Импортозамещение и делокализация: сможет ли выжить экономика России

Источник:
Борис Сумароков
17.03.2022 08:00
В условиях, когда беспрецедентные санкции в отношении России фактически отсекают ее экономику от Европы как источника инвестиций и технологий, резко возрастает спрос на альтернативные модели экономического развития РФ и всего постсоветского пространства.
Бранко Миланович. Фото: Twitter

Одну из таких моделей описывает в своем блоге американский экономист сербского происхождения Бранко Миланович, профессор Городского университета Нью-Йорка, в прошлом — экономист Всемирного банка, автор ставшей в 2016 году бестселлером работы Global inequality (русский перевод — «Глобальное неравенство», 2017). Миланович — скептик, не скрывающий, что стереотипы прошлого вряд ли сработают в новых условиях. Однако он подчеркивает, что построение Россией принципиально новой экономики представляется пусть трудным и рискованным, но отнюдь не невозможным.

Надолго или навсегда?

...Можно сделать два предположения. Во-первых, нынешний российский режим в той или иной форме может сохраниться еще лет 10-20. Во-вторых, западные санкции будут продолжаться в течение, скажем, 50 лет... Аргументы в пользу этого следующие. Санкции США после введения чрезвычайно трудно отменить. На сегодняшний день существует уже 6000 различных западных санкций против России. Это больше, чем суммарное количество санкций, действующих против Ирана, Сирии и КНДР вместе взятых. История показывает, что санкции США могут длиться неограниченное время: санкции против Кубы — более 60 лет, против Ирана — свыше 40 лет, и даже санкции против СССР (например, поправка Джексона — Вэника)... продолжали действовать в течение 20 лет после распада СССР, даже после того как их причина (еврейская миграция) полностью исчезла.

Когда постпутинское правительство попытается отменить санкции, оно столкнется со списком уступок, которые политически невозможно удовлетворить. Таким образом, можно ожидать, что санкции (пусть и не в нынешней форме) будут действовать в течение всего периода, который мы здесь называем долгосрочным (50 лет).

Поэтому представляется очевидным, что долгосрочная экономическая политика РФ должна преследовать две цели: импортозамещение и смещение экономической активности с Европы в сторону Азии. Хотя эти цели ясны, реализовать их будет крайне сложно.

Москва. Фото: Pexels

Чему учит история

...Советскую индустриализацию можно рассматривать как попытку замещения импорта путем создания мощной отечественной промышленной базы. Однако этот процесс был основан на двух элементах, которые будут отсутствовать в будущей России.

Во-первых, советский доступ к западной технологии, стоявшей у истоков большинства крупных советских комплексов... Излишки, добытые в результате коллективизации, голода и смерти миллионов, и даже золото, взятое из церквей, были использованы для покупки западных технологий... Возможности импортировать столь же передовые западные технологии, способные стать основой импортозамещения в нисходящем потоке, отсутствуют в условиях режима санкций. Поэтому такие технологии должны быть изобретены локально.

...Предложи кто-нибудь в 1990-е годах такой подход к импортозамещению, его было бы трудно реализовать, но отнюдь не невозможно: СССР обладал в то время широкой промышленной базой (производство самолетов, автомобилей, бытовой техники и т.д.). Сектор не был конкурентоспособным на международном уровне, но его можно было улучшить и сделать конкурентоспособным при правильных инвестициях. Однако большая часть этих промышленных комплексов была приватизирована и ликвидирована либо технологически устарела. За 30 лет переходного периода Россия не смогла выстроить ни одной технологически развитой отрасли промышленности, кроме как в военной сфере...

Заниматься импортозамещением в условиях, когда придется воссоздавать как базу такого замещения, так и новые отрасли без инвестиций из развитых стран, практически невозможно. Эту проблему Китай смог решить лишь после резкого внешнеполитического сдвига в середине 1970-х годов. Но такой вариант для России по определению недоступен.

Кадры решают всё

Вторым фактором советской индустриализации было увеличение рабочей силы... за счет предложения избыточной сельскохозяйственной рабочей силы, роста численности населения и, что очень важно, повышения уровня образования... Ни один из этих элементов не сохранится в ближайшие полвека. Население России урбанизировано, имеет тенденцию к сокращению и хорошо образовано...

Конечно, высокообразованная рабочая сила — это плюс. Но эта рабочая сила для максимальной производительности должна работать с лучшими технологиями. При отсутствии передовых технологий высокообразованная рабочая сила будет растрачена впустую. Из-за сокращения численности населения даже общее количество такой рабочей силы с каждым годом будет уменьшаться. Не найдя адекватного применения и адекватной оплаты труда в РФ, она будет иметь тенденцию к эмиграции... Не исключено, что Россия может вернуться к советской политике недопущения свободной миграции — теперь под давлением экономических факторов... Факторы, сделавшие возможным импортозамещение в 1930-1950-е годы в СССР, не будут работать в завтрашней России.

Владивосток. Фото: Freepik / Irina Beloglazova

Окно в Азию

Каковы перспективы смещения центра тяжести экономической жизни с Запада на Восток? По аналогии с переносом столицы Петром Великим, это ситуация, когда Россия открывает окно не в Европу, а в Восточную Азию, например, перенося столицу во Владивосток и пытаясь переместить центр экономической и бюрократической жизни вместе с населением туда же. Если бы все можно было сдвинуть с мертвой точки декретом, такой сдвиг выглядел бы вполне разумно. Восточная Азия является и останется самой быстрорастущей частью мира. Уход из Европы, которая во многих отношениях представляет собой приходящий в упадок континент, можно рассматривать как правильный шаг. Россия, наряду с США, единственная страна в мире, способная решиться на столь радикальные действия...

Насколько реально такое изменение? Оно потребует огромных инвестиций в инфраструктуру, включая транспортное сообщение: перелет из Москвы во Владивосток занимает почти 10 часов, поездка на поезде — более недели. Развитие новых городов и расширение существующих требует не только инвестиций, которые не способна обеспечить сокращающаяся экономика. Оно также потребовало бы создания новых рабочих мест... Трудно представить себе, как такой масштабный сдвиг деятельности может быть осуществлен без огромных инвестиций и комплексного городского и производственного планирования.

Трудно, но не невозможно

Поэтому обе политики — импортозамещения и смещения на Восток — столкнутся с почти непреодолимыми препятствиями. Это не значит, что они не могут быть реализованы; некоторые из таких шагов будут сделаны по необходимости... Более тесные экономические связи с Китаем также предполагают перемещение компаний и людей на Восток. Сибирский или тихоокеанский город может стать второй столицей (как Анкара в Турции). Но значительный успех в любой из этих двух областей с сегодняшней точки зрения кажется практически недостижимым.