«Жилье закончилось». Что происходит в странах, куда бегут украинцы и белорусы

Источник:
Анна Руденко
17.03.2022 12:00
Происходящее в Украине изменило мир: по данным ООН, из страны уехало уже более 3 млн беженцев. В основном их принимают в Польше, а также в Словакии, Румынии, Венгрии, Молдове, странах Балтии. При этом, в Беларусь, по последним данным Госпогранкомитета, приехало уже более 1 800 граждан Украины. Кроме того, с началом военных действий вырос поток релокантов из России и Беларуси. Office Life рассказывает, как изменилась жизнь в некоторых странах, куда сейчас едут активнее всего

Эстония, Таллин. «Местные волнуются за свои рабочие места»

Таллин. Фото: Unsplash / Bente Hagens

Марина живет в Таллине с 2021 года. Белоруска говорит, что сейчас прием беженцев — это тема номер один в эстонском обществе. На улицах городов — украинские флаги и поддерживающая страну символика.

— Эстония никогда в своей истории не принимала такого количества беженцев. В начале военных действий в Украине власти анонсировали, что страна сможет принять до 2 тыс. человек, потом увидели огромные потоки — и увеличили лимит до 10 тыс. По последним данным, в Эстонию уже прибыло до 16 тыс. беженцев — для страны с населением чуть более миллиона человек это очень много.

Беженцев, рассказывает Марина, бесплатно расселяют в гостиницы, обеспечивают питанием.

— Им в упрощенном порядке оформляют вид на жительство — и это дает право на бесплатную медицину, бесплатный общественный транспорт в Таллине, пособие по безработице в размере 280 евро в месяц (если ты зарегистрирован на бирже и ищешь работу), выплаты на детей.

Для детей из Украины власти Таллина, говорит Марина, разработали обширную программу: их бесплатно возят в зоопарк, музеи, организуют разные мастер-классы.

Цены на аренду жилья в Таллине остаются на прежнем уровне: пока все прибывшие временно размещены в бесплатных локациях — но в местных чатах уже обсуждают, что повышения, похоже, не избежать.

— Также в небольшой Эстонии местные начинают волноваться за свои рабочие места — ведь на рынок выходит огромная масса недорогой рабочей силы. Да, люди без знания английского или эстонского языка смогут претендовать только на низкоквалифицированный труд, но украинцы и раньше приезжали в страну на заработки, и все понимают, что они работают хорошо и готовы получать гораздо меньше, чем эстонцы.

Литва, Вильнюс. «Много работников-украинцев уехало обратно в Украину»

Вильнюс. Фото: Unsplash / Dan-Marian-Stefan Doroghi

В Вильнюсе поддержка Украины ощущается буквально на каждом шагу, рассказывает белорус Дмитрий, переехавший в литовскую столицу в 2021 году. Всего страна приняла уже около 10 тыс. украинских беженцев.

— На административных зданиях, в кафе, барах Вильнюса — украинские флаги, на телебашне — его изображение бегущей строкой, на домах — много желто-голубой подсветки.

По словам Дмитрия, сейчас беженцев власти размещают в специально созданных центрах, некоторых гостиницах, им помогают с оформлением и работой. Волонтеры решают срочные вопросы, собирают одежду. Местные предлагают бесплатные занятия и курсы.

Цены на аренду жилья в Вильнюсе, по его наблюдениям, именно в последние три недели не росли: они серьезно подскочили еще в августе-октябре 2021 года. Сейчас, наоборот, наблюдается небольшой спад.

— В районе Фабийонишкес (это окраина города с новостройками, которая сейчас активно застраивается) в августе-сентябре не было «двушек» дешевле 400 евро, а теперь есть вариант за 360 евро (но квартира небольшая, 40 квадратных метров). В этом же районе можно найти однокомнатную квартиру за 200 евро, всего 19 квадратных метров.

Что касается рынка труда, то литовцев сейчас больше волнует отток украинцев, которые приехали в страну раньше. По данным Департамента миграции Литвы, там легально проживает более 32 тыс. граждан Украины, из них почти у 28 тыс. есть действующие разрешения на работу и проживание в Литве. Больше всего таких работников — в транспортном и строительном секторах. Сейчас же, по данным представителей Литовской ассоциации перевозчиков Linava (объединяет 740 компаний), работающие в Литве украинцы массово возвращаются домой. По предварительным подсчетам литовских транспортников, обратно в Украину уехало минимум 10 тыс. украинцев.

