей с инвалидностью.

Тренинги проводятся не только для персонала спортивных и сервисных объектов, который учат этичному поведению по отношению к людям с инвалидностью. За пару десятилетий наработан также огромный опыт подготовки специалистов по сурдопереводу и тифлокомментированию. Чтобы слепые и слабовидящие если не увидели, то услышали футбол.

Фото: sdsvoi.ru

В России, например, еще до ЧМ-2018 проходил Евро-2012, на котором реализована кампания по созданию аудиоописательных комментариев к футбольным матчам. Более 50 отобранных волонтеров прошли обучение у приглашенных тренеров, которые работали на Евро-2008 в Австрии и Германии. Лучшие из учеников в итоге комментировали матчи Евро-2012. Но и остальные нашли навыку применение на играх местных клубов в разных городах.

Отдельный элемент доступности — бесплатные билеты. Часто люди с инвалидностью еще и малообеспеченные. Для их поддержки оргкомитет ЧМ-2014 в Бразилии, например, выделил 500 бесплатных билетов на каждый матч турнира, т. е. всего 32 тыс. билетов.

На чемпионате в России FIFA предоставила более 23,3 тыс. билетов с правом доступа для отдельных категорий граждан и свыше 18,1 тыс. бесплатных билетов для сопровождающих.

А что там в Беларуси?

Предлагаем на минуту оставить чемпионат мира — 2022 и посмотреть, как обстоят дела со спортивной безбарьерной средой в нашей стране.

Шаг за шагом она развивается: в Беларуси 150 объектов позволяют заниматься физкультурой и спортом людям с инвалидностью. Более 500 человек выбрали это своей профессией, входят в паралимпийскую сборную.

Фото:pyt-yah-online.ru

Но общая стратегия шире и выходит за рамки отдельно взятых объектов. Нужно создавать не безбарьерную, а универсальную среду — такую, которая удобна для всех. Наличие пандусов помогает мамам с колясками, цветовые и световые сигналы — любителям прогулок в наушниках. А ясный язык понятен для всех, не только для людей с ментальными особенностями. И главное, убирать барьеры на всем маршруте следования, а не только в объектах. Поэтому городские автопарки пополняются низкопольным транспортом, в котором еще появляются и речевые информаторы, по основным маршрутам на тротуарах укладывается тактильная плитка, создается ПО для смартфонов в помощь слабовидящим и многое другое. Все больше примеров полностью доступных зданий, среди которых Национальный аэропорт Минск, ж/д вокзал в столице и автовокзал в Бресте.

А к 2025 году должен заработать информресурс «Доступная среда», где будут собираться сведения о том, как тот или иной объект адаптирован для нужд инвалидов и маломобильных и можно ли до него добраться без препятствий.

Не только государство, но и бизнес уделяет внимание этой проблеме. Например, компания Betera — лидер беттинг-индустрии Беларуси — вносит большой вклад в популяризацию спорта, улучшение здоровья детей с особыми образовательными потребностями и тех, кто находится в социально уязвимом положении. С 2020 года компания реализует амбициозные социальные проекты и патронирует уже семь детских учреждений.

Воспитанники Могилевской школы-интерната для детей, больных сколиозом (учреждения-патроната Betera). Фото: Betera

Этой осенью Betera совместно с Белорусской федерацией футбола договорилась расширить партнерство и начать вместе работать не только над спортивными, но и над масштабными КСО-проектами. Ассоциация «Белорусская федерация футбола» (АБФФ), как член FIFA, следует международным стандартам в области инклюзии и безбарьерной среды. В начале ноября этого года от Международной футбольной ассоциации получены новые нормы и предписания по созданию комфортных условий в спорте для людей с ограниченными возможностями. Белорусская федерация футбола несколько лет ведет работу по этому вектору, а привлечение такого партнера, как Betera, позволит масштабировать проекты, получив дополнительное финансирование и наработки.

Планируется, что уже в 2023 году занятия футболом станут ближе для детей с особыми образовательными потребностями. Также Betera и АБФФ собираются разработать совместный специальный курс по работе с детьми с психофизическими особенностями в рамках тренерского образования. Программа обучения будет составлена при поддержке экспертов. Каждый тренер по окончании курса сможет получить не только официальный сертификат от Белорусской федерации футбола, но и помощь в поиске детской группы, с которой будет работать.

Как поделились с журналистом Office Life сотрудники Betera, один из совместных КСО-проектов будет реализован в ближайшие дни. В честь старта чемпионата мира — 2022 компания вместе с АБФФ и известным футбольным тренером посетит один из детских домов Минска. Ребята покажут свои навыки футбольной игры и поучаствуют в тематическом квизе. Также Betera организует для них просмотр матча с комментариями приглашенного тренера.

Все это примеры объединения государственной и частной инициатив в Беларуси, которые создают безграничные возможности инклюзии — в спорте и в жизни. В следующих материалах, посвященных ЧМ, Office Life продолжит рассказывать о громких маркетинговых кейсах в футболе, которые имеют важное социальное значение. Чем их больше, тем богаче и разнообразнее жизнь тех, кому помогают, и тех, кто помогает.

Партнерский материал

ООО «Статускво», УНП 101011505