Сегодня, 10 ноября, ровно 30 лет, как в исполкоме Партизанского райсовета народных депутатов была зарегистрирована производственно-коммерческая фирма «Трайпл». Некогда крупнейшая частная бизнес-структура страны встречает юбилей в процедуре банкротства и санации, а ее основатели и бывшие сотрудники с ностальгией вспоминают времена борцовских успехов, предприимчивого авантюризма, государственных привилегий, взаимовыгодных партнерских отношений и настоящей дружбы. О том, чем был и остался «Трайпл» в истории предпринимательства Беларуси, — в этом материале Office Life.
Борцовский клуб
Крах советской материально-технической системы обеспечения спорта предоставлял в конце 1980-х — начале 1990-х всем спортсменам, по сути, два выбора: либо в «бригаду», либо в бизнес. Сильная белорусская школа, реноме которой на международном уровне подтверждалось десятками выигранных медалей на чемпионатах мира и Европы, помогла многим местным борцам выбрать второй путь.
Основатели «Трайпла», мастер спорта СССР, классик Юрий Чиж и самбист, трехкратный чемпион мира Владимир Япринцев, создали, пожалуй, самый значимый «борцовский бизнес» на постсоветском пространстве. Но было и действует достаточно много локальных «борцовских компаний», в учредителях которых фигурируют или состояли их однокурсники и соперники на коврах — мастер спорта СССР по греко-римской борьбе Игорь Крепчук, вольники Виктор Крейдич и Ваха Евлоев. Бизнесом в те времена пробовал заниматься прославленный белорусский самбист и дзюдоист Натик Багиров.
Фото: журнал Budo Global. Владимир Япринцев (в центре) со своими близкими друзьями Натиком Багировым и Гургеном Тутхаляном.
Международные связи этого профессионального сообщества, выходящие далеко за границы бывшего СССР, обеспечили самое главное для бизнеса — денежные и сырьевые ресурсы. А силовой характер вида спорта и бывшие коллеги в службах безопасности стали серьезными аргументами в лихие 90-е. У начинавшего «Трайпла» проблемы с преступностью периодически возникали, но, по признанию его руководителей, из тех непростых времен бизнес сумел выйти без потерь.
Партнерская модель
Руководители «Трайпла» выстроили уникальную структуру бизнеса, которой, пожалуй, в Беларуси обладал только «БелХард» Игоря Мамоненко, — ядро и компании-спутники, созданные с участием партнеров, обладающих в той или иной сфере компетенциями или дополнительными средствами.
Само ядро, головная компания, тоже состояло из партнеров. Теперь мало кто помнит, что, кроме Чижа, отвечавшего непосредственно за бизнес-процессы, и Япринцева, занимавшегося безопасностью и привлечением внешних ресурсов, учредителями «Трайпла» на протяжении более десяти лет были Владимир Сидоров и Виктор Герасимук.
Из партнерских компаний, созданных с участием белорусов, выделялись топливные бизнесы с Алексеем Олексиным. Из российских соинвесторов — проекты с миллионерами-ретейлерами Владимиром Груздевым и Владиславом Занадворновым, с сибиряками-угольщиками Владимиром Гридиным и Михаилом Федяевым и партнерство с тогдашним акционером «Башнефти» Владимиром Евтушенковым.
В дальнем зарубежье строились альянсы с латвийцем Александром Граховским и литовцем Витольдом Томашевским. Именно за его поддержкой, по всей видимости, направлялся к литовской границе на скорости 220 км/ч накануне своего задержания весной 2016-го Юрий Чиж...
Многовекторная предприимчивость
Фото: triple.by
Разнообразные коммерческие интересы партнеров, конечно, способствовали превращению небольшой фирмы, первоначально занявшейся перевозками и торговлей коврами, в многопрофильный холдинг.
Первые производственные проекты «Трайпла» — выпуск газировки и профилей — были калькой с аналогичных польских проектов. Посмотрев, как получается у соседей, из Германии привезли оборудование для завода «Акватрайпл» и бренд Rehau.
Rehau, представительство которого, кстати, закрылось в Беларуси в этом году, собственно, принес узнаваемость «Трайплу» и первые большие деньги для его владельцев. До 1996 года компания практически не упоминалась в прессе. А в 1996 году неожиданно для всех она победила в тендере на поставку профилей для первой большой стройки независимой Беларуси — Центрального железнодорожного вокзала в Минске. Причем в борьбе «Трайпл» опередил не кого иного, а обласканную тогдашним управделами президента Иваном Титенковым «Контогрупп» влиятельного бизнесмена Виктора Лагвинца.