Латвия, Рига. «Здесь не очень любят чужих, но сейчас принимают и украинцев, и россиян»

Рига. Фото: Unsplash / Jānis Beitiņš

Рига приняла около 600 украинских беженцев, из них — более 400 детей, и, по заявлениям властей, латвийской столице уже не хватает ресурсов.

По словам россиянина Григория, который живет в Риге уже четыре года, жизнь в городе сильно не изменилась — разве что на улицах появилось очень много украинских флагов.

— Беженцев относительно немного. В основном в Риге оказываются те, у кого здесь есть родственники. Отношение к беженцам максимально дружелюбное: готовы помогать простые люди и власти, возникают стихийные центры помощи, где собирают вещи для украинцев. В целом в Латвии не очень любят чужих, но сегодня на всех уровнях говорят, что готовы принять всех украинцев.

Переезжают сегодня в Латвию, рассказывает Григорий, и россияне — к ним тоже относятся очень дружелюбно.

Мужчина пока не заметил изменений на рынке арендного жилья.

— Мне самому в ближайшие недели надо будет съехать с одной съемной квартиры на другую, поэтому я активно мониторю рынок — предложений много, цены те же. Думаю, приехавшие из Украины люди пока не начали массово искать жилье.

Опасений по поводу того, что приехавшие украинцы будут претендовать на рабочие места жителей Латвии, по словам Григория, пока в обществе не высказывается.

— Прямо сейчас мнение людей и властей такое: всех примем, всех обогреем, поможем, разместим.

Польша, Краков и Варшава. «Свободного жилья почти нет»

Фото: Unsplash / Kevin Buckert

Основная нагрузка по приему украинских беженцев легла на Польшу. Например, в Кракове на беженцев потрачено уже 14 млн злотых (около $3,2 млн) из резерва на случай чрезвычайных ситуаций в размере 19 млн злотых ($4,4 млн).

Белоруска Наталья, живущая в пригороде Кракова более семи лет, говорит, что город принял уже около 100 тыс. беженцев.

— В моей небольшой деревушке приняли около 60 беженцев. Поляки разместили их в своих домах, фактически — приняли в семьи, обеспечивают едой и всем необходимым. Детей из Украины устраивают в детские сады и школы, медицина для всех семей бесплатная, врачи принимают без очереди. Власти города организуют много мероприятий для детей — творческие, спортивные. Все — бесплатно.

Когда начали прибывать беженцы, вспоминает Наталья, в Кракове на вокзале организовали пункт, где их встречали, регистрировали, пытались найти жилье, кормили, предоставляли место для отдыха.

— В первые дни очередь на оформление и относительно постоянное размещение на вокзале растягивалась на сутки. Потом местные программисты создали приложение, в котором можно было предлагать и соглашаться на жилье. Людей встречали на въезде в Польшу и развозили по разным, в том числе мелким, населенным пунктам. Очень активными в волонтерстве были и остаются белорусы, и лично я не видела негативного отношения к нам ни со стороны поляков, ни со стороны украинцев.

Сейчас власти Кракова помогают семьям, принимающим беженцев: они дополнительно получают 1200 злотых (около 250 евро) в виде компенсации возросших расходов на коммунальные выплаты.

Поляки помогают беженцам с трудоустройством: им не нужно проходить процедуру нострификации (подтверждения документов об образовании), не требуются разрешения на работу — людей берут туда, где есть места и где они могут быть полезны. По словам Натальи, город уже временно трудоустроил около 60 тыс. человек.

Очень серьезно встала проблема с жильем, говорит наша собеседница.

— Свободное жилье в Кракове закончилось, город переполнен, нет свободных отелей, хостелов — там расселили беженцев. Найти квартиру в аренду невозможно. Стоимость серьезно возросла: в среднем — на тысячу злотых, то есть примерно на 210 евро.

Сейчас, рассказывает Наталья, квартира в Кракове площадью 30–40 кв. м будет стоить от 330–380 евро (плюс коммунальные платежи — зимой они достигают 210 евро). Раньше, говорит белоруска, за ту же цену можно было снять большую «трешку» площадью около 80 кв. м.

— Сдают квартиры иностранцам сейчас неохотно: по польским законам арендодатель какое-то время не может выставить на улицу семью с детьми — даже если она не платит.

По словам Натальи, абсолютное большинство беженцев не собираются оставаться в Польше.

— Здесь почти все беженцы — женщины и дети, мужчины остались в Украине. Они хотят к мужьям и папам, хотят домой.

