Белорусским водителям прилетят «письма счастья» из России. Как это будет работать?
- Источник:
- Наталья Журавлевич
Зачем нужен этот документ и чем он обернется для сторонников «углубленной интеграции в автомобильном мире», мы поговорили с Сергеем Ивановым, в прошлом — адвокатом Минской городской коллегии адвокатов, а сейчас — адвокатом адвокатской палаты Московской области. Значительная часть практики Сергея Валерьевича касается именно защиты прав в делах о ДТП и соблюдения ПДД.
Откуда возникла проблема?
Необходимость принятия такого документа обсуждается уже несколько лет, а сейчас он вышел на финишную прямую. Дело в том, что пользоваться автомобилем с российской регистрацией стало для белорусов настоящим трендом. И вот почему:
Автомобили без переоформления на российском рынке и раньше, и сейчас предлагаются едва ли не в два раза дешевле.
- Не надо платить утилизационный сбор (в зависимости от возраста авто это от 544,5 до 1225,1 рубля на б/у авто для физлиц) и тратиться на регистрацию в ГАИ.
- Автомобилист избавлен от ежегодной госпошлины за участие ТС в дорожном движении (от 61 до 223 рублей).
- Можно не бояться камер на скорость и штрафов за парковку.
В ответ на каждый довод правоохранители и юристы приводили контраргументы:
- Привлекательная цена может говорить о криминальном прошлом автомобиля, и тогда есть риск его изъятия. Долги или смерть реального владельца (того, кто вписан в техпаспорт и живет где-то в России) закончатся тем же.
- Страховка по увеличенным тарифам «съедает» остальные выгоды. При наличии только техпаспорта на российское авто полис на год будет стоить 84 евро (на конец апреля 2022 года), и это в среднем в два раза выше, чем в обычном случае. Без страховки штраф составит 20 б.в., то есть 640 рублей. Кстати, выплаты по страховке получить сможет только владелец либо доверенное лицо.
- Если в течение двух месяцев после совершения правонарушения автомобиль будет остановлен сотрудниками ГАИ, то штраф все же заплатить придется. На трассе М1 регулярно работают пункты контроля и оплаты, где с нерезидентов взимаются штрафы за превышение скорости, зафиксированное датчиками фотофиксации.
Теперь преимуществ в пользовании автомобилем с российской регистрацией станет еще меньше.
— Соглашение будет означать, что взыскания в области дорожного движения, которые совершены в Беларуси, будут признаваться в России и наоборот, — комментирует Сергей Иванов.
Кому это важно?
— К примеру, если российского водителя лишили права управления транспортным средством на территории Беларуси, он не сможет, вернувшись домой, под предлогом утери водительского удостоверения получить права заново. То же самое касается и белорусских водителей. Этой уловкой водители пользовались регулярно, — отмечает адвокат.
Вторая категория водителей — те, кто игнорирует ограничение скорости на дорогах страны-соседки. Теперь «письма счастья» догонят их дома.
Изменения также почувствуют и те, кто продал свой автомобиль без оформления водителю из соседнего государства. Белорусские штрафы теперь придут российскому владельцу, а российские — белорусскому.
Как это будет работать?
В проекте документа говорится, что госавтоинспекции России и Беларуси будут направлять друг другу запросы с информацией о вынесенных решениях.
Исполнение решений будет происходить в рамках законодательства и в национальной валюте страны, на территории которой они исполняются.
Деньги от штрафов будут поступать в доход страны проживания лиц, совершивших административные правонарушения.
Что еще важно помнить?
— Водителям также важно знать, что административное законодательство Беларуси и России отличается, — подчеркивает Сергей Иванов. — Так, в Беларуси привлечь к исполнению административного правонарушения можно только в течение двух месяцев. В России в этом плане существует градация сроков — в зависимости от тяжести совершенного проступка. Например, общий срок давности — 2 месяца, если дело о правонарушении рассматривается судьей (там, где предусмотрено лишение прав) — 3 месяца, а по ряду правонарушений (пьяный за рулем, нарушение ПДД, повлекшее ДТП с причинением вреда здоровью) — до года.
Проект соглашения уже одобрен обеими сторонами, осталось его подписать и ратифицировать на уровне законодательных систем России и Беларуси.