За этой стройкой последовали другие, в том числе за пределами Беларуси. Сейчас бывшие учредители «Трайпла» сожалеют, что не поставили тогда завод в Москве, который вывел бы их бизнес на совершенно иной уровень. Но в любом случае сотрудничество с Rehau открыло им дорогу в ту сферу, которая через несколько лет стала приоритетом — строительство жилой и коммерческой недвижимости.
Фото: metr.by. Самый знаменитый объект «Трайпла» в жилой недвижимости — дом «У Троицкого»
По количеству отраслей, в которых отметился «Трайпл», ему не было и, наверное, уже не будет равных — около 30. Единственным направлением, которое не жаловалось, стали финансы. Хотя попытки вести бизнес в этой сфере были и здесь — «Сферализинг» и Белорусский биржевой банк.
«Трайпл» и компании холдинга, кроме футбола (клуб «Динамо»), переработки нефти и торговли нефтепродуктами, строительства и недвижимости, выпуска напитков и профилей, владели сетью гипермаркетов ProStore, ресторанами и кафе («Раковский бровар», «Салодкi фальварак», «Золотой гребешок» и др.), магазинами одежды и велнес-комплексом EVO, занимались сельским хозяйством и переработкой мяса, инвестировали в фармацевтику, логистику, туризм, добывали мел и производили стройматериалы.
Еще больше было проектов, которые закончились только намерениями, — от строительства стекольного и молокоперерабатывающего заводов, соответственно, в российских Вязьме и Прокопьевске до получения второй (вместо МТС) лицензии на мобильную связь и возведение железной дороги в Лельчицком районе.
Государственный любимчик
От всех проектов и партнеров «Трайпл» как головная организация получал дивиденды на свою долю. Но главный доход с 2000-х ему начал обеспечивать статус фаворита новых властей.
Фото: Виктор Толочко, sputnik.by
Владельцы «Трайпла», одни из немногих в мире бизнеса, оказались не замаранными в политических баталиях, кипевших в середине 1990-х и на смене тысячелетий. И это позволило им занять места тех, кто по своей воле или под давлением был вынужден покинуть рыночные ниши.
Александра Сманцера, серого кардинала времен Кебича, «Трайпл» заменил в минском «Динамо», влиятельного Анатолия Зубовского, бывшего директора Мозырского НПЗ и председателя Госкомчернобыля, — в поставках давальческой нефти. Компанию ввели на рынок недвижимости, который до середины 2000-х годов не считался привлекательным ни у большинства бизнесменов, ни у государства.
За статус, конечно, нужно было платить — налоговыми выплатами и дополнительными отчислениями на разнообразные внебюджетные государственные нужды. На пике своего могущества, которым является 2012 год, только четыре частных бизнеса входили в топ-20 крупнейших бюджетообразующих организаций реального сектора экономики Беларуси. Две из них относились к холдингу «Трайпл» — «Белнефтегаз» и сам «Трайпл».
При таком привилегированном положении всегда существуют подводные камни — ниже заявленного уровня по тем же выплатам нельзя падать, и всегда найдутся те, кто может стать новым любимчиком. Когда с «Трайплом» все это произошло — случились и развод с партнерами, и потеря друзей, и, в конце концов, задержание и текущее банкротство.
Дружеский дуэт-рекордсмен
Дружеских дуэтов в белорусском бизнесе, когда отношения между партнерами выстраиваются не только на коммерческих связях, на самом деле, было много.
Одни из них за эти годы закончились естественным путем (например, после смерти одного из партнеров, как в случае владельцев Торгового дома «Ждановичи»), другие — завершением проекта в результате продажи совместного бизнеса (Сагальчик и Мелехов).
Дуэт Чижа и Япринцева не был и не стал последним. По-прежнему так или иначе вместе в проектах Израилевич и Велицкий, Хусаенов и Савицкий и многие другие бизнесмены. Другое дело, что владельцев «Трайпла» связывала дружба чуть ли не с первого дня основания компании, и по продолжительности такого рода отношений в рамках совместного бизнеса они были до 2015 года рекордсменами.
Фото: onliner.by
То, что произошло тогда — именно по заявлению Юрия Чижа в КГБ Япринцев был задержан и провел под стражей больше года, — уже никогда не вернет их к прошлому уровню коммуникаций.
В 2013 году на свое 50-летие Юрий Чиж вывез в Турцию и Таиланд несколько сотен гостей, в основном представителей деловых кругов, большая часть которых даже не являлась его партнерами по бизнесу. А в марте 2023 года у недавно вышедшего на свободу бизнесмена очередная круглая дата, которую он проведет, скорее всего, гораздо скромнее, возможно, уже не в статусе совладельца «Трайпла» и, вероятно, уже без своего детища на бизнес-карте страны.