Как белорусы покупают машины в Европе и США? Топ-5 рисков и варианты решения
- Источник:
- Наталья Журавлевич
«На аукционах стало меньше россиян и украинцев — конкуренция сократилась»
— Может показаться удивительным, но в приобретении автомобиля в США сегодня есть несколько плюсов. Например, на аукционах стало меньше игроков из России и Украины, и конкуренция сократилась. Это значит, что лоты можно играть по более низкой цене, — рассказывает учредитель компании xcars.by Руслан Гелаев.
Предприниматель уверен, что импорт «бэушки» по-прежнему востребован на белорусском рынке. Даже несмотря на то, что предложений о продаже авто стало больше, а покупательная способность населения упала.
— Хорошие машины во все времена уходят быстро, и все, что было у нас хорошего, или продали, или вывезли, или не продается. Если же человек привык ездить на хорошем авто, он вряд ли захочет пересесть на уставший во всех отношениях вариант. Но надо также понимать, что при покупке восстановленного «американца» здесь, на месте, в стоимость машины заложена выгода дополнительных участников — тех же «перекупов». Поэтому восстановленный после удара Chevrolet Malibu (2019 года выпуска, комплектация LT, кожаный салон) в Минске предлагают за $15 тыс., а при покупке в США со всеми тратами он обойдется в $12,5 тыс. Выгода очевидна, но придется ждать и в определенной степени рисковать, — объясняет собеседник.
Так что на вопрос, приобретать ли автомобиль именно сейчас, когда мы находимся в фазе активного перестроения рынка, каждый отвечает самостоятельно. Ведь на любом из этапов длинной логистической цепочки при покупке машины за границей — и прежде всего в США — есть риски.
Риск 1. Блокировка аккаунтов компаний, участвующих в аукционах
После введения санкций аккаунты белорусских компаний, участвующих в аукционах от имени своих клиентов, заблокированы. Замороженными оказались и средства, зачисленные на эти аккаунты. Они использовались не только для расчета за автомобили, но и для оплаты простоя машин на площадке аукциона. Каждый день такого простоя стоит примерно $30. Чем дольше компания решает, как забрать автомобиль, тем дороже он обходится.
— Нам повезло: у нас есть своя американская компания, и ее аккаунты по-прежнему в рабочем состоянии, есть также и европейские аккаунты. Поэтому мы можем покупать автомобили так, как и раньше, — отмечает Руслан. — Но знаю, что у многих коллег по бизнесу возникли трудности. Мы вместе пытаемся вывезти уже приобретенные машины, если они успели покинуть площадку аукциона. Переделываем инвойсы, это занимает время и стоит недешево — $600–1000. Но если машина осталась на площадке аукциона и аккаунт компании заблокирован, допускаю, что клиенту придется попрощаться с мыслью об авто. Ведь после простоя, скажем, в три месяца забирать машину уже бессмысленно.
Риск 2. Перевод денег
Несмотря на то что 11 марта три белорусских банка (Банк развития, Белагропромбанк и «Дабрабыт») отключены от системы SWIFT, у других банков переводы за границу по-прежнему работают.
— Другое дело, что происхождение средств, поступивших из Беларуси на счет американских компаний, надо объяснять, — дополняет Руслан. — Но нам пока это удавалось.
Читайте также:
Риск 3. Таможенный досмотр во время транспортировки по морю
Санкции США также предусматривают запрет на экспорт в Россию и Беларусь предметов роскоши, к которым были отнесены и автомобили. Трудность заключается в том, что критерии по стоимости машины в данном случае не определены, поэтому теоретически ограничения могут коснуться любого транспортного средства.
Принятые меры позволяют по инициативе любой из сторон (на протяжении всего маршрута, включая промежуточные порты) провести таможенный досмотр контейнера с автомобилями. Это не только задержка по времени, но и дополнительные расходы, которые ложатся на плечи покупателя.
Риск 4. Усложнение логистики
Сложнее (а значит, и дороже) стала и логистика доставки автомобилей. С тех пор как крупные компании по контейнерным перевозкам (швейцарско-итальянская Mediterranean Shipping Company, датская Maersk Line, французская CMA CGM Group, немецкая Hapag-Lloyd) отказались от заказов в Беларусь и Россию, машины по прибытии в порт назначения приходится транспортировать автовозами.
— Да, тут будет повышение стоимости доставки. Но я не прогнозирую слишком большой рост. Пока это видится в пределах разумного — до $50 с авто. Но не 300, как сейчас можно слышать, уж точно, — комментирует собеседник.
Риск 5. Закрытие границ для белорусских и российских грузоперевозчиков
На прошлой неделе белорусским и российским транспортным компаниям был запрещен въезд на территорию ЕС.
— Эта проблема на фоне других видится наименьшим злом, — признается Руслан. — Ведь будут ездить армянские, казахстанские, турецкие перевозчики. Возможно, латвийские и литовские, если им не запретят. Желающих работать на отрезке Клайпеда — Минск достаточно. Это слишком лакомый кусок рынка, чтобы от него отказаться.
Европа: рисков меньше, но цены выше
Покупка автомобиля на европейских аукционах выглядит менее рискованной за счет более простой логистики по доставке. Впрочем, и цены там выше.
— Я бы не советовал покупать в Европе авто массового сегмента. Просто потому что многие аналогичные варианты в Беларуси будут дешевле, чем в Европе. Тем более с учетом вопросов по доставке, — объясняет Руслан.
Что в итоге?
Сегодня бизнес по покупке и доставке автомобилей из-за границы переживает не лучшие времена: поток клиентов упал. Хотя сегмент машин, которыми интересуются белорусы, остался по-прежнему широким: это может быть как авто «под ключ» с бюджетом до $10 тыс., так и свежие Volvo S80 и Maserati Levante.
Цены на свои услуги белорусские компании не поднимали, но прежде всего потому, что пока все заняты экстренным вывозом уже приобретенных машин и попыткой понять происходящее. А что будет дальше — никто не знает.
— В плане покупки «бэушки» за границей нас уже отбросило на несколько лет назад. Санкции вводятся в считанные дни, а отменяются годами. Поэтому эта ситуация с нами надолго, — заключает предприниматель.