Почему растут цены и при чем здесь Шанхай

Источник:
Борис Сумароков
27.04.2022 12:00
В растущих ценах на онлайн-товары серьезные американские аналитики теперь видят ни много ни мало предупреждение ФРС о том, что пора ужесточать кредитно-денежную политику поактивней, чтобы как можно быстрее обуздать инфляцию, которая в марте показала самый большой рост за период с декабря 1981 года. Office Life разбирается вместе с материалом агентства Reuters, что думают по поводу инфляции близкие к ФРС круги и бизнес.

Цены на онлайн-товары продолжили расти в марте рекордными темпами, свидетельствуют данные, опубликованные компанией Adobe Inc. Статистика Adobe добавила еще одно «потенциально тревожное измерение в битву ФРС за замедление общих темпов роста цен» — цифровое. Потребителю это понятно: в онлайн-ретейле товары стоят дешевле, поскольку ретейлер не тратится на содержание громоздкой и ресурсоемкой офлайновой сбытовой сети — физических магазинов.

Adobe начала публиковать ежемесячный цифровой индекс цен еще в 2021 году, отслеживая десятки миллионов онлайн-товаров в 18 категориях, аналогичных официальному индексу потребительских цен (ИПЦ).

Справка Office Life

Цифровой индекс цен Adobe за март 2022 года, как и за февраль, вырос на 3,6% по сравнению с 2021-м. При этом расходы на одежду — обширную товарную группу с большими онлайн-скидками — увеличились на 16,3%, а цены на онлайн-продукты — на 9%.

Что касается официальных данных по ИПЦ за март, то они продемонстрировали: цены выросли за последние 12 месяцев на 8,5% — это является самым большим ростом с декабря 1981 года. Несмотря на то что инфляция для некоторых товаров ослабла, она распространилась на такие важные потребительские позиции, как продукты общепита и авиабилеты. Как и ожидалось, оживающий после пандемии спрос затронул и услуги с их специфическим ценообразованием. Похоже, статданные за март — сигнал того, что более активное потребление услуг вовсе не обязательно вылечит проблемы.

Почему ФРС просят задуматься

Для ФРС сдвиг в динамике онлайн-цен является еще одним доказательством того, что факторы, определяющие инфляцию в США и в мире, возможно, коренным образом изменились и теперь не смогут быстро вернуться к более умеренной инфляции, наблюдавшейся до пандемии.

«За последние 30 лет глобализация, демография, технологические изменения привели к росту цен. ФРС ничего не может поделать со всеми тремя перечисленными факторами, — говорит главный экономист RSM Джо Брусуэлас. — Мы просто переживаем период длительных сбоев. Это может означать структурно более высокую инфляцию по мере того, как население стареет, сжимаются объемы сбережений и расходов домохозяйств, глобализация же страдает от ряда потрясений, включая торговую войну, начатую бывшим президентом Дональдом Трампом, пандемию, а теперь и войну в Украине».

Технологии продолжают предлагать потенциальное облегчение инфляционных тягот за счет повышения производительности труда, но, как показывает индекс Adobe, по крайней мере на данный момент это влияние не ощущается на ключевых потребительских товарах.

ФРС в марте 2022 года повысила целевую ставку по федеральным фондам на 0,25 п. п. в первой из ожидаемых в этом году серий повышений. Предстоящие повышения могут быть более крупными, с шагом в полпункта, и ожидается, что центробанк вскоре начнет сокращать свой портфель активов. Это может еще больше повысить стоимость заимствований для потребителей и бизнеса.

Тем не менее разрыв между текущей инфляцией и ставкой ФРС является одним из самых больших за всю историю. По сути, это результат прошлогоднего нежелания ФРС начинать повышение ставок тогда, когда инфляция впервые взлетела ввысь. Нерешительность коренится в убеждении, будто силы, стимулирующие инфляцию, представляют собой временные сбои, которые вернутся к прежней норме и приведут к тому, что инфляция будет вести себя так же, как и тогда, когда она была близка к 2%, целевому уровню ФРС.

«Нам потребуется время, чтобы оценить недавний всплеск относительных цен и то, как долго они будут с нами, — заявил президент ФРС Чикаго Чарльз Эванс. — Они гораздо более устойчивы, чем первоначально ожидалось, но я не думаю, что они будут постоянными».

Исследование, проведенное Майклом Кайли, замдиректора Отдела финансовой стабильности ФРС, демонстрирует на опыте 2000–2019 гг., что инфляция была явно «закреплена» на уровне 2% — возможно, по причинам структурного характера, — либо просто являлась постоянной, но обнаруживающей тенденцию к снижению. Вывод Кайли состоит в том, что это похоже на правду. Данные 2000–2019 гг. «содержат очень мало информации», чтобы убедительно утверждать, что инфляция не является постоянной величиной.

По мнению руководства ФРС, фаза эндемически более высокой инфляции может быть близка, и ее ключевые виновники — это жесткий рынок труда и последующее более высокое давление на зарплату, а также перестройка глобальных цепочек поставок, поскольку компании страхуются от будущих сбоев, блокируя рискованных поставщиков или инвестируя в близкие производства с более высокой ценой продукции.

На мероприятии ФРС Крисси Вик, директор по продажам Western Express, заявила, что после повышения зарплаты водителей на 40% в 2021 году ее компания столкнулась со скачком более чем на 80% цен на прицепы в диапазоне $28,5–52 тыс. «Ваш бизнес не может функционировать, не повышая стоимости того, что он производит каждодневно, — заявила она на одном из слушаний ФРС. — У нас не будет новых грузовиков до 2024 года. Так что цепочку поставок и соотношение спроса и предложения не удастся исправить».

Тем временем

Шанхай — новый фактор инфляции

Президент США публично назвал на 70% ответственным за инфляцию своего российского коллегу. Однако тот то ли не справился, то ли отказался тратить свое рабочее время на ослабление доллара США, и теперь у англоязычных СМИ новое модное объяснение инфляционных рисков: Шанхай.

Вообще-то, как передает CNN Business, почти 400 млн человек в 45 городах КНР находятся под полной или частичной блокировкой из-за пандемии. Вместе они, согласно данным Nomura Holdings, производят 40% годового ВВП второй экономики мира ($7,2 трлн). Но для простоты все сводится к ситуации в Шанхае, произведшем в 2021 году 6% экспорта КНР и пропустившем через свой порт 20% морских грузоперевозок.

Справка Office Life

Из-за карантина грузы в морских терминалах Шанхая задерживаются в среднем на восемь дней, что на 75% больше, чем до начала очередного витка пандемии. Грузовые авиакомпании отменили все рейсы. Свыше 90% грузовиков, занятых импортными и экспортными перевозками, простаивают. Заводы поставщиков Sony и Apple, а также крупнейший в мире контрактный производитель ноутбуков Quanta (20% мощностей сектора) тоже не работают. Tesla закрыла свой шанхайский завод Giga, производивший около 2 тыс. электромобилей в день.

Министерство промышленности и информационных технологий КНР направило в Шанхай специальную антикризисную группу для работы над планом возобновления производства на 666 ключевых предприятиях города-карантина. «Мировые рынки все еще могут недооценивать влияние Шанхая, потому что их внимание по-прежнему сосредоточено на российско-украинском конфликте и повышении ставок ФРС США», — цитирует CNN Лу Тина, главного экономиста Nomura по Китаю.