Как изменилась работа частных клиник Беларуси после COVID-19

Источник:
Кася Князева
26.10.2022 08:00
Во время пандемии основной поток пациентов пришелся на государственную медицину. При этом люди откладывали менее актуальные проблемы со здоровьем на потом. Изменилась ли ситуация сейчас и с какими вопросами обращаются пациенты в частные медцентры?

Эра постковида: что лечат чаще

Марина Кирий,
управляющий директор сети медицинских центров «Кравира»

Многие белорусы в той или иной форме переболели ковидом, и теперь медики больше сталкиваются с последствиями этого заболевания. Но в пандемический 2020-й частные клиники действительно переживали снижение потока пациентов.

— В 2020 году у нас было немногим более 17,9 тыс. визитов, но с 2021-го началось восстановление потока пациентов, к концу года число посещений удвоилось, а за девять месяцев 2022-го — их уже почти 43 тыс., — привела цифры управляющий директор сети медицинских центров «Кравира» Марина Кирий во время клуб-конференции Chillenge Open Air Conf для представителей белорусских компаний. Мероприятие организовали Студия Сорокина & Кулинкович и Call-tracking.by.

По статистике, признаки постковидного синдрома отмечают 10–20% людей, перенесших заболевание в любой форме, даже в легкой. Различные симптомы сохраняются до трех-шести месяцев.

В «Кравире», например, почти на 33% выросло число обращений к терапевтам, связанных с бронхитом, одышкой и заболеваниями дыхательных путей. Ковид также дает осложнение на сердце — количество пациентов, столкнувшихся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, увеличилось на 32%. На четверть больше стало жалоб на проблемы, связанные с болезнями суставов, позвоночника, костно-мышечных тканей.

— Также часто пациенты нашей клиники отмечают снижение обоняния или его отсутствие, потерю вкуса. Поэтому ЛОР-врачи тоже востребованы, — отмечает Марина Кирий.

Частым поводом для обращений к медикам в постковидный период стал так называемый «мозговой туман».

— Это затуманенность сознания, потеря памяти, заторможенность в движениях. А также постоянная усталость, частые жалобы на мигрени, головные боли, — поясняет специалист.

Марина Кирий подчеркивает: все вышеперечисленное — это неинфекционные заболевания (НИЗ). И они, если вовремя не обратиться к врачу за лечением, нередко переходят в хронические. НИЗ ежегодно становятся причиной более 41 млн смертей — это 71% всех случаев в мире. То есть опасность пандемии кроется не только в активной фазе самого коронавируса.

При этом в 2021 году пациенты реже обращались по поводу лечения заболеваний кожи и глаз, к косметологам и пластическим хирургам — были более актуальные проблемы со здоровьем.

Увеличилась нагрузка на психологов и психотерапевтов: поводов заработать фобию или невроз у людей прибавилось.

Основные направления борьбы с неинфекционными заболеваниями включают их выявление, скрининг и лечение.

— У нас заметно растут запросы на программы скринингов или профилактических осмотров. Мы их называем check-up. Это комплексные специализированные программы, направленные на обследование того или иного органа и выявление заболевания на ранней стадии. Очень популярна программа «Восстановление после COVID-19». Скрининг можно пройти за один-два дня, получить диагностическое заключение и план лечения. Этот новый продукт обеспечил нам рост продаж медуслуг в 2020–2022 годах на 9,5%. Появились и новые «ковидные» комплексы анализов, которые тоже сразу дали существенный рост в общих объемах анализов, — рассказывает Марина Кирий.

Востребована программа для корпоративных клиентов «Личный врач компании» с закреплением конкретного врача-терапевта, который курирует здоровье сотрудников, может выехать в офис.

Медтуризм восстанавливается медленно

Мировой локдаун и закрытие границ с 2019 года сильно ударили по туризму в целом. По медицинскому — в том числе. Только к 2022-му мировому рынку медицинского туризма удалось выйти на допандемический уровень. В Беларуси ситуация не такая оптимистичная.

— Могу сказать по нашей клинике: до 2019 года медтуризм составлял примерно 11% в структуре услуг, теперь — максимум 2–3%, — уточняет директор сети медицинских центров «Кравира». — И 90% пациентов — это жители России. Поисковые запросы в интернете потенциальных пациентов-россиян на лечение в МЦ «Кравира» выросли на 35–40% за последние полгода. Около 8% составляют обращения клиентов из азиатских республик: Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана. Они иногда приезжают к нам целыми семьями. Изменились также запросы: стали более востребованы профилактические осмотры и скрининги организма, стоматологические, гинекологические услуги, функциональная и УЗИ-диагностика. Очень популярны услуги пластических хирургов.

Марина Кирий отмечает: раньше в клинику чаще приезжали жители ЕС и американцы. Это и неудивительно, ведь квалификация многих белорусских врачей очень высокая, а цены в три-четыре, а иногда и в десятки раз ниже, чем на европейском или американском рынках. Крайне дорогие в других странах операции стоматологии, пластической хирургии, косметологии, лабораторная и функциональная диагностика. У нас же они всегда были более доступными.

Доступны и сейчас. Цены на большую часть услуг, по словам директора сети медицинских центров «Кравира», не менялись в последние год-полтора.

Чтобы привлечь больше зарубежных клиентов, «Кравира» начала сотрудничество с гостиницами и санаториями. Благодаря такой коллаборации пациентам из-за границы, приезжающим за медпомощью, есть куда заселиться, а отели предлагают услуги клиники своим гостям.

Что не так с онлайн-медициной

По данным сервиса 103.by, к которому подключились 35 белорусских клиник, со старта весной этого года было проведено 3390 онлайн-консультаций. То есть в месяц — в среднем по 16.

При этом соседняя Россия входит в пятерку стран — лидеров по телемедицине (на первых строчках — Китай, США, Германия и Канада).

— Рынок IT в медицине — это третья по величине индустрия в мире после финансовых услуг и строительства. Но у нас цифровые решения внедряются медленно, — констатирует Марина Кирий.

В чем может быть проблема?

— Во-первых, в доверии. В медицине все-таки больше доверяют офлайн-консультациям, когда есть прямой контакт с доктором. Да и самим врачам удобнее живой контакт, когда, выявив симптомы и просто взглянув на пациента, они уже могут диагностировать заболевание. Во-вторых, многие белорусы просто не знают об услуге онлайн-консультаций — нет популяризации и культуры потребления. В-третьих, есть ограничения со стороны законодательства: онлайн нельзя получить первичную консультацию, поставить диагноз и выдать диагностическое заключение. Для этого все равно надо приехать на прием в клинику. В основном на повторной онлайн-консультации врач может расшифровать анализы, кардиограмму, результаты диагностики, — объясняет специалист.

Многие пациенты пользуются онлайн-консультациями для получения «второго мнения» врача, когда диагноз уже поставлен и лечение назначено специалистом другого медцентра или поликлиники.

Изображения: материалы конференции Chillenge Open Air Conf