Фото: Unsplash / Kevin Buckert

Белоруска Ольга, которая уже четвертый год живет в Варшаве, подтверждает: свободного жилья в столице Польши тоже нет, цены на аренду серьезно выросли.

— Но в Варшаве все очень сильно подорожало еще до начала ситуации с беженцами. Я снимаю «однушку» почти за 2 тыс. злотых — это 400 евро (плюс коммунальные расходы). Сейчас найти что-то за эти деньги нереально. Цена за квартиру равной площади в похожем районе стартует от 2,5 тыс. злотых (530 евро) — и на нее будет огромная очередь.

В Лодзи и Белостоке, как видит Ольга, цены тоже серьезно выросли, но главная проблема в том, что и там нет предложений.

— Сейчас снять квартиру иностранцу — необязательно беженцу из Украины — стало заметно сложнее. Я видела объявления «сдадим только полякам», либо же, в крайнем случае, пометки, что предложение актуально для тех, кто имеет в Польше постоянный вид на жительство. Найти аренду семье с ребенком — еще сложнее. С животными — почти нереально.

Грузия, Тбилиси. «Не стоит рассчитывать найти здесь работу»

Тбилиси. Фото: Unsplash / Max Slch

Грузия массово не принимает украинских мигрантов, зато эту страну все чаще выбирают релоканты из нашей страны. Белоруска Екатерина, которая уже восемь месяцев живет и работает в грузинской столице, замечает, что в последние три недели обстановка стала «очень напряженной».

— Я лично не сталкивалась с дискриминацией или плохим отношением по причине того, что я белоруска, но в местных чатах вижу негатив по отношению к белорусам и россиянам: пишут, мол, «мы вас не ждем, не приезжайте сюда».

Изменилось, по ее словам, и отношение частного бизнеса к приехавшим.

— Один из крупнейших банков перестал открывать счета людям с белорусским паспортом (по действующим ранее клиентам ситуация осталась прежней), другой крупный банк счета открывает, но перед этим ты должен подписать декларацию о том, что осуждаешь войну в Украине. Раньше в магазинах тебе отвечали на русском — теперь демонстративно переходят на английский. Некоторые принципиально не сдают квартиры белорусам. Местный дом юстиции, который регистрирует в Тбилиси организации, до конца марта приостановил прием заявок — и это решение может быть продлено до трех месяцев. Они просто не справляются с потоком приехавших.

По словам Кати, власти видят эту проблему: бизнесу запретили отказывать в услугах людям по причине гражданства, политики громко заявляют, что Грузия — по-прежнему открытая для гостей страна, а дискриминация по этническому признаку — это недопустимое явление для цивилизованного общества.

Свободного жилья в Тбилиси, говорит белоруска, почти не осталось, цены на аренду «взлетели до небес».

— Здесь очень много недвижимости строится — и еще недавно новостройки стояли полупустыми. Сейчас же все занято. Когда я приехала, в центре Тбилиси можно было снять шикарную квартиру за 300 долларов. Сейчас я вижу, что «бабушатники» на окраине улетают по 600. Думаю, в дальнейшем люди будут разъезжаться по маленьким городам.

Все приехавшие работают на внешние рынки — здесь, говорит Екатерина, работы для мигрантов нет.

— Грузия — это туризм и виноделие. Рынок маленький, зарплаты низкие. Если кто-то рассчитывает приехать в эту страну и найти работу — не стоит даже пробовать.

Армения, Ереван. «То, что раньше сдавали за $300, сейчас стоит $700»

Ереван. Фото: Freepik / SoloSlav

По словам армянина Артака, который занимается организацией туров по стране, в Армению в последнее время из России, Беларуси и Украины приехало около 80 тыс. человек — для трехмиллионной страны это много. Половина рассматривали ее как транзитную точку, отсюда уезжали в Грузию.

— IT-компании из России и Беларуси перевозят сюда сотрудников, открывают юрлица, счета — и, похоже, собираются оставаться. С одной стороны, гости — туристы, мигранты и релоканты — это всегда финансовые вливания в экономику страны. С другой — много армян работали в России и финансово поддерживали родственников в Армении. Если они потеряют работу там из-за экономической ситуации, то вернутся домой — и финансово всем станет тяжелее.

Цены на арендное жилье в Ереване, говорит Артак, в последнее время выросли почти в 2,5 раза: раньше можно было найти нормальную «двушку» за $250–300, теперь такое же жилье не снимешь дешевле $600–700.